Романская архитектура Чехии

Костел вознесения Девы Марии в Тисмице, конец XII века

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

Совершенно непонятно, как мог появиться такой большой (по средневековым, конечно же, меркам) костел в таком маленьком чешском селе. Сейчас в Тисмице живет всего 530 человек и навряд ли количество его обывателей когда-нибудь было больше. Рядом нет ни значимых дорог, ни крупных поселений, а само село упоминается в средневековых документах всего пару раз, да и то в связи с его продажей и последующей перепродажей. В конце двенадцатого века на территории Чехии даже местные князья обычно строили для себя более скромные храмы, маленькие, круглые в плане и с прирощенной с западной стороны апсидой — ротонды. Тисмицкий же костел базиликального типа: прямоугольный в основании, с двумя башнями, идущими вровень с фасадом здания, тремя нефами и тремя же апсидами; инициаторами таких масштабных построек о ту пору были епископы, целые монастыри или самые могущественные князья. Насколько известно, в Тисмице не было ни первых, ни вторых, ни третих, а ближайший похожий храм стоял на самом Пражском Граде.

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

О строительстве костела существует народная легенда. Изначально его планировали построить на соседнем холме, куда рабочие принесли отесанные камни для фундамента, деревянные балки будущих перекрытий и свои инструменты. На утро все, что было ими заготовлено, чудесным образом оказалось на другом месте. Мастера целый день переносили вещи обратно, но утром снова обнаружили их не там, где оставили. Так они и провели несколько дней, таская инструменты и материалы, но каждое утро они все равно находили их на холме через дорогу. В конце концов им пришлось смириться с неизбежным, они углядели в происходящем проявление божественной воли и начали строить костел там, где по их мнению сам бог указал им его построить. Но на этом чудеса не закончились. Когда рабочие закончили с фундаментом и начали возводить стены из блоков песчаника, на строительной площадке появился осел и принялся самостоятельно таскать тяжелые камни прямо из каменоломни, что, конечно же, не могло всем не понравиться. Строители радовались своему новому помощнику, но едва осел притянул последний камень, он в одночасье испустил дух, да так и остался лежать там, где умер. На утро, однако, тело его пропало и нигде не было видно ни его собственных следов, ни следов того, кто мог бы избавиться от тела несчастного животного. Однако заключительная часть работ прошла легко и вскоре в Тисмице появился красивый и высокий костел.

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

В середине пятнадцатого века южная стена костела рухнула, но ее отстроили заново с использованием старых песчаниковых блоков, а там, где их недоставало, добавили новые. Стену сохранили почти такой же, какой она была, добавили лишь портал, а над ним поместили герб местной семьи помещиков Врбиков из Тисмиц. Очевидно, эта семья и оплатила восстановление костела. Сейчас плита с гербом считается уникальным примером силезской поздней готики, напоминающим работы известного мастера Брикци из Вроцлава, который в то время как раз работал на территории Чехии, а значит вполне мог быть автором и этого герба.

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

В алтаре костела находится уникальная деревянная скульптура Мадонны. Она стоит на антропоморфном лунном лике и держит в руках младенца Иисуса. Создана Мадонна, скорее всего, в самом конце четырнадцатого века и попала в Тисмице вместе с монахами, бежавшим из Праги во время Гусистских войн.

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

Статуя эта не простая, а чудотворная. Однажды один вор решил украсть дары, которые подносили Тисмицкой Мадонне паломники. Он спрятался в церкви и дождавшись, пока не останется один, подошел к статуе и протянул свою руку к золотым монетам и драгоценностям. Но не успел он и прикоснуться к дарам, как неведомая сила притянула его и приклеила его руку к статуе. Бился он всю ночь, но никак не мог отлепиться; утром же его нашел священник, который, увидев вора на алтаре, созвал прихожан. Как те ни старались, оторвать его от статуи никто не смог; тогда прихожане начали молиться Деве Марии, а священник принялся перечислять все возможные наказания, следует ли вора обезглавить или, например, повесить. Когда пастор сказал «сжечь его!», рука вора почернела и отвалилась, так Дева Мария решила его судьбу: пришлось вора сжечь.


Однако все эти чудеса не спасли статую в «лихие девяностые»: даже не ее дары, а ее самое благополучно похитили из храма какие-то бандиты в 1990 году; статую так и не нашли, а на ее место установили копию.


Ренессансные надгробья. Справа — Вацлава Гюнтера из Морен(1582 г.) и слева — Адама Ихтрица из Ихтрица (1609 г.)

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

Фрески на своде второй половины XVIII века; слева на аркаде видны остатки оригинальной романской росписи

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

Крест-оберег, остатки оригинальной романской росписи

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

Барочные ворота. На переднем плане св. Ян Непомуцкий, над воротами — статуя Тисмицкой Девы

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост

План реставрации, 1767 год

Романская архитектура Чехии Чехия, Архитектура, История, Длиннопост