6

**Шаман** Почитайте, Вам определенно понравится! http://lib.ru/WELLER/wizard.txt

Шаман

Заблудиться в тайге - страшновато.
Не летом, когда тайга прокормит - а на исходе листопада, когда
прихватывают ночные заморозки: жухнет бархатом палая листва, опушается
инеем, и прозрачный воздух проткан морозными иголками.
До ближайшего жилья - километров двести, да знать бы, в какую
сторону. А ружья у меня не было.
Мыл я в то лето золотишко с артелью старателей. Не слишком удачно.
И схватился с напарником. И не надо бы - "закон - тайга"... Вот в
этой тайге я один и остался.
Поначалу дело было обычное.
Ручей, стылый и темный, растекся на два рукава. Идти следовало
налево, где рукав огибал взгорок - под слоем листвы и мха явно каменистый.
Он сказал: направо.
За четыре месяца в тайге, командой в семь человек, на крутой работе -
нервы сдают.
Мы сорвали глотки, выложив друг другу все, что о другом думали, но
драки не было. Двое в тайге, нож у каждого, - если хочешь быть жив, не
трогай другого.
Мы разошлись. Золота налево не было. С закоченевшими в мытье шлихов
руками я вернулся к развилке. Он не пришел.
Зажигалка была полна бензина, я провел ночь у костра. А под утро
зарядил дождь, заштриховал все серой сетью.
И тогда я сделал ошибку. Решил вернуться в лагерь. Сидел бы на месте
- ребята раньше или позже пришли бы. У меня оставалось еще по банке
тушенки и сгущенки, десяток сухарей и в коробочке от леденцов - леска и
крючки. И три пачки сигарет да две чаю. Держаться можно долго.
Но я пошел, и где-то свернул не там. И, на беду, попал то ли на
трассу геодезического хода, то ли еще что - и потерял наши затески.
К вечеру я понял, что сбился с пути и не знаю, как выбираться: солнце
пряталось глубоко за серой хмарью, и я перестал представлять, в какой
стороне ручей, в какой лагерь; а компас остался у него.
С восходом я влез на сосну повыше и увидел только "зеленое море
тайги".
Еще двое суток я палил костер на поляне, подбрасывая весь день в
дымокур сырой мох и листву - авось заметят дым: до лагеря было по прямой
километров тридцать.
А на четвертый день решил держать на запад - вниз от водораздела:
раньше или позже набреду на ручей или речушку, пойду по течению, а когда
вода позволит - слажу плот и спущусь на плаву. Пока не наткнусь на людей,
- уж какое-то поселение обязательно будет.
В рассказе этом - ни капли выдумки, все правда, и чтоб вам такой
правды ввек не испытать.
У меня были карандаш и разрезанная пополам тетрадка - для снятия
кроков: и я стал вести календарь: на всякий случай.
На шестой день у меня оставалась пачка сигарет и чуток чаю.
На восьмой - поймал в силок из лески рябчика: разложил петлю на
упавшем сухом стволе и насыпал брусники. Я изжарил его на прутике и
подумал, что все в порядке: выберусь. Если б еще ружье да пару пачек
патронов, то и вовсе нормально было бы.
Вообще мне было стыдно, что я заблудился, и злился я на себя здорово.
Правда, я не таежник: вырос в степи, а тайга новичков не любит, - да кто
их любит? Ну и шел бы себе за тем, кто знает тайгу.
Я продирался через завалы, обходил бочаги и рисовал себе сладкие
картины, как встречу этого паразита в городе и тут уж изменю его внешность
в соответствии со своим вкусом, отведу душу.
Чайник и топор остались у него; а я теперь собирал сухостой и ломал
сучья, вместо того, чтоб швырнуть в огонь два ствола целиком и сдвигать
всю ночь. Перед сном отгребал жар в сторону, прогретое костровище застилал
нарезанным лапником, снимал ватник и укрывался им ("Спишь одетый -
холодно, снял укрылся - тепло"). Утром вздувал тлевшие под пеплом
головешки, снова сушил портянки и подсыревший от росы ватник, кипятил воду
в жестянке из-под сгущенки, закрашивал ее парой чаинок, выкуривал одну
сигарету и трогался.
Сыроежки я набирал в карманы, а бруснику в свою баночку, и съедал на
привалах в середине дня и вечером. Несколько раз находил сморчки, но их
приходилось варить часа два, крупные приходилось кипятить по частям,
сколько в баночке поместится; однажды я варил их всю ночь, потом проспал
полдня и подумал, что время дороже.
Хуже всего, что с голоду я сильно мерз.
На тринадцатый день я подумал, что хорошо вот в мороз - заснул себе и
никаких проблем. После чего сел, закурил внеочередную сигарету из
последних и устроил суд над собой: уколол руку ножом и на крови и стали
поклялся, что выйду и выживу. Детский романтизм, вы скажете, но поставьте
себя на мое место: явно пахнет ханой, надо же чем угодно поддерживать дух.
На семнадцатый день ночью выпал снег, и я понял, что дело-то хреново:
рукавиц у меня не было. Я стал готовиться к зиме.
Отрезал по локоть рукава свитера, вынул из шапки иголку с ниткой и
зашил их с одной стороны. К трусам вместо вынутой резинки приспособил
тесемку от оторванного подола рубахи, а резинку пристроил на свободные
