Сато Ишимура. Глава 13
– Тогда я не понимаю, чего от меня хотят. – Покачал головой Костя. – Это бессмыслица какая-то.
– Давай начнем с того, что хотел сделать ты. Нужно понять, как вообще возник этот конфликт.
– Я просто сделал то, что должен был.
– Что именно? Не забывай, я не знаю всех тонкостей твоего культурного контекста, да и в целом, я психолог. Задавать глупые вопросы – значительная часть моей работы.
Костя какое-то время задумчиво смотрел в одну точку, потом посмотрел на Дашу.
– Ладно, слушай. Как тебе кажется, какая главная задача у новосформированного воинского подразделения?
– Я же не военный. – Развела руками Даша. – Откуда мне знать?
– А ты попробуй подумать.
– Ну, учиться, наверное.
– Чему можно научить банду клоунов? Ты им даже оружие не доверишь, они перестреляют себя и друг-друга. Нечаянно причем, а не со зла. Главная задача – сформировать это самое подразделение. Они должны сплотиться, понимаешь?
– Звучит логично. – Согласилась Даша. – То есть ты хотел сплотить класс?
– Я не хотел. – Возразил Костя. – Я это сделал.
Даша отметила формально обычную, понятную по своему посылу, но вообще-то абсолютно противоречивую фразу.
– Зачем?
Костя мгновенно сбился со своего уверенного солдафонского тона. Немного растерялся, потом буркнул.
– Потому, что могу! Что за вопрос вообще?!
Вот это больше похоже на правду. Осознает ли он, что пытается создать вокруг себя привычную среду?
– Ты уверен, что не было никакого другого способа, кроме как поссориться с учительницей? – Чуть сбавила накал Даша.
– Есть, конечно. – Кивнул Костя. – Внезапное вторжение хаоситов, например. Все, кто выжил бы – точно стали бы сплоченными. Давай начистоту. Наталья Ивановна – социальный педагог, она не учит нас каким-то предметам, она выполняет функции сержанта. Следит за порядком в подразделении. Для чего нужны сержанты в учебке?
– Ты же сам сказал, чтобы следить за порядком и...
– Чтобы солдаты его ненавидели. – Перебил Костя. – Солдаты должны ненавидеть сержанта больше, чем друг-друга. Они должны воспринимать его как внешнего врага, угрозу всей группе. Это и приведет к быстрому сплочению. И умный сержант знает свою работу. Если он хочет, чтобы бойцы превратились в единый кулак – он должен стать их ночным кошмаром. Бойцы должны понимать, что они могут опираться только друг на друга. А в процессе кто-то из них занимает лидерскую позицию, понимая, что нужна координация. В итоге к концу учебки мы имеем сплоченное подразделение и общепризнанного лидера. Можно на обстрел отправлять.
Даша какое-то время молча разглядывала Костю.
– Но вы же не военные. Нет никакой необходимости действовать согласно этой стратегии.
– А согласно какой тогда? Если в этой учебке есть задача получить сплоченный, самостоятельный коллектив – то это кратчайший путь. – Возразил Костя. – Или нет такой задачи? И на выходе должна получиться банда послушных, разобщенных баранов, неспособных принимать самостоятельные решения и поддерживать товарищей? Не желающих и даже боящихся вступать в конфликт. Если так, то я, конечно, дал маху.
Даша чуть не ляпнула, что задача, скорее, во втором, чем в первом, если уж говорить честно.
– Что ты называешь самостоятельностью? Если уж мы говорим о солдатах?
– Способность действовать автономно, конечно. В условиях отсутствия связи, к примеру. Без вечных команд сверху. Солдаты не должны быть идиотами.
То есть вне зоны контроля старших. Попытка выйти из под опеки?
– Я поняла твою логику. Но если мыслить твоими категориями, то Наталья Ивановна – старшая по званию и... – Даша буквально наткнулась на презрительный и высокомерный взгляд Кости. – Старшая по званию тут, в рамках этой планеты. Тут, все таки, не действует ваша система званий. Так вот, если она старшая по званию, то ты должен выполнять ее приказы, а не оспаривать ее авторитет.
Костя какое-то время молчал.
