1850

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1

Как Иероним Босх изобразил анальный секс, почему евреи охотятся под покровом тьмы и куда ходил посрать средневековый нидерландец

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост, Иероним Босх

Если вы видите средневековую картину и совершенно не понимаете, что на ней изображено — скорее всего, перед вами творчество Иеронима Босха, главного поставщика безумия конца Средневековья. Стиль Босха и сам по себе достаточно фантасмагоричен, но здесь особый случай. Это маленький фрагмент его триптиха «Сад земных наслаждений». Основа сюжета, на который написана картина, создана другим важнейшим для Средневековья любителем фантасмагорий — Иоанном Богословом, автором Апокалипсиса. В итоге сцена расправы над грешниками всех типов и мастей на Страшном Суде получила двойную дозу безумия.


Триптих — это, грубо говоря, одна картина в трёх-пяти частях. История греха и его разновидности у Босха показаны на первых двух панелях, а на последней — чем греховное поведение заканчивается. Иероним был человеком обеспеченным и мог позволить себе небыструю работу, полную затей, цитат и отсылок. Созданию таких притч, или моралите, и было посвящено всё его свободное время.

Триптих «Сад земных наслаждений», три внутренних панели и внешние створки
Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост, Иероним Босх
Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост, Иероним Босх

На меме антропоморфный дьявол с головой совы пожирает грешника, из задницы которого вылетает стая чёрных воронов. Всё это, естественно, не просто так — весь фрагмент состоит из символов, которые считывались средневековым человеком гораздо лучше современного. Давайте по порядку.


В средневековом понимании сова была птицей негативной, ноктюрнической, и она у Босха вообще встречается часто. Ночной образ жизни и охота под покровом тьмы ассоциировали сову с инфернальным существом, не приемлющем света, а следовательно, и Создателя. Крючковатый клюв (часто в миниатюрах превращавшийся в крючковатый нос) наделял птицу дополнительными ассоциациями с иудейским народом, который не принял Иисуса и предпочёл остаться во тьме ночной, в ереси и отступничестве. В общем, в виде совы перед нами дьявол. Цвет птицы тоже нёс негативные коннотации: в синих тонах обычно изображались черти, евреи, мусульмане, еретики, отступники, язычники и прочие гады.


Элегантный трон, на котором восседает дьявол — это унитаз. Он подчёркивает дальнейшую судьбу съеденных грешников. Иероним жил в Хертогенбосе, нидерландском городе, пронизанном каналами. В те дни река исполняла функции открытой канализации, и зловоние каналов окутывало улицы города. Очень богатые горожане (как Босх) могли позволить себе возведение над водой будки с таким же протоунитазом, как на изображении. Там они облегчались в одиночестве и относительно гигиеничных условиях. А простые люди срали прямо в реку.

Разбор мема "Сад земных наслаждений" Часть 1 Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост, Иероним Босх

Бесчисленные птицы встречаются на плоскости триптихов Босха там и тут — это языковая игра. Слово «voghelen», обозначавшее на старонидерландском птицу, одновременно обозначало и секс. Таким образом, ни в чём не повинная птица стала атрибутом похоти, смертного греха, а вылетая через зад, она намекает на peccata contra naturam, в простонародии известное как гомоебля. Если вам и после этого осталось непонятно, что грешить таким образом плохо, имейте ввиду, что скорее всего, эти птицы — вороны, а вороны — это последний предел средневекового символического негатива. В Ветхом Завете ворон обманул Ноя, полетев жрать падаль, вместо того, чтобы сообщить ковчегостроителю об отступлении вод. Этого христиане пернатому не простили и систематически изображали дьявола с вороньими крылами и лапами.


Котёл, венчающий голову дьявола на манер короны, это непременный атрибут адской кухни, на которой идет бесконечное мучительное приготовление грешников. Кстати, ассоциируется он не только с адом и грехом чревоугодия. Котёл — необходимая часть домашней (читаем: женской) утвари и позже будет ассоциироваться с ведьмовскими практиками.


А что обозначает специфическая обувь монстра, которая не попала на мем — никто не знает. Намекают ли винные кувшины на чревобесие или несут эротические коннотации? Когда будете до хрипоты спорить об этом с друзьями, старайтесь избегать рукоприкладства. Лучше покажите им этот разбор и все вместе, в едином порыве, поддержите «Высокое Средневековье».

МАТЕРИАЛ: ВАЛЕРИЯ КОСЯКОВА


ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ


ИСТОЧНИКИ: D. BAX.

BESCHRIJVING EN POGING TO VERKLARING VAN HET TUIN DER ONKUISHEIDDRIELUIK VAN JEROEN BOSCH. GEVOLGD DOORKRITIEK OP FRAENGER;

D. BAX. HIERONYMUS BOSCH AND LUCAS CRANACH. TWO LAST JUDGEMENT TRIPTYCHS. DESCRIPTION AND EXPOSITION;

CORNELIS KILIAEN, ETYMOLOGICUM TEUTONICAE LINGUAE;

S. FISCHER. HIERONYMUS BOSCH. MALEREI ALS VISION, LEHRBILD UND KUNSTWERK

via

Найдены дубликаты

Отредактировал FoxWithoutAName 1 год назад
+139

На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 67
+148
А ещё там у человека дудочка в заднице.
раскрыть ветку 47
+193

Видимо Босх не слышал ни одного нормального музыканта и так решил им намекнуть

раскрыть ветку 17
+95

Анекдот вспомнился:


Флейтист грузин рассказывает своему другу:

— Играли мы как-то для персидского шаха, и так понравилась шаху наша музыка, что приказал он наполнить наши инструменты золотыми монетами. В большой барабан влезло 10 тысяч золотых монет, в саксофон — 5 тысяч золотых монет, а в этот бл*дский инструмент ни одна монета не влезла! Играли мы как-то для немецкого канцлера, и так понравилась канцлеру наша музыка, что приказал он наполнить наши инструменты немецкими марками. В большой барабан влезло 10 тысяч марок, в саксофон — 5 тысяч марок, а в этот бл*дский инструмент ни одна марка не влезла! Играли мы как-то для русского царя, и так не понравилась царю наша музыка, что приказал он засунуть наши инструменты нам в задницы. И большой барабан не влез барабанщику, и саксофон не влез саксофонисту, а этот бл*дский инструмент по - самый си-бемоль!

+69

На вопрос судьи "Страшного суда" , вороны или дудочка, он ответил дудочка.

раскрыть ветку 12
+28

Там еще какая то мыша drum and bass на барабане херачит, ей похоже одной посрать на происходящее

раскрыть ветку 9
+9

Timmy Trumpet - Freaks
https://youtu.be/2GLe6hEC0zg?t=33

Имхо - идеальный саундтрек к пиздецу на картинах Босха.