концы шерстяных мешочков - получилось вроде рукавиц без пальцев. Обмылком
и песком старательно выстирал в бочажке белье и портянки: пропотевшее и
засаленное хуже греет.
Стирая, я устал, накатывала дурнота, слабо и часто трепыхалось
сердце, холодный пот прошиб: я понял, что здорово ослабел.
Снег выпадал еще раза два - и стаивал. Везло мне. Если снег прочно
ляжет раньше, чем я выйду к воде, то - крышка: реки встанут льдом, и
недалеко я по этому льду уйду...
На двадцать второй день я полдня пер по болоту, если только экономную
вялую походь можно назвать словом "пер". И подморозил ноги. Выйдя на
сухое, сразу разложил костер и долго растирал их, но стали побаливать и
опухать. Суставы ныли. Вставать утром было больно: затекали локти, колени,
поясница, пальцы. Я кряхтел, подстанывал, кипятил пихтовые иголки,
проверял, все ли на месте, и трогался.
Утром первые полчаса идти было очень трудно. Хотелось лечь и послать
все к чертям. Внутри противно дрожало, кружилась голова. Каждый шаг
доставался через силу. Потом становилось легче, тело разогревалось,
притуплялась боль, и я старался идти как можно ровнее, без ускорений и
остановок, идти до вечера.
Ватник превратился в лохмотья; борода отросла и стала курчавиться.
Через завалы я уже не лез, а обходил их, тщательно выбирая под ноги ровное
место, чтоб не споткнуться и не тратить лишних сил.
Ручей я увидел на двадцать седьмой день - настоящий, большой ручей,
который впадает где-то в реку, текущую к океану. Я б, наверно, заплакал от
радости и гордости, если б так не выложился. А тут просто стоял, держась
за сосенку, и смотрел.
Я развел костер, сел и выкурил предпоследнюю сигарету, оставленную на
"День воды". Последняя лежала на "День жилья".
Пальцы слушались плохо, почти не чувствовали, и крючок к леске не
привязывался никак. Я затянул узел зубами. Наживкой примотал красную
шерстинку свитера.
Я задремал, и чуть не свалился в воду, когда дернуло леску,
намотанную на палец. Хариус был чуть больше авторучки. Меня затрясло,
очень хотелось съесть его сырым. Но я почистил его и поджарил на огне, а
из потрохов и головы сварил суп в банке и тоже съел.
Больше не клевало. Я отдохнул и подумал, что все в порядке. Что
всегда был вынослив и живуч, что каждый день кипятил хвойный отвар и кровь
из десен не идет, что река - она прокормит и выведет, а река - где-то уже
недалеко.
По топкому берегу ручья чавкало подо мхом, надо было заботиться и не
отморозить ноги.
Назавтра ручей перешел в какую-то бочажку, а бочажка растеклась в
болотце.
Надо было б вернуться, попробовать наловить рыбы, сделать шалаш,
передохнуть, - но зима подпирала. "Держи на запад!" - так приказывали
старые парусные лоции в проливе Дрейка. Что бы ни было - держи на запад.
Я держал на запад.
Со мной повторялась история, известная мне по книгам. Я вырезал палку
и опирался на нее, потому что ноги неожиданно подламывались или не могли
подняться, чтобы перешагнуть упавший ствол. Потом сделал другую палку,
удобнее: метра два длиной, с сучком на уровне груди. Ее можно было
зажимать под мышку, как костыль, а перелезая через завал, упирать в землю
и, перехватывая повыше, слегка подтягивать тело вверх на руках.
По утрам легкие трещали от кашля, как вощанка, вязкая мокрота
залепляла грудь. Ноги опухли уже сильно, и я надрезал на подъеме головки
сапог, иначе они не натягивались. После того, как я провалился в обморок,
долго и тщетно силясь натянуть правый сапог, я перестал разуваться: лучше
идти в мокрой обуви, чем босиком.
Во рту был такой вкус, будто я изгрыз пузырек с одеколоном и закусил
шерстью.
Ходьба превратилась в тупое механическое действие, выматывающее, но
такое же естественное и необходимое, как дыхание. Я уже больше ни о чем не
думал, не строил планов, не имел желаний. Жил, дышал и шел, стараясь не
забыть только одно: нельзя потерять зажигалку, там еще есть бензин, это -
огонь и жизнь. Я знал, что иду к реке, знал, кто я, где, и что со мной
случилось, но уже ничего не воспринимал: иногда понимал, что упал и лежу
уже довольно давно, иногда - что ничего не видно, следовательно, это ночь,
и надо остановиться и лечь поспать, иногда - что красное на руке,
вероятно, кровь, и, значит, то ощущение, которое было какое-то время назад
- это сучок расцарапал лицо.
Черная река дымилась среди снежных лесистых берегов, и белые мухи
кружились и сеялись над ней под ровным серым небом. Я помнил, что мне
нужна река, но не мог вспомнить, зачем. Река выглядела бесполезной. Это
было препятствие, и через него нельзя было перейти. Это какой-то конец
пути... это хорошо, но чем? Меня здесь никто не жд
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Максимальное действие - это уничтожение Вселенной и одновременно
создание новой Вселенной. Обращение всей материи в свет по эйнштейновской
формуле E = mc^2.
Уничтожение и созидание здесь - единый акт.


