В погоне за Фоксом. Часть 1
Где и по каким местам перемещаются герои произведений? Авторы книг, как правило, прорабатывают маршруты передвижения своих персонажей достаточно скрупулёзно и точно. А вот при съемках фильмов их создатели чаще руководствуются красивыми видами и доступностью съемочного процесса, в результате чего маршрут обычно получается абсолютно нереальным.
Я предлагаю Вам сравнить маршруты погони в произведении братьев Вайнеров «Эра милосердия» и в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя. Конечно покажу, как эти места выглядят сегодня и как они выглядели примерно в то время. Будет много фотографий определённых мест с разницей 80-140 лет.
В качестве бонуса будет история здания, в котором снимались интерьеры ресторана.
Весь материал, как всегда, мой – текст и современные фото.
Весь материал поделен на несколько частей.
Фильм
Говоря словами из другого популярного фильма: «Погоня! Какой детективный сюжет обходится без неё? Один бежит, другой догоняет!»
Две погони проходили по очень разным маршрутам, и давайте сначала рассмотрим киноверсию этого действия.
Итак: Сцена «Погоня», Кадр 01, дубль первый, МОТОР.
В фильме сцена погони очень темная, а потому кадры из фильма, которые Вы видите, отредактированы.
Погоня начинается на улице Островского, в настоящее время это малая Ордынка. Дом на заднем фоне, в сторону которого начинается погоня, снесен, как и здание из окна которого выпрыгивали персонажи. Но на этой улице все еще сохранились одноэтажные строения и дом с эркерами.
* * *
Когда автобус отъезжает, второе строение очень хорошо видно в кадре. Малая Ордынка 35.
* * *
Фотография 1981 года, ракурс близкий к фильму, а потому место вполне узнаваемо. Рамку кадра на ретро-фото накладывать не стал, дабы у Вас была возможность лучше рассмотреть старую фотографию.
* * *
Дом, который сыграл роль ресторана в фильме, практически не показывают. И это объяснимо, ибо его внешность на фешенебельный ресторан ну никак не тянет. На фотографии 1974 года он второй, справа.
* * *
Фото 1982 года. Почему на здании вывеска «Ресторан Центральный», а не «Астория» объясню чуть позже, в бонусе (не в этой части).
А вот так выглядел настоящий ресторан Астория, в котором снимали интерьерные кадры. Вот из него уже можно было эффектно вывалиться, причем сразу на улицу Горького (ныне Тверскую). Но, видимо, бить стекла в этом заведении и перекрывать одну из центральных улиц для съемок кинематографистам не позволили.
* * *
В этом и состоит мастерство киномонтажа и озвучания. Если посмотрите внимательно, то Фокс не выбивает витраж в ресторане, а только подносит Марианну к окну. Под звуки выбитого стекла осколки летят уже из здания на Малой Ордынке.
Озвучание — это жаргонизм в среде звукорежиссеров, дикторов и актеров дубляжа.
* * *
Кадр 02
Итак, погоня продолжается, и с Малой Ордынки сразу переносится в Большой Черкасский переулок, двигаются в сторону Ильинки. Близко к книжной погоне, однако, далековато от начала событий, впрочем, в кино это уже и не так важно.
* * *
Понимаю, что не все знают Москву. Для более простого понимания, я нанес места съемок на карту и обозначил цифрами. Как проходил маршрут погони: 1=>2=>3=>2=>4
* * *
На карте это место обозначено цифрой «3»
Кадр 03
Снова телепортация по Москве и Студер сносит торговую палатку в Большом Сухаревском переулке, возле дома 5. Редкий случай, когда дом не снесли, а достроили.
* * *
Кадр 04
Фердинанд двигается по Трубной улице и поворачивает на Большой Сухаревский, возле дома 1, откуда они только что ехали.
* * *
Там же Тараскин выпрыгивает из автобуса и убегает в Малый Сухаревский переулок. Дом несколько перестроили, но угол все же остался узнаваем.
* * *
Для понимания, вот так этот дом выглядел еще в 1989 году.
* * *
Досадный ляп (а может, и специально так сняли) в фильме. Тараскин выглядывает из автобуса и видно, что дома на фоне находятся очень далеко, рядом только фонарные столбы и провода. А кадром ранее показывают, как Фердинанд едет по узкой улице, по обе стороны которой плотным строем стоят дома. Скорее всего, «Выглядывающего Тараскина» снимали на набережной Яузы, где так же проходили съемки погони.
* * *
Кадр 05
Снова Большой Сухаревский переулок, но теперь дом 7, где Копытин решил сократить путь дворами.
* * *
Как он определил дальнейший путь Фокса в фильме не указывается, но об этом мы еще поговорим при рассмотрении книжной версии погони.
* * *
Вот в таком порядке (номера кадров) и в таких направлениях проходила погоня в Большом Сухаревском переулке.
* * *
Кадр 06
А вот здесь мы возвращаемся на место, которое на карте обозначено цифрой «2». Московские переулки, очень красивый дом с двумя арками. Он существует и в настоящее время, находится по адресу Большой Черкасский переулок, дом 7.
* * *
На том же месте сняты повороты во дворах.
* * *
Кадр 07
Длинный проезд по дворам и выезд на улицу, где перед ними проскакивает «Студер», снимался в Одессе. Причиной тому было то, что к концу 70х, в Москве уже не осталось таких длинных проходных переулков. В поисках этого места мне пришлось виртуально облазить всю Одессу. Есть подозрение, что съемки этого фрагмента проходили на Маразлиевской улице, выезд из арки дома 48, но поручиться на 100 процентов не могу из-за отсутствия возможности лично проверить те переулки. Вот так вот большая политика мешает маленькому творчеству.
* * *
И с этого момента погоня перемещается на набережную Яузы (на карте обозначено цифрой 4).
А на сегодня все! Продолжение следует...
3acим откланиваюсь! Можете пинать!