раскрыть ветку 4
+13

а эти ребята в чем провинились при жизни? 🤔

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+118

Судя по общей логике полотна, должны были любить барахтаться в говне. Наверное, это двачеры.

раскрыть ветку 1
+18
Полагаю, это те педерасты, которых сьъела сова
+12

а сверху персонаж: на коньках, с головой крокодила(?), луком и стрелами, что обозначает?

раскрыть ветку 8
+47

Если бы у меня было то, что принимал Босх, возможно я бы и ответил

раскрыть ветку 2
+15

В посте картина полнее. И там видно, что он не просто катается,это ледяная река опоясывающая ад, по которой передвигаются умерщие, подобие Стикса.

А на коньках демон, который  грозит сбившимся с пути...

раскрыть ветку 1
+7
Хм.... мне показался утконос
раскрыть ветку 2
+28
Искренне надеюсь, что изобразив чувака, запертого в синем барабане, по которому ебашит енот и пердит другой чел из дудки, Босх показал муки, уготованные соседям сверху.
раскрыть ветку 1
+3
А если наоборот, это соседи снизу, которым ни чихни ни перни, все громко. Но когда сами музыку слушают полы можно не пылесосить, а можно просто, сачком ее над полом собирать...
+3
А что там за хуйня на коньках над головой совы?
раскрыть ветку 2
+4

Не сова, а козодой

+1
У вас есть то, что було у Босха? )
0

А утконосу выпало вечно кататься на коньках, потому, что Босх был пьян.

+182

Это случайно не спутниковая тарелка триколора?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 9
+60

Трудно сказать, но это существо явно борется с теми, кто мухлюет в казино (судя по картинке на спутниковой тарелке)

раскрыть ветку 5
+27

В джойказино

раскрыть ветку 2
+30
Иллюстрация к комментарию
+7
Скорее вообще против любителей азартных игр
+19

"Поторопись, сынок! Скоро аналог отключат!"

раскрыть ветку 2
+39

Дай то босх...

раскрыть ветку 1
+54

Я Босха обожаю с детства. У него такие насыщенные картины. Целый роман.

раскрыть ветку 4
+126

Босх охуенен даже вне смысловой нагрузки.
У него на полотнах постоянно такой патихард, что можно просто эстетически наслаждаться, безо всякого анализа.

+13

Поддерживаю, Босх - весьма крутой художник...

-15
Господа, ваш Босх penis canina! Вот Гигер, это да!
раскрыть ветку 1
+8

Т.е. вы не понимаете, что эти художники совершенно разных направлений и разных масштабов? Ну и хорошо. :)

ещё комментарии
+47

Сова? Не козодой ли?

раскрыть ветку 3
+27
Так точно. При этом "ночной образ жизни и охота под покровом тьмы" никуда не делись)
+6
Козодой жутковат. А почему чего так назвали? Козы тоже демоническими жживотными считались
раскрыть ветку 1
+8
+93

Если видишь на картине

Нарисованы часы,

Но они из пластилина

И висят там как трусы,

Слон и коник с ножкой длиной

Затерялися вдали,

Обязательно картина

Нарисована Дали.

***

Если видишь на картине

Нарисован целюлит,

От которого мужчина

Без оглядки убежит,

Все раздеты и развратны

И как будто банный день

Всем конечно же, понятно:

Это Рубенс, ясен пень!

***

Если видишь на картине

Много черных томных глаз

Всякий юноша невинный

Смотрит, словно педераст

Женщин нету и в помине,

Только парни правят бал

Обязательно картину

Караваджо написал!

***

Если видишь на картине

Много разных мужиков

Лица вытянуты сильно

Словно сплюснуты с боков

Все ужасно очень длинны,

Что ни рожа - то овал

Обязательно картину

Ту Эль Греко написал.

***

Если видишь на картине

Всё совсем наоборот:

Всё приплюснуто так сильно

И приземистый народ,

Словно карлики и гномы

Коренасты и грубы

Этот почерк нам знакомый

То Веласкеса труды!

***

Если видишь на картине

Ты похмельный страшный бред:

Звери разные чудные

Тех, что не было и нет,

Много всякой разной хрени,

Словно мошки мелкой дым-

Всем понятно, без сомненья

Это Босх Иероним!

***

Если видишь на картине

(Хоть не пил ты ни раза)

Россиянам всем родные

И знакомые глаза,

На любой портретной роже

Всё один лишь человек,

Все - на Путина похожи

Знай, конечно же - Ван Эйк!

***

Если видишь на картине

Ты простой обычный круг,

Или треугольник синий,

А не горы или луг,

Не грозу, не мелкий дождик

И не девы стройный стан

Знайте, это лжехудожник

То Малевич шарлатан.

раскрыть ветку 3
+26

Если видишь на картине

Нарисован водолаз,

Самолетная турбина,

А над ней с ногами глаз,

Слева некий гуманоид

И его зеленый друг,

Сфера, куб, параболоид,

Синусоидальный круг,

Нарисована сардина,

Два квадратных синих пня -

Значит это не картина, а какая-то фигня.

+6

Супер!

+2

Имхо, с Веласкесом мимо, вполне натуралистично ваял

+14
Насчёт ворон, не всегда в Библии они символизируют что то плохое. Пророка Илию ворон кормил в пустыне принося ему мясо.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+21

Мало приносил сука такая.

+9

> "Триптих — это, грубо говоря, одна картина в трёх-пяти частях"

вы меня простите, но ТРИптих - в трех, тетраптих и пентаптих - в четырех и пяти соответственно...

+9

Как раз недавно доделал школьный проект, связанный с творчеством Босха)

https://www.youtube.com/watch?v=bBXnO7q0yq0

Количество деталей поражает воображение, Босх - грёбаный волшебник

раскрыть ветку 1
0
Это очень круто)
+7
Ещё, ещё!
раскрыть ветку 1
+2
В ВК поищите группу "Страдающее Средневековье" и "Высокое Средневековье"
+6

У нас на работе этот шедевр висит и повесил его я :)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+1

И Бендер Родригес рядом как бы символизирует "убить всех человеков!"

0

О, боже, это прекрасно, а есть файл в высоком расширении?

раскрыть ветку 2
+2

наслаждайтесь)
https://yadi.sk/d/lk_raMFDSUhgJg

раскрыть ветку 1
+6

Сама картина находится в музее "Прадо" в Испании. Никакие фотографии этого произведения искусства не сравнятся с самой картиной, ибо видел её вживую.

