Старшина спас всех, кто находился на борту
Шло лето 1942 года.
Севастополь окружили немцы, им удавалось полностью контролировать морские и воздушные пути сообщения.
Оставалась надежда на подводный флот.
Ночью с 22 на 23 июня подводная лодка М-32 («Малютка») во главе с командиром Николаем Калтыпиным пыталась уйти из бухты осажденного города.
«Малютка» доставила в Севастополь 8 тонн боеприпасов и грузов: мины, винтовочные патроны, а также более 4 тыс.литров бензина.
Забрали 8 человек, среди которых раненые и флотские штабисты с секретными документами.
Проблема перевозки заключалась в том, что габариты подлодки не были предусмотрены для хранения такого количества горючего и боеприпасов.
Поэтому бензин закачивали в балластные цистерны.
От этого и начались серьёзные проблемы.
Во время перевозки ядовитые пары распространились по всему корпусу, где находились моряки.
Вскоре после начала пробного погружения в третьем отсеке сначала раздался взрыв, потом начался пожар.
Его удалось потушить, но моряки получили сильные ожоги.
Досталось и радиорубке — техника вышла из строя.
Лодка была вынуждена лечь на грунт до наступления темноты.
Из-за распространившихся паров бензина члены экипажа стали погружаться в беспамятство.
Кто-то произносил бессвязную речь, кто-то танцевал, кто-то просто терял сознание.
Спустя несколько часов в относительно ясном уме осталось всего 3 человека, среди них старшина Николай Куприянович Пустовойтенко.
Командир М-32 потерял сознание в 17:00.
Перед тем, как впасть в забытье, он попросил старшину разбудить его в 21:00.
Пустовойтенко всё это время оставался в сознании, он ходил по отсекам и пытался привести членов экипажа в чувство.
У единственного оставшегося моряка кружилась голова, но приказ командира «Держись, старшина!» помогал ему выстоять.
В назначенное время Пустовойтенко не смог привести Калтыпина в чувство.
Он перенес командира на центральный пост и пристроил его под люком, чтобы на того подул резкий поток воздуха.
Потом старшина подошел к клапанам и открыл продувание средней цистерны.
Лодка всплыла, а глубиномер показал, что рубка выглядывает из воды.
Осталось пустить воздух через верхний люк.
После глотка чистого воздуха уже сам Пустовойтенко потерял сознание.
Так подлодка находилась в воде без управления на протяжении 2-х часов. «Малютка» оказалась на мели — её причалило к Херсонесскому маяку.
Николай Куприянович пришел в себя в первом часу ночи.
В 6-ой отсек субмарины начала просачиваться вода.
Старшина задраил люк в протекающем отсеке и сумел откачать поступившую воду, затем продул цистерны главного балласта, отвечающие за погружение и всплытие.
Лодка начала подниматься.
Старшина вынес командира наверх, электрика Кижаева попытался поставить на вахту.
Пришедший в себя Калтыпин скомандовал задний ход, но электрик дал вперед.
Сознание явно вернулось к нему не до конца.
Субмарина села на камни.
Был поломан руль, разрядилась батарея.
Николай Куприянович нашёл и вытащил наверх моториста Щелкунова.
Когда тот очнулся, то запустил дизель.
Наконец, лодка дала задний ход, снялась с камней и вышла в открытое пространство.
Этой ночью экипаж направился в Новороссийск.
По пути им удалось обойти минное поле.
«Малютке» приходилось погружаться под воду, чтобы скрыться из виду от немецких лётчиков.
Моряки полностью пришли в себя спустя несколько часов.
25 июня «Малютка» оказалась в Новороссийске.
М-32 прошла всю Великую Отечественную войну, а Николай Пустовойтенко получил орден Красного Знамени.
Старшине удалось не только сохранить саму подлодку, но и спасти жизни всех, кто был на борту.
Его выдержка, сила и хладнокровие в смертельно опасные минуты достойны восхищения и памяти.