– Я не нарушил никакого приказа, пусть и публично осадил ее. Она сама допустила глупые ошибки. В любом случае, если она заинтересована в достижении нами результатов, то еще скажет спасибо.
– А как именно ты выбирал, вокруг кого надо сплотить коллектив?
Костя в очередной раз посмотрел на Дашу как на дуру.
– Ну, у меня был сложный выбор между мной и Матвеем. Прям разрывался. Матвей обладает рядом уникальных командных качеств.
– Каких? – Чувствуя подвох все же спросила Даша.
– Ест грязь, например. – Фыркнул Костя. – Ты перебарщиваешь с уровнем глупости вопросов.
Даша почувствовала злость и раздражение. Что за солдафонская упёртость? Он вообще не смотрит на себя. Даже не пытается.
– Как ты думаешь, что Наталья Ивановна чувствовала, когда проигрывала?
– Очевидно, злилась. Она же поняла, что теряет авторитет.
– А что чувствовал ты? – Даша внимательно следила за реакцией, но увы, ожидаемого не уидела.
– Ничего особого. Победа над женщиной по определению удовольствия не приносит.
– А если бы это был мужчина?
– Можно было бы гордиться. Довольно красиво получилось.
И снова тупик. Даша покачала головой.
– Во всем этом меня больше всего интересует один вопрос. Тебя не смущает, что Наталья Ивановна не в курсе твоих вводных? Что она сержант, что вы формируете воинское подразделение? Тебе не приходило в голову, что ты мог ее обидеть?
Костя удивленно посмотрел на Дашу, явно не понимая самой сути вопроса.
– Что сделать?
– Обидеть, ты ведь достаточно жестоко с ней обошелся.
– Давай разберемся. Задача чему-то научиться, или за жопу друг-друга потрогать?
Даша удивленно моргнула, откуда такое выражение? Что оно вообще должно значить?
– Что ты имеешь в виду?
– Что можно действовать для достижения результата в обучении, а можно заботиться о том, как бы друг-друга не обидеть.
– И ты считаешь, что одно исключает другое?
– Абсолютно. Обида – часть закалки. Либо ты научишься с ней справляться, либо даже не пытайся жить.
В некотором смысле Даша даже была согласна с ним.
– Но если я правильно понимаю, то тебе в дальнейшем понадобится взаимодействовать с Натальей Ивановной, так?
– И что?
– Обида будет негативно влиять.
Костя снова удивленно посмотрел на Дашу.
– Это ее работа. Это ее долг. Какая обида? Она, что, снизит мои оценки из-за обиды? Я стану хуже выполнять свои обязанности из-за ее обиды?
– Нет.
– Тогда мне плевать на ее обиды. Ученики в этом классе явно не для того, чтобы радовать Наталью Ивановну. Я уж тем более.
– Но, давай посмотрим правде в глаза. – Вздохнула Даша. – Странная ситуация получается. Ты кругом прав, а пострадаешь в итоге ты же. Не странно ли?
– Ну, у вас тут все наоборот. Что поделать.
– Например, не пытаться воевать там, где в этом нет необходимости. Понимаешь о чем я? Это проста школа, просто дети, просто учитель.
– И какая у всего этого цель?
– Дать детям знания, навыки.
– Знания не стоят ничего, есл�� у тебя нет решимости их применить. А пока я не вижу заинтересованности учителей в том, чтобы эти дети превратились в воинов!
– Не все должны быть воинами, ведь наверняка и в твоем мере есть гражданское население. – Покачала головой Даша.
– Не все должны быть солдатами. – Возразил Костя. – А воинами должны быть все. Либо ты управляешь войной, либо она управляет тобой.
Повисла тишина. Снова какой-то тупик. Какие-то умственные конструкции, которые ни к чему не ведут. Возможно надо признать, что сегодня не мой день, подумала Даша.
– Кажется, мы с тобой по разному понимаем некоторые термины.
– Думаю нет смысла пытаться тебе объяснить. – Вдруг покачал головой Костя. – Я, кажется, не смогу. С этим надо жить.
– Ладно, оставим это. – Согласилась Даша. – Но давай я тебе покажу, как ситуация выглядит со стороны учительницы.
– Давай.
– Ты практически впервые пошел на контакт, предложил сыграть в игру. Она тебя поддержала, а в итоге ты спровоцировал конфликт, поставив под вопрос ее авторитет. И сделал это публично.