раскрыть ветку 4
+10

Вот фото в разрешении 16487х8806 пикселей, может кому-то будет интересно, весит 441 Мб

https://cloud.mail.ru/public/MFv5/j3ZoRFyp4

раскрыть ветку 2
+1

Спасибо большое)

0
Спасибо!
+2

Недавно она приезжала в музей в Питере, по крайней мере, я ее там видела. Вроде от восхищения никто не умер, но это не точно.

+35

А вы не могли бы дать ссылку на источник, из которого бы следовало, что "peccata contra naturam" - это именно гомосексуальные отношения? А то дословно-то оно означает "Преступления против естества (суть тягчайшие)", а уж что является тягчайшим преступлением против естества - вопрос широкий. Мне вот, например, таковым видится умышленное искажение смыслов.

раскрыть ветку 11
+15

Ещё насчёт птицы вопрос есть она похожа на козодоя, а не на сову. Даже вибриссы характерные есть.

https://cs-msk-fd-4.ykt2.ru/media/upload/photo/2017/06/16/i....

раскрыть ветку 1
+15

Потому что Босх таки  нарисовал козодоя, а не сову. Ваши подозрения верны.

+4

Есть аналогичное выражение в английском

https://en.wikipedia.org/wiki/Crime_against_nature

https://en.wikipedia.org/wiki/Commentaries_on_the_Laws_of_En...

Но на прямую связь с латинским выражением ссылок нет...

раскрыть ветку 7
+4

В риторике российских гомофобов тоже есть "идти против природы" и вот это все, только вряд ли Босх имел это в виду.

раскрыть ветку 6
+3

тонко

+5

Всё бы ничего, да только то, что в тексте написано про сову, а на картине изображён натуральный козодой  - подрывает доверие к авторитетности источника.

+9

«Как Иероним Босх изобразил анальный секс»

Тема совершенно не раскрыта...

раскрыть ветку 4
+15
Тема будет раскрыта во второй части🌚
раскрыть ветку 2
+8

уговорил, чертяка! подписываюсь)

0

Пнятненько...

+3
Короче говоря, после смерти всех грешников выебут в жопу
+4
Мне в детстве мама купила тетрадь с этой картиной. Я разглядывала и пыталась понять что это XD Интернетов тогда ещё не было.
раскрыть ветку 2
+1

Ешь людей по воскресеньям?

раскрыть ветку 1
0
Я, конечно, доктор, но не Лектер :)
+3

peccata contra naturam

Иллюстрация к комментарию
+2
Люблю его творчество
+2

В трилогии Гждендовича "Ночной странник" тема Босха немного раскрывается)

раскрыть ветку 2
+1

Тетралогии, кажется.

раскрыть ветку 1
+1

Ой, конечно же тетралогии)

+3

Проект между тем переживал один тяжелейший кризис за другим. Я

ответственен за них постольку, поскольку) уступив Тотелю и Латтону,

разрешил улучшать историю на широком фронте, то есть не в отдельных местах

и моментах, но на всем ее пространстве. Такая стратегия, называемая

интегральной, привела к затемнению картины событий; чтобы овладеть

ситуацией, я разместил в каждом столетии группы наблюдателей, а Латтону

поручил создать тайную хроницию для борьбы с временным хулиганством.

Это хулиганство, которое не привиделось бы мне и в кошмарном сне,

стало причиной пресловутой "метельной аферы". Она была делом кучки

распоясавшихся юнцов, среди которых, увы, попадались наши курьеры,

лаборанты, секретарши и прочий вспомогательный персонал. Множество

средневековых побасенок о сношениях с дьяволом, об инкубах и суккубах, о

шабашах ведьм, о злых чарах колдуний, искушениях святых и т.д. возникло

под влиянием "дикого" хронотуризма, излюбленного занятия молодежи,

лишенной моральных устоев. Индивидуальный хроноцикл представляет собой

трубу с небольшим седлом и выхлопной воронкой, так что нетрудно принять

его за метлу, тем более при недостаточном освещении. Юные срамницы

вылетали на прогулки, преимущественно ночные, и пугали раннесредневековых

селян, носясь над их головами на бреющем полете; к тому же у них хватало

бесстыдства отправляться в XII или XIII век в полном дезабилье (топлесс).

Неудивительно, что за неимением лучших определений в них видели голых

ведьм верхом на метлах. По странному стечению обстоятельств в

расследовании аферы и отыскании виновных мне помог И.Босх, уже пребывавший

в ссылке: он не терял присутствия духа при виде простого времяги и как

живых изобразил в своем "адском" цикле отнюдь не чертей, а десятки

нелегальных хроноциклистов. Это далось ему тем легче, что многих он знал

лично.

+2

тогда много кто рисовал красиво, детально, масштабно и с социальным посылом а сейчас 95% искусства – это мазня второклассника. тупой коммерческий рынок.

раскрыть ветку 1
0

Ну так то Босх на жизнь зарабатывал как раз рисованием)

+1

@byOWLKA, вот так выглядит голова совы)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+1

ну это какая-то адосотонанская сова) у меня нитакая :))

раскрыть ветку 3
+1

Стопе. Смотрю у тебя новый плед появился.

раскрыть ветку 1
+1

я тоже раньше не знал как сова по канону выглядит)

+1

Вот классный сайт с этим триптихом

https://tuinderlusten-jheronimusbosch.ntr.nl/en

+1
Если бы некий иммерсивный театр поставил шоу по Босху, я бы заценил.
+1

Блин... опять часами сидеть и разглядывать:)

0
сова была птицей негативной, ноктюрнической..

вот скажите, зачем придумать новые слова или наполнять слова совсем новым понятным только для вас смыслом?

Ноктюрн – .. обычно представляет собой музыкальную композицию, которая вдохновлена или напоминает о ночи. https://en.wikipedia.org/wiki/Nocturne
раскрыть ветку 2
0

https://en.wikipedia.org/wiki/Nocturnality

раскрыть ветку 1
0

теперь понятно откуда придумано слово, но только сути не меняет, в русском языке такого слова нет, и это не вынужденный англицизм, как обстоит дело с некоторыми терминами.

0
А как трактовать флейту в жопе?
0
Да, блять, дай досмотреть
Иллюстрация к комментарию
0

А разве не заяц символ похоти?

