Путь Венеции и Венецианской республики к процветанию и обратно.

После падения Западной Римской империи в большинстве стран на протяжении последующего времени сохранялись римские политические и экономические институты. Англии повезло больше, римляне ушли из Англии очень быстро, что позволило ей гораздо быстрее перезапустить экстрактивные элитарные институты Рима, которые его и погубили. На первый взгляд может показаться, что это совсем незначительно различие с остальными странами, но рассмотрев более детально, становится ясно, что это была одна из точек перелома, которая, саккумулировав, позволила именно Англии произвести промышленную революцию.


Но несмотря на это, события потрясавшие Европу, такие как бурная исламизация после смерти пророка Мухаммеда или постоянные нашествия кочевников, привели к созданию наиболее адаптированной под подобные условия существования системы — к созданию феодализма. Таким образом, можно сказать, что крах Римской империи, хоть и случайно, послужил точкой перелома для отмены рабства, так как, децентрализовав все государства, зародил такой политический строй как феодализм.


Конечно, феодализм несёт в себе экстрактивные институты (Экстрактивные политические институты концентрируют власть в руках элиты и не ограничивают ее в том, как и на что это власть может употребляться. В свою очередь, эта элита конструирует экстрактивные институты, которые позволяют ей эксплуатировать остальное население.), как тот же крепостной принудительный труд, и в большей степени именно это и являлось причиной такого медленного развития экономик всех стран

(в ранее Средневековье уж точно). Но было бы неправильным не отметить, что, с другой стороны, крепостничество было переходным этапом к постепенной отмене рабства.


Исходя из всего вышеперечисленного, и в дополнении с инклюзивными чертами Римского наследия, как римское право, можно понять, почему именно в Европе, а не в некогда развитом Ближнем Востоке, и не в продолжительное время (Средневековья и даже немного позже) гораздо более развитой Азии произошла промышленная революция, и, в целом, со временем началось бурное экономическое развитие.

Путь Венеции и Венецианской республики к процветанию и обратно. Экономика, Венеция, История, Длиннопост

Одной из наследниц подобных институтов была Венецианская республика, в столице которой, Венеции, к 1330 году численность населения достигла порядка 110,000 человек, что на тот момент времени было равноценно населению Парижа и втрое больше численности населения в Лондоне. Приблизительно в это же время в Венеции развивались и инклюзивные институты (Инклюзивные политические институты, распределяя власть среди широкого круга лиц, будут неизбежно разрушать основу таких экономических институтов, которые поддерживают экспроприацию ресурсов у большинства населения, создают барьеры для входа новых игроков на рынок и в целом ограничивают круг бенефициаров рыночной экономики узким кругом властных элит.), ярким примером которых была так называемая комменда. Комменда являлась подобием акционерного общества, где зачастую один "инвестор" вкладывал деньги, а второй "партнёр" на корабле плыл в место назначения, продавал там все товары и покупал новые. Таким образом, молодые предприниматели могли заработать свои собственные средства на комменде, всего лишь отправившись на корабле для купли-продажи, по сути, чужого товара. Этот вид сотрудничества помогал разбогатеть большому количеству различных людей (особенно молодым людям), то есть формировался класс простых людей, который набирал экономический и политический вес.


Титул главы Венеции принадлежал (в течение практически тысячелетия) дожу, которого изначально выбирали на общем собрании всех граждан. Со временем, дабы ограничить чрезмерную власть дожа, появилось два советника. Что, конечно, ограничило огромную власть дожа, но лишь в малой степени, поэтому некоторое время спустя экономическое развитие, которое происходило благодаря той же комменде, давило на абсолютистские и экстрактивные политические институты, что в итоге привело к убийству дожа и к последующим крупным реформам. Первая из которых, это создание нового инструмента власти — Большого совета, который каждый год принимал новых членов, который избирал членов в Совет сорока и Сенат, и который избирал советников дожа, коих стало не два, а шесть. Вторая реформа, это создание Малого совета, который избирал непосредственно дожа. И последняя реформа, это ограничения наложенные на дожа присягой, где, например, дож должен был согласовывать все решения с советниками.

Путь Венеции и Венецианской республики к процветанию и обратно. Экономика, Венеция, История, Длиннопост

Подобного рода колоссальное развитие инклюзивных институтов в дополнении положительно повлияло на создание в дальнейшем независимой и справедливой судебной системы, а также на развитие стабильной коммерческой и финансовой системы. Как и полагается инклюзивным институтам, они работали с помощью созидательного разрушения, то есть на смену старым элитам и богачам очень часто приходили молодые и амбиционные политики и предприниматели. Что, естественно, вызывало огромное желание людей у власти и/или богачей закрыть доступ для новичков в главный орган управления — Большой совет.


Что, к сожалению, и произошло. Члены Совета в течение относительно долгого времени выносили небольшие поправки и законы, которые в конце-концов закрыли его для новых кандидатов и установили самовоспроизводящуюся систему для определенного числа ("избранных") семей. Что, в свою очередь, привело к увеличению политического напряжения, так как, очевидно, люди не хотели мириться с таким произволом, учитывая прошлый опыт, когда при предыдущем отменённом укладе город испытывал экономический и социальный подъём. Как это обычно бывает, для борьбы с напряжением (людьми) была учреждена полиция.


Данная политическая экстрактивность привела и к экономической экстрактивности: например, была отменена одна из важнейших инноваций, которая и сделала Венецию богатой — была отменена комменда. Далее, началась национализация торговли и был введён налог на коммерческую деятельность.Вышеперечисленное привело к монополизации различных видов и родов бизнеса. И ближе к XVIII веку доходы Венеции очень значительно сократились, и в то время, как по всей Европе наблюдался рост численности населения, численность населения Венеции только падала.


Как нам известно, в наши дни Венеция превратилась из экономического лидера в музей былого величия (инклюзивных институтов). Данный пример показывает то, насколько инклюзивные институты, даже приносящие очевидную и немалую помощь в развитии и процветании, из-за созидательного разрушения представляются невыгодными правящей политической элите, что со временем может привести к замене (даже сознательной) на экстрактивные, зато сохраняющие у власти институты.



оригинал