- С этим ничего не поделаешь, - сказал он. - Наши воля и разум - лишь
часть бытия, они внутри его; жизнь управляется законами жизни, а не
человеческим хотением. Человек хочет жить - и из этого следует, что
человек должен уничтожить Вселенную.


- Конечный результат всегда и есть объективная цель, - сказал он.


Слова его не воспринимались всерьез. Жизнь уютно закуклилась в
странной избушке посреди трескучей ночи в заснеженной тайге. Я покачал
головой и вякнул о наивности и пессимизме.


- Объективная истина - выше ограниченных нужд и представлений
человека, - сказал он. - Не будем антропоцентристами.
Кто мыслит ясно - излагает ясно и просто.


- Чтобы понять явление, надо взять единую и верную систему отсчета,
систему его измерения.
- Эта система - энергия.
Пространство, поле, масса, жизнь - имеют общим энергию. Энергия
определяет все. Все имеет энергетический аспект.
Энергетическая система отсчета позволяет обобщить все аспекты
существования материи - от человека с его нервной тканью до существования
Вселенной с ее физическими законами.
Любое действие есть нарушение энергетического баланса.


- Биология, - сказал Мулка.
Жизнь на Земле - это изменение и усложнение форм преобразования
энергии. (Растения, холодно- и теплокровные животные, хищники.)
Энергия вещества Земли уменьшается: оно остывает. Но одновременно
живые организмы, множась и усложняясь, выделяют все больше энергии из
самого вещества планеты: кислорода воды и воздуха, минеральных соединений
и прочего.
С появлением человека - венца жизни - этот процесс убыстрился:
выделяется энергия нефти, угля, сланцев, газа...
Масса переходит в энергию - через посредство человека.
Уже сейчас в принципе можно вовлечь в неуправляемую термоядерную
реакцию (взрыв сверхмощного водородного боеприпаса) весь водород воды и
атмосферы Земли: выделение колоссальной энергии.
Превратится Земля в ледяной шар или в сгусток плазмы? Борьба
противоположных тенденций благодаря наличию жизни решается в пользу
второго: максимальное преобразование массы в энергию.


- История, - сказал Мулка.
Не случайно Прометей дал людям огонь и ремесла одновременно. История
человечества - это история преобразования мира и выделения энергии.
Человек стал человеком тогда, когда овладел огнем.
Все больше еды, жилищ, тепла, вещей, - преобразование все большего
количества материи и энергии.
Все более крупные войны, более мощные орудия труда, - все большие
выплески энергии.
Человек все сложнее и изощреннее преобразует материю планеты,
извлекая все больше энергии. Конечный, абсолютный результат - извлечение
всей энергии из всей массы.


- Психология, - сказал Мулка.
Почему человек смотрит в огонь? Потому что в обычных земных условиях
это максимальное выделение энергии из материи.
Бытие - это преобразование энергии. Все живое тянется к бытию -
поэтому смотрят в огонь животные и летят на огонь насекомые.
Текущая река, водопад, пролетающий за окном вагона пейзаж, - почему
притягивают взор? Потому что это картины большого преобразования и
выделения энергии, происходящих при этом.
"Типические сновидения" - кошмары, полеты во сне, преступления -
отчего они? Оттого, что во сне воображаются максимальные действия: полет -
невозможен, совершить невозможное - это максимально в идеале; и в таких
снах человек получает максимальные ощущения. Поэтому часто испытывают во
сне девушки наслаждение любви - даже те, кто никогда не испытывал его
наяву.
А максимальное ощущение, как мы говорили, вызывается максимальным
действием, то есть максимальным преобразованием энергии. Максимум -
выделение всей энергии планеты, галактики, Вселенной. Чувства человека
стремятся к этому.


- Физика, - сказал Мулка.
Жизнь - продукт бытия и одновременно его орудие.
Человек - тоже: продукт бытия и одновременно его орудие.
Жизнь и человек - этап в эволюции энергии, которая и есть бытие.
E = mc^2, m = E/c^2. Вся энергия стремится перейти в массу, а вся
масса стремится перейти в энергию. Такие переходы - повторяющиеся циклы.
Наше время - цикл перехода в энергию.
Два полюса существования материи: стремление к абсолютному покою - и
стремление к отдаче максимального количества содержащейся в ней эне
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку