"За власть советов"

Иван Дроздов "последний Иван"

Бубеннова наглухо «закрыли» после одного эпизода.


Летел он с Катаевым в составе писательской делегации в какой-то город. В самолёте сидели рядом. Катаев спросил:


- Ты, Миша, читал мой роман «За власть Советов»?

- Читал.

- И как он тебе?

- Не понравился.


- Хо! Это интересно! Все говорят, роман великолепный, а он - «не понравился!» Ты, наверное, антисемит, Миша?


- Ну вот, сразу и антисемит! Роман мне не понравился потому, что он плохо написан, а не потому, что его автор еврей. Бедный язык, штампы, банальности, нет живых лиц. И всё говорят, говорят. Как же он может понравится?


Катаев позеленел, что-то ещё шипел об антисемитизме, но Бубеннов его не слушал, ушёл в заднюю часть самолёта. А когда вернулся из поездки, снова перечитал роман и написал о нём статью. Большую, на шестьдесят страниц. И послал в «Правду».


Прошёл месяц, другой - ответа не было. Друзья говорили: «Зачем послал в "Правду"? Газета может напечатать семь-восемь страниц, а ты накатал шестьдесят».


- Да,- соглашался Михаил,- свалял дурака.


И вдруг - звонок:


- Говорит Сталин. Здравствуйте, Михаил Семёнович! Из «Правды» мне дали вашу статью о Катаеве. Очень вы хорошо написали. В статье содержится анализ не только романа «За власть Советов», но и стиля писателя, его художественного метода, если вообще у таких писателей есть художественный метод.


- Спасибо, Иосиф Виссарионович, но статья большая, и я напрасно послал её в «Правду».


- Да, верно, статья большая, но я, полагаю, редакция найдёт для неё место. Попрошу, чтобы напечатали без особых сокращений.


Статья была напечатана, и с тех пор Бубеннов надолго получил ярлык антисемита. Официальная критика вычеркнула его из числа писателей. Михаил Семёнович написал ещё два прекрасных романа - «Орлиная степь» и «Стремнина»,- к последнему по просьбе издательства я написал послесловие, но для критики этого писателя не существовало.