– Авторитет, который можно поставить под сомнение, должен быть поставлен под сомнение. И как видишь, никакого авторитета нет. – Заметил Костя. – Она сама себя закопала.
– Но ты не можешь отрицать, что это произошло благодаря тебе. Так ведь?
– Да. Кто-то должен был это сделать, почему бы не я?
Мозги, это все мозги, подумала Даша. Так мы ни к чему не придем. Никакого эмоционального отклика. Нужно сменить тактику.
– Хорошо. Давай попробуем иначе посмотреть на ситуацию. Предлагаю сыграть в игру.
Костя посмотрел на девушку как на сумасшедшую.
– Я по-твоему кто?
Интересно, кому он задал этот вопрос, подумала Даша.
– Контр-адмирал, а что? Вам запрещено играть в игры?
– Нет, но... – Костя, кажется, даже растерялся. – Что за игра?
– Мы смоделируем твой конфликт с учительницей, но на твоем месте буду я.
– То есть мне ты предлагаешь быть Натальей Ивановной? – Сато даже не скрывал ужаса.
Даша мысленно похвалила и одновременно пожурила себя.
– А почему нет? Ты же можешь на некоторое время представить себя ей?
– Нет. – Отрезал Костя. – Даже не попытаюсь.
– Что тебя в этом так пугает? – Даша сознательно применила это слово, но сразу же поняла, что с ним такой трюк не пройдет.
– Ничего. Я не вижу никакого смысла представлять себя ей.
– Дело в том, что она женщина?
– Даже этого уже достаточно. Нет, значит нет.
– Хорошо, тогда просто представь себя на месте учителя.
– Не вижу смысла играть в игру, в которой невозможно выиграть. Это вообще не игра.
Да почему так сложно? Даша едва не спросила это вслух. Тут же зафиксировала этот момент.
– А в какую игру, как тебе кажется, стоило бы сыграть?
– В регицид. – Вдруг улыбнувшись ответил Костя. – Но ты все равно не знаешь правил.
Даша явственно почувствовала тоску и одиночество.
– Может научишь меня? Мы могли бы сыграть.
– Может быть, когда-нибудь.
Изменилось выражение лица, поза и взгляд. Он явно вернулся в реальность из своих грез. Даша чуть не стукнула себя по ноге от досады.
– Как бы ты сам оценил свои успехи в интеграции в местное общество?
Костя какое-то время молчал, разглядывая Дашу с каким-то странным интересом.
– Знаешь, если честно... – Даша затаила дыхание, понимая, что происходит что-то важное. – Я как будто и не хочу этого, на самом-то деле.
– Что ты имеешь в виду?
– С одной стороны я понимаю, что это необходимо, это упростит мою задачу вернуться домой. Или хотя бы перестанет усложнять. Но... С другой стороны я не хочу стать таким же как они.
– Каким?
– Подлецом. – Не задумываясь, будто бы выдав давно заготовленную фразу ответил Костя. – Лгуном, трусом, слабаком.
Даша тут же отметила, что половину этих слов она слышала применительно к Косте.
– Почему ты думаешь, что они такие?
– А что, они не врут?
– Врут.
– И делают это оправдываясь страхом. Вот эта ваша социально допустимая ложь – и есть страх. Страх обидеть, страх показаться плохим. Они терпят унижения и сами оправдывают тех, кто их унижает. Они слабые. И речь не о физических возможностях.
– Не все такие. – Возразила Даша.
– Может быть. – Согласился Костя. – Просто мне кажется, что... Не знаю, как это объяснить.
– Попробуй описать чувства или...
– Если я стану таким же, то домой вернусь не я. – Вдруг сказал Костя.
Даша мысленно вознесла хвалу всем богам, в том числе Богу-Императору. Но тут же крепко задумалась. Он не хочет терять идентичность, но ведь имеет право. Не похоже, что его тревожит необходимость идти вразрез со всем остальным миром, это тревожит скорее окружающий мир, который хочет видеть Костю удобным.
– А кто вернется, если не ты?
– Сильный может жить в мире слабаков, а слабаку не выжить в моем мире сильных. – Костя скорее продолжил рассуждать, сем ответил на ее вопрос.
