ВМ 20 Вячеслав Молотов
В январе 1934 г. Коломенский машиностроительный завод совместно с заводами "Динамо" и ХЭМЗ закончил постройку двухсекционного тепловоза типа 2-4о-1+1-4о-2, которому была присвоена серия ВМ (Вячеслав Молотов).
В основу проекта тепловоза серии ВМ были положены те же исходные условия, что и для паровоза типа 1-5-1 серии ФД: сила тяги на ободе колес 20 000 кгс (по прочности винтовой сцепки), нагрузка от движущей оси на рельсы 20 тс. Для увеличения провозной способности линий, на которых предполагалось вводить новые тепловозы, скорость на руководящих подъемах была выбрана 20 км/ч. Заданные скорость и сила тяги требовали реализации мощности на осях колесных пар около 1500 л.с.Сцепная масса каждой секции тепловоза серии ВМ равнялась 79т, общая масса — 123т,конструкционная скорость — 72 км/ч, диаметр движущих колес был 1220 мм. Часовая мощность двухсекционного тепловоза по тяговым электродвигателям составляла 1200 кВт при силе тяги 20 000 кгс и скорости 22 км/ч
Двухсекционный тепловоз серии ВМ был построен за 6 месяцев и 20 января 1934 г. совершил пробную поездку на участке Голутвин—Москва Московско-Казанской железной дороги. Затем, выполнив еще несколько поездок по этой дороге, тепловоз в марте-апреле 1934 г. сделал рейсы с грузовыми составами на участках Люблино — Тула Московско-Курской и Москва — Ленинград Октябрьской железных дорог, после чего поступил для испытаний на экспериментальное кольцо Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Поездки с грузовыми поездами на участке Люблино — Тула показали, что тепловоз в двухсекционном варианте мог возить составы на 25 — 30% тяжелее и со скоростями на руководящих подъемах на 60% более высокими, чем паровозы серии Э, работавшие в то время на этой линии.
После испытаний тепловоз серии ВМ был отправлен в депо Ашхабад, где стал работать в двухсекционном варианте с грузовыми поездами. Так как веса и скорости поездов на Ашхабадской железной дороге соответствовал и тяговым возможностям более слабых тепловозов серии Ээл, то мощность двухсекционного тепловоза серии ВМ использовалась не полностью. Отдельные секции тепловоза (ВМ20-01 и ВМ20-02) иногда обслуживали пассажирские поезда, но не могли заменить тепловозы серии Ээл в грузовом движении.
Неполное использование мощности тепловоза серии ВМ при эксплуатации его на Ашхабадской дороге, несоответствие между мощностью дизеля и мощностью тяговых электродвигателей, некоторые, хотя и небольшие, конструктивные недостатки стали главной причиной того, что двухсекционный вариант дизельного локомотива не получил дальнейшего распространения. В 1949 г. секции № 01 и № 02 тепловоза были приспособлены для работы в качестве электростанций, а соответственно в 1955 и 1957 гг. были исключены из инвентаря.
Железная дорога
4K постов6.5K подписчиков