раскрыть ветку 1
+2

так-то ежик на кактусе посильнее будет этого вашего зайца

0
А возможно это влияние зрготизма и огня святого Антония?
раскрыть ветку 4
+3
Эрготизм по сути и есть "огонь святого Антония" или ignis sacer, ignis plaga (да как только его не называли). Простите, не могла не ответить, пишу магистерскую по святому Антонию) к моменту появления Босха на горизонте эпидемии эрготизма уже начали стихать, но все ещё являлись великим вдохновением для алтарных образов, легенд и страшилок на ночь. Но здесь, мне кажется, не совсем об этом. У Босха есть триптих "Искушение святого Антония". Вот там-то художник очень постарался в красках изобразить все мучения и грёзы эрготиков
раскрыть ветку 3
0
Ещё они танцевали до конца жизни и не могли остановиться. Интересная тема у вас.
раскрыть ветку 2
0
Ну хоть что-то прояснилось. Спасибо)
-2

По крайней мере это тянуло на "искусство", в отличие от современных наркош рисующих жопой и хуями размазню и называющих это искусством

-2
А у этого кента картины представлены в Русском музее или в Эрмитаже или в Третьяковке?
раскрыть ветку 2
+2
эта висит в мадриде
0

я только сегодня увидела)) этот пост

его иногда привозят на выставку в разные музеи мира, я как то попала на его выставку в Вене, там вообще нас посетителей полтора человека ходило, а в Питере очередь давилась с 5 октября по 1 декабря, прямо вчерась закрылась.

Выставляли не в Эрмитаже, а тут Арт-пространство "Лофт Проект Этажи"

Подробнее: https://peterburg2.ru/restplaces/artprostranstvo-loft-proekt...

-4

" ...Кое-кто на Западе ошибочно полагает что это изображены ангелы, но НАШИ ученые смогли доказать что это колибри!" (с) Ефим Шифрин....

-5

Занавески все еще синие

-6

Чё за современное говорить, репродукции этого Босха в семидесятых висели у каждого уважающего себя интеллигента. Наряду с самиздатом Кафки. Хули они в них нашли, история умалчивает. Тэга моё нет, цитирую какую-то лохматую книжку.

ещё комментарии
Похожие посты
311

Победа через поражение

Автор: Владимир Герасименко.

Победа через поражение Cat_cat, История, Религия, Средневековье, Европа, Страдающее средневековье, Длиннопост

«Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна.» Доминик Кобб

Ты Ян Гус - проповедник из Богемии, уставший от коррупции в Римской Католической Церкви. Ты непобедим: в диспутах никто не может разбить твою аргументацию, тебя поддерживает король Богемии Вацлав, желающий поживиться церковной землицей, у тебя много сторонников среди народа и даже интердикт, наложенный Папой Римским на тебя лично, этого положения не изменил - твои идеи распространяются по другим землям, пока сам ты скрываешься в глуши. Теперь настал момент истины - в 1414 году тебя вызвали на Констанцский собор, где будет главный диспут твоей жизни и ты сможешь доказать свою правоту перед всем католическим миром. Но ты уже проиграл.


Почему? Да потому, что ты стал слишком опасен для церкви. Ты выступил против: взимания платы за таинства; владения церкви землёй; авторитета церковных иерархов, указав на то, что они всего лишь люди и могут ошибаться. Всё это вместе взятое подрывало мирскую власть церкви и Папы Римского. И ты думал, что твоя истовая вера и идеализм как-то сумеют переубедить тех, кому ты нассал в тапки? Поэтому ты и горишь на костре, упорствующий в своей ложной вере. Ты проиграл.


Но, может быть ты…

…Папа Римский Иоанн XXIII - истинный, каноничный, но один из трёх ныне присутствующих в христианском мире. Ты непобедим. Ты был лихим пиратом, наводившим ужас на юг Италии, потом стал верным слугой папства, стараясь вернуть ему величие и преодолеть столь болезненный раскол внутри РКЦ. Ты победил всех своих врагов внутри курии, наконец сам стал Папой Римским и вот, теперь, ты собрал объединительный собор в Констанце. Ты восседаешь во главе его, твой союзник - Император Священной Римской Империи Сигизмунд Люксембург - слушает твои советы и признаёт твоё главенство в католическом мире. Но ты уже проиграл.


Почему? Сигизмунду гораздо больше нужно единство церкви, нежели твоя тушка, восседающая на престоле Святого Петра. Ваш союз был скреплён обоюдной выгодой от устранения Яна Гуса: Гус не только попирал основы власти церкви, но и утверждал, что “Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть им признана”, а это было опасно уже для Сигизмунда - заповеди нарушали все, но не против всех могли поднять восстание князья Империи. Поэтому ты вызвал еретика на собор, а Император обманул, предоставив вместо охранной грамоты с гарантиями безопасности обычную подорожную, гарантирующую право прохода. Но ты слишком могуч и влиятелен внутри церкви, слишком амбициозен и можешь не остановиться на объединении церкви, а потребовать признать мирскую власть папства над Империей. Поэтому, когда твои враги распространили среди членов Собора компромат на тебя, Император предпочёл отвернуться от тебя и сделал ставку на более покладистого Папу Римского - интересы СРИ превыше всего. Ты вынужден был бежать, отказаться от своего титула - ты проиграл, но хотя бы жизнь сохранил и то победа.


Но может быть ты…

…Сигизмунд Люксембургский - волею Бога Император Священной Римской Империи, король Германии, Венгрии, Хорватии и Богемии. Ты непобедим. Почти. Ты сумел заполучить трон Венгрии и удержать его в упорной борьбе с магнатами, силой навязал свою власть Хорватии, ты заставил старшего брата Вацлава - короля Богемии - отказаться от Германской короны, а потом путём интриг таки сумел добиться избрания себя королём Германии в 1410 году, но этого было мало. Как король Венгрии, ты уже видел угрозу, надвигающуюся с юга - османов. Они уже завоевали всю Грецию и ворвались на Балканы - непосредственная угроза для Венгрии, но в перспективе угроза всем германским землям. Ты уже устраивал однажды крестовый поход против них, в 1396 году, и еле спасся после поражения под Никополью. Выводы ты делал всегда верные - крестовый поход, поддержанный одним из трёх Пап Римских, обречён на провал, а вот если папство объединить, короноваться в Риме Императором и со сборной Империи и крестовым воинством, призванным Папой, пойти на юг, то шанс был. Поэтому ты организовал вместе с Иоанном XXIII объединительный собор, где в 1418 году РКЦ снова стала единой. Более того, уже через год твой старший брат Вацлав умрёт, оставив тебе трон Богемии. Теперь за твоей спиной стоят князья Империи, поддержка церкви и немалый личный домен - можно начинать готовиться к походу против турок. Но ты уже проиграл.