– Ты никогда не рассматривал силу просто как качество?
– Что ты имеешь в виду?
– Есть сила, есть гибкость, есть еще какие-то качества. Ты никогда не думал, что у них нет положительного или отрицательного заряда?
– Очевидно сила – это не слабость. Не понимаю как из вообще можно ставить в один ряд. – Возразил Костя.
– Там где сильный сломается, гибкий прогнется. Понимаешь о чем я?
– Звучит как оправдание для слабака. – Заметил Костя.
– Что мешает тебе попробовать быть разным? Ты сильный, согласна. Но ведь твоя сила от тебя никуда не денется, если ты попробуешь побыть гибким, например?
– Денется. – Возразил Костя. – Силу нужно поддерживать.
Даше, вдруг, показалось, что он говорит скорее об эго.
– Что ты имеешь в виду?
– Есть привычка побеждать, как бы тяжело победа ни давалась, а есть проигрывать. И как понимаешь, каждое следующее поражение будет даваться легче. Все проще будет оправдывать себя. Малодушие – это зараза.
Малодушие, мысленно повторила Даша. Слово-то какое.
– Я не предлагаю проигрывать, я предлагаю не воевать. Понимаешь, о чем я?
Костя недоверчиво посмотрел на Дашу.
– Мне кажется ты меня склоняешь к какой-то ереси.
– Я предлагаю тебе попробовать потренироваться, например, в дипломатии, а не в войне. – Возразила Даша. – Если уж выражаться твоим языком. Наталья Ивановна могла бы быть твоим союзником, при определенной гибкости твоего мышления, понимаешь?
Костя задумался, потом кивнул.
– В целом да, но... Я не уверен, что у меня получится.
– Ты можешь попробовать. В школе ты не рискуешь жизнями своих солдат. Отличный полигон, в некотором смысле. Отработаешь навыки, которые потом пригодятся.
Костя, вдруг, помрачнел. Даша почему-то тут же уловила в чем причина.
– Тебе удалось наладить связь со своими? Ты как-то давно не брался за свою радиостанцию.
– Нет, и, возможно, не удастся. Мне нужны материалы, которых, возможно и нет на вашей отсталой планете. – Тяжело вздохнув ответил Костя.
Даша задумалась. Это хороший знак, или плохой?
– И что ты будешь делать, если не сможешь найти нужные материалы?
– Пока не знаю. Буду искать альтернативу, наверное. Буду их синтезировать, переизобретать, что угодно. Я выберусь отсюда. Рано или поздно.
А если нет? – Даша внимательно наблюдала за реакцией. Очень важный момент.
– Этот вариант я даже не рассматриваю. – Отмахнулся Костя. – Я должен вернуться домой.
– Ну что же, если я могу чем-то помочь, дай знать.
– Есть кое что, вообще-то. Я подготовлю список, может у тебя получится что-то найти в справочниках. Я, как понимаешь, очень ограничен в своих возможностях. Школьная библиотека – не тот ресурс.
Почему библиотека? Мелькнуло в голове у Даши.
– Хорошо, принесешь список и я попробую что-нибудь сделать. А на сегодня, все. Время. Помни про гибкость, пожалуйста. Попробуй не воевать, а находить союзников.
– Я попробую. – Пообещал Костя выходя.
Даша буквально выдохнула. Кажется, есть прогресс. Ключевое слово – кажется. Поймала себя за хвост Даша.
Она дотянулась до ноутбука, открыла его и полезла в Файл Кости. Долго искала нужное место и замерла в раздумьях.
Пробежала глазами по расшифровке. Зажигалка. Фактически – это манипуляция. И даже ложь. Но ведь сработало! Ей удалось переключить Сато, настроить его на работу с собой. Да, так делать нехорошо, но ведь сработало!
Даша представила укоризненный взгляд Филиппа Викторовича. Даже его голос.
– Вы понимаете, что это противоречит профессиональной этике, Дарья!
Девушка скривилась. А что надо было делать? Ждать несколько лет, когда что-нибудь само произойдет?!
Она решительно нажала на клавишу и с каким-то даже удовольствием смотрела, как запись, свидетельствующая о ее лжи про найденную у Кости зажигалку, медленно исчезает.