ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА, часть 1

Отрасль знаний, которая изучает профессии, называется профессиографией. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.


Для того чтобы выбрать профессию, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма. Профессиограмма — документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Цель профессиограммы — создать целостное представление об особенностях данного вида труда.


Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.)


Схема профессиограммы (рис. 2):

— общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);

— производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);

— содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;

— связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

— необходимые общие и специальные знания и умения;

— требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности), медицинские противопоказания;

— психологическая характеристика труда (его привлекательные непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);

— условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;

— сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).


Выбор профессии предполагает возможно более полное знание содержания, характера труда и отношений в процессе будущей трудовой деятельности. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, различные формы внеклассной работы, общественно полезный, производительный труд, встречи-беседы со специалистами, самостоятельное изучение литературы и т. д.


Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана).


ВИДЫ ПРОФЕССИОГРАММ, ИХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ


В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на:


А) частные: физиологические (т.е. то, что связано со здоровьем, физическими параметрами), санитарно-гигиенические, психологические, социологические, экономико-организационные.


Б) специальные (целевые): для профессиональной ориентации и профконсультации, для профессионально-психологического отбора; для профессиональной подготовки, для оптимизации условий и режима деятельности; для проектирования и рационализации рабочего места.


В) комплексные — это всестороннее описание профессии и специальности, с использованием результатов профессиографирования методами различных наук


Рассмотрим подробнее


А) частные делятся на:


1. Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности.


2. Санитарно-гигиенические — санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности.


3. Психологические, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узкоспециализированные требования к психике человека. Данные профессиограммы включают:

— описание внешней картины труда,

— трудового поведения («фотография» рабочего дня, хронометраж, временная динамика рабочей активности, описание рабочего места, типичных ошибок и др.);

— описание внутренней картины труда (реакция личности, ее интегральные образования: направленность, характер, способности, темперамент, структуры научения и опыт; психические состояния и процессы: воля, внимание, мышление и особенности психомоторики).


4. Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей.


5. Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д.


Б) специальные (целевые) разрабатываются для использования в различных целях:


1. Для профессиональной ориентации и профконсультации. Такая профессиограмма включает:

· социальную значимость,

· роль и место профессии в обществе,

· содержит описание всех основных ее аспектов,

· способы ее освоения, перспективы развития и т.д.

В профессиограмме подчеркивается также, какими знаниями и психологическими качествами должен обладать кандидат на обучение специальностям; перечисляются данные об условиях труда и о трудовых действиях; говорится о том, где и какими способами осуществляется подготовка специалиста по данной специальности.


2. Для профессионального психологического отбора. Данная цель обусловливает структуру и содержание профессиограммы:

· она ориентирует на выявление преимущественно стабильных, устойчивых профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности деятельности;

· содержит максимально возможный свод требований к необходимым и некомпенсируемым свойствам личности специалиста и противопоказаний;

· определяет структуру качеств, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионального мастерства.


3. Для оптимизации условий и режима деятельности. Профессиограмма, используемая в этих целях, направлена на всесторонний учет временных параметров и утомительности отдельных действий и операций, регистрацию распределения микропауз и динамики работоспособности в течение рабочего дня, во время дежурства, указание психологической изменчивости психических функций под воздействием утомления и т.п.


Типовая структура целевой профессиограммы содержит 7 разделов:

1. Общие сведения о специальности;

2. Содержание деятельности;

3. Условия деятельности;

4. Социально-психологические факторы деятельности;

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности;

6. Психограмма;

7. Противопоказания к деятельности.


Рассмотрим подробнее


1. Общие сведения о специальности:

1.1.Наименование и назначение профессии.

1.2.Характеристика рабочей зоны и рабочего места.

1.3.Характеристика средств и орудий труда.

1.4.Общая и специальная профессиональная подготовка специалиста.

1.5.Функциональные обязанности специалиста.

1.6.Критерии эффективности деятельности.


2. Содержание деятельности:

2.1.Описание и анализ основных действий и операций.

2.2.Профессиональные задачи, решаемые специалистом.

2.3.Особенности приема информации.

2.4.Особенности переработки информации и принятия решений.

2.5.Структура исполнительских действий.

2.6.Анализ ошибок в деятельности специалиста.

2.7.Соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.


3. Условия деятельности:

3.1.Санитарно-гигиенические условия.

3.2.Режим труда и отдыха специалистов.


4.Социально-психологические факторы деятельности:

4.1.Характеристика группы, в составе которого специалист выполняет обязанности.

4.2.Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей.

4.3.Мотивационные аспекты совместной деятельности.

4.4.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.


5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности.

5.2. Преобладающие эмоциональные состояния.

5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности.

5.4. Основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.


6. Психограмма:

6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.

6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.

6.3. Профессионально важные качества мышления.

6.4. Профессионально важные характеристики памяти.

6.5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.

6.6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.


7. Противопоказания к деятельности.


В) Комплексная профессиограмма учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.


При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:


1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод;

6) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;

7) метод эксперимента;

8) метод моделирования трудового процесса.


Источники:

http://www.shkola41.edusite.ru/p68aa1.html

http://studopedia.info/3-93300.html

ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА, часть 1 Неинтересное, Профессия, Профессиограмма, Длиннопост
ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА, часть 1 Неинтересное, Профессия, Профессиограмма, Длиннопост
ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА, часть 1 Неинтересное, Профессия, Профессиограмма, Длиннопост
ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА, часть 1 Неинтересное, Профессия, Профессиограмма, Длиннопост
ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА, часть 1 Неинтересное, Профессия, Профессиограмма, Длиннопост