Почему? Да всё просто - в Богемии Ян Гус и король Вацлав были очень популярны, а вот ты с участием в сожжении первого и борьбе со вторым - нет. Запрос на обновление церкви и избавление от самых ярких перегибов, наложился на недовольство засильем немцев в государственном управлении. Достаточно было самой малости, чтобы гнев народа вылился в нечто большее, нежели глухое недовольство на кухнях да в кабаках. Но ты умудрился сделать всё по высшему разряду - подкинул в склад с порохом зажжённый факел. Ситуация в Богемском королевстве после казни Яна Гуса и так начала выходить из-под контроля, но, когда в 1418 году ты потребовал у Вацлава в ультимативной форме вернуть все приходы католическим священникам, изгнав оттуда гуситских проповедников, всё покатилось в бездну. Ведь новые католические священники прибывали из Германии, тем ещё больше разжигая пламя ненависти, а запрет на причащение хлебом и вином – плотью и кровью Христовыми, стал сродни запрету самой бытности чехами.


Изгнанные из приходов гуситские священники теперь приобрели ореол святых борцов за свободу. Чаша, которой гуситские священники причащали верующих, мгновенно стала символом неповиновения Риму и Императору, пожелавшим диктовать свою волю чехам. И под этим символом в городах быстро возникло движение гуситов-чашников. Бюргеры, университетская интеллигенция и богатая шляхта северной Богемии подняли идеи Гуса, как обоснование борьбы с притеснением немцами и королевской властью. Для них это была борьба за привилегии, зиждущаяся на вере в необходимость реформы прогнившей церкви.


Но совсем иначе дела обстояли в сельской местности. Там, особенно на более бедном юге страны, гуситские священники стали водить многочисленные процессии на горы, чтобы быть ближе к богу. И на одной из таких гор – горе Табор постепенно сформировался целый город радикально настроенных гуситов, не желавших больше подчиняться власти католиков. Так появились табориты – самые жёсткие последователи Гуса, требовавшие кроме причастия хлебом и вином и богослужений на чешском языке, секуляризации земель церкви, запрета поклонения священным реликвиям и уравнивания в правах всех божьих людей. Религиозные «коммунисты» 14 века нашли широкую поддержку среди крестьян и обедневшей шляхты. Для них не стояло вопроса что важнее привилегии или реформация – первое без второго невозможно.


Ты, Сигизмунд, и твой брат, Вацлав, могли договориться – чашники были открыты к диалогу, но для вас все они были еретики-гуситы, посмевшие поднять голос против власти. Не стоит удивляться, что, когда в Праге в 1419 году, не без твоего влияния, начались аресты проповедников-гуситов, народ взбунтовался и изобрёл новый вид развлечений – дефенестрацию (от лат. приставки de (извлечение) и fenestra (окно)) – выкинув из окон ратуши прямо на центральную площадь города бургомистра и членов городского совета. Воодушевлённые религиозным фанатизмом гуситы начали грабить монастыри и церкви, убивая священников и монахов – город оказался в полной власти гуситов, только лишь городская цитадель удерживалась верными королю солдатами. Вацлава от такого развития событий хватил удар, а ты, Сигизмунд, стал королём государства, которое не контролируешь. И в этот момент ты проиграл окончательно, так как больше ни о каком крестовом походе против осман ты не сможешь думать следующие 15 лет. Король не контролирующий своё королевство, Император, который не может поставить на место зарвавшуюся чернь – позор всеевропейского масштаба. Ты проиграл.


Но может быть ты…

…Ян Жижка, бывший наёмник, бандит и лидер таборитов, воин, непобедимый на полях сражения тактик. Не от большого счастья ты совершил новацию в военном искусстве – Сигизмунд, получив буллу Папы Римского о крестовом походе против гуситов, собирал мощную армию, основой которой была рыцарская конница, в то время как у тебя рыцарей кот наплакал, а основа войск ополчение, да такие же, как и ты наёмники. Шансов в полевом сражении против тяжёлой конницы у вас нет, но ты ведь и так это знаешь, а потому решаешь играть от обороны, создав полевую фортификацию из того, что всегда при армии - повозок. Повозки, скованные цепями для прочности, закрытые щитами и ощетинившиеся пиками, арбалетами и гаковницами оказалась неприступной формацией для рыцарской конницы и феодальной пехоты. Тебе нужно просто стоять на вершине холма, удобного для обороны, и отбивать атаку за такой, ведь крестоносцы, уверенные в своей победе, сами раз за разом будут приходить к вагенбургу и гибнуть под ним. Даже предательство пражан во время сражения при Кутной Горе в 1421 году не смогло превратить битву в поражение, ты выжил. Но именно из-за своих побед ты проиграл.


Почему? Ты вселил страх в католиков, твои победы над доселе непобедимым рыцарством были нонсенсом – чернь раз за разом истребляет свет европейского рыцарства, взявших на себя христовый обет освобождения богемской земли от еретиков. Если в начале конфликта это была война Сигизмунда против восставшего вассала, и чехи могли надеяться на сочувствие у врагов Императора. То после провала первого крестового похода против гуситов и начала походов таборитов против врагов за границами Чехии, то сочувствия не осталось, а появился ужас – ужас от творимого разорения земли, ужас от убийств католических священников и жутких историй о творимых гуситами сатанинских оргий, ведь не могли христовых воинов победить никак иначе, чем призвав на помощь тёмные силы. Ты научил чехов сражаться и побеждать, но ты же вселил в таборитов веру в собственное военное превосходство, забыв о том, что побед в сражениях недостаточно для победы в войне. Страх будет толкать Сигизмунда и католиков собирать новые крестовые походы против гуситов, разоряя северные и западные пределы Чехии. Никто больше не хотел торговать с чехами, земли приходили в запустенье, деревни сжигались по несколько раз и уже не восстанавливались, гуситы одерживали победу за победой, но конца войне видно не было.


Бюргеры и шляхта из чашников, беднели и начинали винить во всём таборитов, победы над Сигизмундом должны были склонить его к переговорам, но таборитам, кто был никем, а стал всем – защитниками веры и всех чехов, переговоры были не нужны и даже опасны. Поэтому ты и задавил недовольных чашников в 1424 году. Табориты верили в то, что с ними Бог и в то же время здраво понимали, что при любом компромиссе с Сигизмундом они окажутся не у дел – слишком опасные, слишком сильные, чтобы позволить им сохранить хотя бы часть их положения. Ты – непобедимый слепец (лишился одного глаза до войны и второго в процессе, но не перестал командовать войсками), умер, но осиротевшие табориты продолжили твоё дело, дело бесперспективное, так как чем дольше длилась война, тем меньше вас поддерживал народ, а война могла длиться очень долго – против гуситов была вся мощь СРИ, пока вы выносили пару княжеств, десять других успевали восстановиться и направить против вас свои войска. Гуситов не могли победить силой оружия, но их победили экономикой – чашники не могли больше терпеть разорения, а Сигизмунд, чем дольше шла война, тем больше терял авторитет, компромисс был неизбежен и таборитам, «сироткам» в нём места не нашлось. Ты выиграл все битвы, но проиграл войну. В 1434 чашники и имперская армия победили таборитов, Сигизмунд наконец смог стать полноценным, но не полновластным королём Чехии, а чашники формально добились удовлетворения всех своих требований, но по факту же всё было ой как непросто и торжества гуситов так и не произошло.


И всё же, хотя гуситы и проиграли, но Ян Гус победил, когда спустя 102 года после его смерти некий Мартин Лютер опубликует «95 тезисов» …

Победа через поражение Cat_cat, История, Религия, Средневековье, Европа, Страдающее средневековье, Длиннопост

Источник: https://vk.com/wall-162479647_137859

Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).

Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_267960839

Личный хештег автора в ВК - #Герасименко@catx2, а это наш Архив постов. Январь 2020

Показать полностью 1
180

Александр, часть 2

О воображаемых путешествиях Александра Македноского мы уже рассказывали, а теперь немного проясним его воображаемое происхождение

Александр, часть 2 История, Мемы, Страдающее средневековье

С отцовством у будущего великого завоевателя было не очень просто. С одной стороны, он был сыном и законным наследником македонского царя Филиппа II. С другой стороны, маменька Александра Олимпиада не очень ладила с мужем и периодически пускала слух, что Александр не совсем Филиппович, а скорее Зевсович.


В Античности вообще было принято рожать от богов, так что Иисус не был первым плодом этой практики. Лучше всего рожалось от могущественного бога вроде Зевса. Миф о том, что Александр — сын бога оказался живуч благодаря тому, что его завоевания поражали и поражают всех. А чтобы родить от бога, требуется переспать с богом, что и изображено на картинке. Незадачливый царь Филипп наблюдает адюльтер супруги с драконом в окошечко, и не говорите, что на его месте вы бы вошли.


А теперь самое интересное: почему Зевс — дракон? Здесь на античную традицию накладывается традиция средневековая. Для глубоко христианских людей Средневековья никакого Зевса, как и прочих языческих богов, быть не могло. Все они оказывались обычными демонами, которые обманывали людей, притворяясь богами. Так что изображать демонов надо было соответствующе — неприятными существами вроде драконов.


Правда, на миниатюрах к мифам античным богам позволялось иметь и вполне человеческий облик. Иногда они бывали вполне симпатичными (как Аполлон), имели собственные иконографические атрибуты (коса Кроноса-Сатурна, а также дети, которых поедало божество). Но бывали и страшненького вида боги — Аид с Персефоной, например.


Случался и божественный адюльтер — измену Венеры с Марсом изображали слишком часто, возможно, потому что они попались в ловушку мужа Венеры Вулкана. Так что картинка была почти поучительной, ведь в Средние века обманутых мужей чаще всего оправдывали в суде, если они убивали застигнутого на брачном ложе любовника.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ


ИСТОЧНИКИ: ПАНОВСКИЙ Э. РЕНЕССАНС И «РЕНЕССАНСЫ» В ИСКУССТВЕ ЗАПАДА;

MICHAEL CAMILLE. THE GOTHIC IDOL: IDEOLOGY AND IMAGE-MAKING IN MEDIEVAL ART

via

Показать полностью
100

Разбор мема "Астрология"

Склоните колени, перед вами богиня Венера, нарисованная в Германии XV века. Ну, не совсем богиня — планета

Разбор мема "Астрология" История, Мемы, Страдающее средневековье, Длиннопост

Речь пойдёт об астрологии — важной составляющей ренессансного (или средневекового, если хотите) сознания. Для XV века это чуть ли не главная наука, а всяческие звездочёты будут популярны при дворах многих европейских монархов ещё очень долго. Да и сейчас, давайте будем честны, многие люди читают гороскопы.


В Средневековье в гороскопы верили все, даже философы и врачи (иногда им приходилось это делать и по закону). Естествознание было развито слабо, а вера в то, что нашу жизнь определяют небесные тела, наоборот, была чрезмерной. Так что приходилось совмещать науку с не самыми научными, на современный взгляд, вещами. Правда, некоторые исследователи утверждают, что без ренессансной магии и астрологии не было бы современной науки.


Астрология проникла в Европу в «великую эпоху переводов» (XII-XIII века). Тогда через арабский мир на Запад возвращаются античные авторы, а с ними заодно и арабские комментарии. Мусульмане вообще неплохо разбирались в астрономии. Это было вызвано в первую очередь необходимостью определять направление молитвы и рассчитывать, в какой стороне находится Иерусалим, а впоследствии — Мекка. Поэтому в исламском мире частенько строили шикарные астрономические обсерватории. Одна из самых классных — Марагинская обсерватория — была создана в Иране по повелению монгольского правителя Хулагу. Но мы отвлеклись.


Оказавшись в Европе, астрология (как составная часть магии) становится слишком модной. Её, конечно же, тут же пытаются вписать в широкий христианский контекст. Так Марсилио Фичино, итальянский философ, в XV веке создаёт доктрину «древней теологии». Согласно этому учению, древние мудрецы (в том числе и астрологи) создавали верные учения, но полноценно раскрыты они были только после появления Христа. Отличная попытка исторического примирения язычества и христианства. И этим занимается не один только Фичино.


Юный граф Джованни Пико делла Мирандола (младший современник Фичино) тоже увлёкся древними учениями — он, например, чуть ли не первым из ренессансных мыслителей изучал каббалу. Он же написал огромный труд «900 тезисов» и хотел выступить с ними в Риме на публичном диспуте. Сам по себе этот труд — наполовину выжимка из античных и арабских авторов (в то время было принято так писать), а наполовину — личные взгляды графа. Среди них встречалось, например, утверждение, что магия служит отличным доказательством христианского вероучения.


По странному стечению обстоятельств тезисы не понравились Церкви, и публичный диспут пришлось отменить. Сам Пико отправился во Флоренцию, подальше от папского престола, на случай, если ему взбредёт в голову написать ещё что-то подобное. В итоге, граф обратился к комментированию Священного Писания, а знакомство с монахом Савонаролой привело к тому, что вскоре он начал писать трактаты против астрономии и магии.


Кстати, как нетрудно догадаться, сам Савонарола не любил не только праздность и разного рода художественные произведения, но и астрологию. За год до своей казни в 1498 году он даже написал вольный пересказ текстов Пико против астрономии. Сделал он это на итальянском языке, руководствуясь тем, что элита, читавшая на латыни, и так знала, что астрология это бесполезная чушь, а вот простые граждане — ещё нет.


Европейская астрология в скором времени логично перетекла в научную астрономию — историю о Копернике, Бруно, Галилее, инквизиции, тюрьмах и кострах. А гороскопы остались.


Против астрологии выступали и в России, в частности, Максим Грек (это учёный афонский монах, успевший попутешествовать по миру и даже побывать в Италии). Для него астрология была частью этих ваших латинских ересей и заблуждений, а значит — поводом обличить загнивающий Запад. Правда, Максим, кажется, слышал проповеди Савонаролы и вообще в обличении астрологии (не очень известной тогда на Руси) опирался на труд сожжённого проповедника.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ


ИСТОЧНИКИ: БЛОГ ТАТЬЯНЫ ГОРБУТОВИЧ;

АКОПЯН О. РЕНЕССАНСНАЯ МАГИЯ КАК ДУХОВНОЕ ЯВЛЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ КОНЦА XV — НАЧАЛА XVI В.)

АКОПЯН О. С «ЛАТИНЯНАМИ» ПРОТИВ «ЛАТИНСКОГО НЕЧЕСТИЯ»: МАКСИМ ГРЕК, САВОНАРОЛА И БОРЬБА С АСТРОЛОГИЕЙ,' В ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА XV—СЕРЕДИНЫ XVII ВВ.: КОНТАКТЫ И ВЗАИМНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

via

Показать полностью
706

Разбор мема "Боевой минет"

На картинке просто два сражающихся ратника из пособия для рыцарей

Разбор мема "Боевой минет" История, Мемы, Страдающее средневековье, Длиннопост

Страница с изображением вырвана из учебника фехтования, известного как Кодекс Валлерштайна (он назван не по фамилии автора, а по фамилии князей, владевших манускриптом). Две трети этой книжки были созданы в XV веке, а остальная часть позднее — возможно, в XVI. Собственно, здесь изображён приём, с помощью которого можно повалить противника на землю, подогнув ему колени локтями.


Кодекс продолжал славную традицию учебников боя, которая уходит корнями в глубокую древность, в том числе — к популярному в Средние века трактату Вегеция «Краткое изложение военного дела» (Вегеций, кстати, один из авторов идеи «хочешь мира — готовься к войне»). Только в Кодексе Валлерштайна содержатся советы непосредственно по ведению боя, а не по тактике и стратегии.


Первая часть Кодекса подробно рассказывает о том, как сражаться длинным мечом, кинжалом и штукой под названием гросс-мессер (разновидность меча и предок современного тесака). Вторая — о разного рода захватах и бросках. Третья (самая поздняя) — об использовании меча в бою с закованным в латы соперником. Как вы догадались, иллюстрация из второй части.


Автор первых двух частей Кодекса (которые из XV века) нам неизвестен, но дополнил его третьей частью и собрал воедино аугсбургский дворянин Паулус Гектор Майр. Он был одним из городских чиновников и преклонялся перед боевым искусством Средневековья, считая его незаслуженно забытым и требующим возвращения во славе. Естественно, Майр не возродил средневековое искусство боя, а скорее зафиксировал современное ему его состояние.


В составлении пособий по ведению боя Майр, конечно, был не одинок. Одним из первых учебников фехтования считают английский «фехтбух из Тауера» (его так принято называть), созданный ещё в XIII веке. Самым же известным автором фехтбуков был немецкий художник Альбрехт Дюрер, изготовивший в начале XVI века учебник для императора Максимилиана I. И, кажется, вдохновение Дюрер черпал в Кодексе Валлерштайна.


Откуда вообще в XV–XVI веках взялась внезапная любовь к учебникам фехтования? Дело в том, что военное ремесло начало стремительно трансформироваться ещё в XIV веке. В 1346 году английские лучники благополучно отправили на тот свет лучших французских рыцарей и одного слепого короля. После этого тяжеловооружённые конные рыцари начали постепенно отмирать как основная боевая единица, а им на смену пришла пехота — её стало пропорционально больше. Гораздо.


Организация войска тоже менялась — армия росла численно и становилась более профессиональной. Кучки рыцарей на конях уже было недостаточно, требовалось большое и обученное войско, способное эффективно решать задачи на поле боя. О призывной армии ещё никто не слышал, поэтому родилась идея основную массу армии закупать на время и под конкретную задачу — в Европе стало распространяться наёмничество.


Лучшими наёмниками считались нищие швейцарцы — их было много, прокормиться, живя в горах, было сложно, а война стала отличным источником заработков, ради которого стоило выучить наизусть пару фехтбухов. Кстати, с той поры и существует традиция, согласно которой Ватикан и папу римского охраняет швейцарская гвардия. Главными конкурентами швейцарцев были немцы (тоже не шибко богатые) — поэтому немалая часть учебников боя того времени написана на немецком. Впрочем, на нём говорили и некоторые швейцарцы.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ


ИСТОЧНИКИ: WIKTENAUER;

ХАНС ДЕЛЬБРЮК. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ИСКУССТВА В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ;

АЛЕКСАНДРОВ С. НЕМЕЦКИЙ НАЁМНИК КОНЦА XV — СЕРЕДИНЫ XVII ВВ.: ГРАНИ МЕНТАЛЬНОСТИ

via

Показать полностью
256

Разбор мема "Александр Македонский" Часть 1

Александр Македонский в Средние века был одним из самых популярных литературных героев. Уступал он разве что Христу и то потому что был сыном неправильного бога (Зевса)

Разбор мема "Александр Македонский" Часть 1 История, Мемы, Страдающее средневековье, Длиннопост

Александр, как известно, любил путешествовать с друзьями на восток, например в Персидскую империю и Индию. Но в Средние века с географией было не очень, поэтому лирическому герою Александру приходилось бывать и в более экзотических местах (в том числе в Чехии и России).


В Европе текст о странствиях Александра (под названием «Роман об Александре») начинают придумывать впервые в XII веке по мотивам античной «Истории Александра Великого» (она, чтоб вы не подумали лишнего, тоже не имеет к реальности почти никакого отношения). В получившемся произведении часто видят первый рыцарский роман. Судя по этим двум историям Александр где только не побывал.


Так, однажды великий полководец взялся осматривать всю свою империю. Для этого он отловил двух грифонов (ну где-то же они должны водиться), повесил перед ними на палках куски мяса, так они и полетели. Полёт продолжался недолго, но достаточно, чтоб государь насладился видами всех подвластных ему земель, а потом упал с огромной высоты и удачно приземлился.


В следующий раз любознательный Александр взялся посмотреть, что же там на дне морском. Ну, вы поняли. Великого завоевателя на тросах в бочке опустили в воду, где он смог исполнить своё желание. Этот сюжет из выдуманной жизни беспокойного монарха был любим иллюстраторами как средневековыми, так и, к несчастью, современными. Поэтому вы и прочитали этот текст.


Александр был образцом того, что в науке красиво именуют «идеальным правителем», поэтому ему подражали. Даже в странностях. Так Фридрих II Штауфен, прославившийся многими чудачествами (и имевший репутацию чуть ли не первого атеиста), по легенде заставил лучшего из пловцов нырять в Мессенский пролив, чтобы тот рассказал императору, что находится на дне морском. Властителю Священной Римской империи не хотелось отставать в любознательности от македонского правителя. Несчастному пловцу пришлось доставать из морских глубин золотое императорское кольцо в качестве доказательства того, что он действительно достиг дна.


А в XV веке чешским правителям захотелось новых земель. Они подошли к реализации своих желаний творчески, и местным литераторам пришлось срочно изобрести поездку Александра Македонского в Чехию. Разъезжая по стране, щедрый император бескорыстно раздавал земли направо и налево. И справа, и слева находились чехи. В том числе, чешские короли не поскупились приписать себе земли аж в Италии. Ничего, конечно, в итоге не получили.


Поскольку культурные связи между славянскими народами всегда были крепки, текст приглянулся и московским книжникам. Правда, аппетиты молодого Российского государства были поскромнее, и путешествующий Александр даровал всего лишь земли от Балтийского до Каспийского моря. С другой стороны — и на том спасибо.


МАТЕРИАЛ И ТЕКСТ: КОСТЯ МЕФТАХУДИНОВ


ИСТОЧНИКИ: WIKIPEDIA;

ВОСКОБОЙНИКОВ О.В. ДУША МИРА;

БОЙЦОВ М.А. КАК АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ПО ПУТИ ИЗ ЧЕХИИ ПОДДЕРЖАЛ МОСКОВИТОВ

via

Показать полностью
801

Разбор мема "Любовь и наковальня"

Как поэт воспевал куртуазную романтику, но пришёл Жан де Мён и всё опошлил

Разбор мема "Любовь и наковальня" Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Эта миниатюра — пример того, как не стоит доносить свою мысль. Здесь изображена Природа, создающая нового человека.


Иллюстрация сопровождает один из самых популярных текстов Средневековья — «Роман о Розе». Это французская поэма XIII века в двух частях. Первую создал трувер Гийом де Лоррис примерно в 1230 году, а продолжение, в несколько раз длиннее, написал поэт Жан де Мён 60 лет спустя. «Роман о Розе», особенно первая его часть, написан в жанре куртуазной литературы, то есть превозносит идею романтической любви и рыцарского кодекса чести.


Гийом де Лоррис в своей первой части «Романа» без задней мысли воспевает недосягаемость объекта желаний и повсеместные страдания и подвиги по этому поводу. А вот Жан де Мён настроен скептичнее. Вторая часть пропитана сатирой и над придворной (то есть куртуазной) культурой, и над повседневными отношениями между мужчиной и женщиной, где, естественно, не обходилось без измен, истерик и «бьёт — значит, любит». Церкви, стремившейся регламентировать все сферы жизни вплоть до секса, очень не понравился фривольный тон Жана де Мёна. Но в этот раз богоугодная цензура не справилась. «Роман о Розе» стал одним из самых читаемых произведений Средних веков.

Поэт и Роза, миниатюра из экземпляра «Романа о Розе» XV века
Разбор мема "Любовь и наковальня" Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Мы не станем даже пытаться пересказать сюжет поэмы целиком, ограничимся основной канвой повествования. Во сне поэт оказывается в саду наслаждений и видит в отражении в зеркале бутон Розы — аллегорию прекрасной дамы. Он влюбляется в цветок и в попытках найти свою возлюбленную встречает различные пороки и добродетели, неизбежные спутники каждой любовной истории. Замечательнее всего то, что все они аллегорически представлены в виде действующих персонажей. На протяжении двух частей романа все эти Ревности, Богатства и Радости, вместе с явлениями вроде Смерти и Природы, общаются между собой, спорят и советуют юному герою, как взять замок, где заточена Роза. Последним помощником влюблённого поэта становится Прекрасный Приём, который позволяет герою поцеловать недосягаемую Розу. Если вы не знали, как оригинально рассказать о той школьной вписке, на которой потеряли девственность — теперь знаете.


Во второй части романа Венера и Амур, после долгих распрей, приходят к выводу, что единственный способ победить Смерть — это любовь, и вовсе не платоническая. Для поддержания вида необходимо производить как можно больше людей. Картинка, ставшая основой для мема, иллюстрирует эту идею. Именно так, в виде девушки за наковальней, Природу часто представляли и на других миниатюрах к «Роману о Розе». Конкретно здесь аллегория зашла слишком далеко — природа изготавливает конечности будущих людей. Встречается и более прямолинейное изображение детозаготовки — в постели лежит страстно целуется пара, а Природа рядом трудится за наковальней.

Миниатюра из другого экземпляра «Романа о Розе» XV века
Разбор мема "Любовь и наковальня" Страдающее средневековье, История, Мемы, Длиннопост

Миниатюра, вдохновившая кого-то на мем про котлеты — одна из иллюстраций к рукописи «Романа о Розе», созданной в конце XV века по заказу Энгельберта II Нассауского, известного бургундского придворного военачальника. Текст поэмы для этого манускрипта был вручную переписан с печатного издания «Романа о Розе». Несмотря на постепенное распространение книгопечатания в Европе, богато украшенный кодекс всё ещё считался большой ценностью. Обладая знатным капиталом, Энгельберт, как и другие придворные, мог позволить себе заказывать роскошные кодексы с дорогостоящими миниатюрами, занимающие целое фолио.


Подробнее почитать о «Романе» можно на английском:

Georges Duby, «Love and Marriage in the Middle Ages»;

«Debating the Roman de La Rose: A Critical Anthology».


МАТЕРИАЛ: ИЛЯНА КАНДЖА

ТЕКСТ: МАКС ДОЛИНСКИЙ


ИСТОЧНИКИ: GEORGES DUBY, "LOVE AND MARRIAGE IN THE MIDDLE AGES";

"DEBATING THE ROMAN DE LA ROSE: A CRITICAL ANTHOLOGY".


via

Показать полностью 2
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: