Продолжение поста «Дoм Фаберже. "Одyванчик"»3

Продолжение поста «Дoм Фаберже. "Одyванчик"» Карл Фаберже, Одуванчик, Цветы, Ответ на пост, Длиннопост

Каменные цветы Карла Фаберже .

Самыми известными произведениями Карла Фаберже являются, конечно же, знаменитые на весь мир пасхальные яйца. Однако знатоки ювелирного искусства считают подлинным шедевром его изящные цветы, из которых мастер больше всего любил полевые. Фаберже использовал богатую палитру уральских, сибирских и кавказских самоцветов, он даже волшебным образом научился изменять их природные оттенки, добиваясь желаемого эффекта. Великий мастер владел множеством секретов, разгадать которые ювелиры не могут до сих пор, например умел придавать разные цвета золоту. В ювелирном доме Фаберже работали настоящие искусники, такие как Михаил Евлампиевич Перхин, Август Вильгельм Хольмстрем, Генрик Эммануил Вигстрем, Эрик Август Коллин, которые и прославили имя Фаберже на всю Европу. Интерес к изготовлению цветов возник у Фаберже вскоре после того, как к нему в мастерскую принесли на реставрацию невиданной красоты букет хризантем, сделанный в Китае. Карл Густавович был настолько восхищен работой китайских ювелиров, что загорелся идеей создать собственный неповторимый «каменный гербарий» и вскоре совместно со своими мастерами приступил к созданию цветов из драгоценных самоцветов. Ко всякому делу Фаберже подходил основательно: при московской мастерской построили теплицу — выращивали растения, служившие «моделями» для каменных букетов. Для своих каменных шедевров Фаберже использовал горный хрусталь и халцедон, сердолик и агат, аквамарин и опал, яшму, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни. Они подбирались с большим вкусом. Фаберже мог умело изменять естественный цвет минерала, получая нужные им оттенки и тона. Он смело сочетал благородные и неблагородные материалы. Стебли чаще всего были золотые, со специальной гравировкой, а листочки изящно вырезанные из нефрита или эмалевые. Хрупкие цветы обычно не клеймили. Не было клейма и на платине Фаберже. Сохранился рабочий альбом Фаберже с подробными фотографиями живых цветов, в том числе ландышей, послуживших прообразом корзинки императрицы. В 1896 году купцы из Нижнего Новгорода преподнесли императрице Александре Федоровне в честь коронации необыкновенной красоты подарок — букетик лесных ландышей в золотой корзинке, при этом цветки ландышей были сделаны из жемчуга и бриллиантов, а листья, совсем как живые, – из нефрита. Эта работа представляла собой копию украшения из дворца китайского императора. Императрицу привели в восторг жемчужно-бриллиантовые ландыши с нефритовыми листьями, в золотой корзинке. С тех пор этот букетик обычно стоял у нее на столе. Фаберже никогда не одобрял простое копирование чужих работ и считал, что каждый художник должен создавать уникальные шедевры, причем не сама стоимость композиции ценилась великим мастером. «Если сравнивать мои произведения с похожими работами Тиффани или Картье, вы без сомнения, обнаружите, что стоимость их работ выше, чем моих. Вы найдете у них колье за полтора миллиона. Эти люди – коммерсанты, а не художники-ювелиры. Меня же дорогие вещи мало интересуют, если их стоимость – стоимость алмазов и бриллиантов», – так считал знаменитый Карл Фаберже. Интересно, что Карл Густавович был настолько придирчив к малейшим деталям, что мог безо всякого сожаления разбить молоточком (который всегда носил при себе, готовое уникальное изделие из драгоценных материалов, если оно не задевало его чувства и не казалось совершенством. Ювелир учился в лучших учебных заведениях во Франкфурте, а после – стал главой семейной фирмы в России. Вазочки для цветов мастера дома Фаберже в основном делали из горного хрусталя с применением особой технологии. Благодаря его прозрачности создавалась иллюзия, что цветы стоят в сосудах с настоящей водой. Украшения Фаберже были доступными разным слоям общества – тут легко было приобрести брошь ценой в рубль и в сто тысяч рублей. Стоимость для Карла Густавовича значения не имела, ценилась художественная идея. Одним из самых удивительных цветов, созданных Фаберже, является обыкновенный одуванчик, с золотым стебельком и нефритовыми листьями, который с 1995 года хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Глядя на этот одуванчик, создается иллюзия, что этот живой цветок только что поставили в воду. Самым удивительным в этом цветке является то, что на концах его серебряных тычинок совершенно непостижимым образом закреплен настоящий пух от одуванчиков. Мало того, сверху разбросаны еще мелкие бриллианты, которые при определенном освещении сверкают, подобно каплям росы. Для экспертизы пуха в музей даже приглашали эксперта из Ботанического сада МГУ, который подтвердил, что он является настоящим, и возраст пуха соответствует дате создания этого шедевра – около ста лет. Каким образом Фаберже удалось закрепить невесомые пушинки и добиться их сохранности на века – так и осталось тайной. Еще одна уникальная композиция под названием «Анютины глазки», аналога которой не существует во всем мире, была создана в 1904 году. Этот цветок Николай II преподнес своей супруге на десятилетнюю годовщину их свадьбы. Внутри цветка скрыт миниатюрный механизм, который срабатывает при нажатии на крохотную кнопочку. Лепестки цветка раскрываются, и внутри него появляются портреты всех детей императорской семьи. Мастера и дизайнеры дома Фаберже создали множество цветочных композиций из отдельных цветов и букетов, глядя на которые, невозможно поверить, что они сделаны из камня. Ювелирами дома Фаберже неоднократно создавались шиповник, ландыши, рябина, малина, одуванчики. Самая большая коллекция каменных цветов работы Фаберже находится сейчас в собственности английской королевы Елизаветы II, 26 работ из 80 изготовленных. Основную часть коллекции собрала в свое время королева Британии Александра, приходящаяся сестрой русской императрице Марии Федоровне. Давайте полюбуемся на эти драгоценные шедевры и мысленно вспомним и поблагодарим гениальных мастеров, подаривших нам эту хрупкую, но вечную красоту. Карлу Густавовичу Фаберже особенно нравилось делать «обже-де-фантази» — предметы фантазии. Это были выточенные из самоцветного камня фигурки людей и животных, драгоценные каменные цветы. Но у мастеров дома Фаберже было и другое направление «обже-де-вирту» — полезные предметы. Мастерские Фаберже выпускали бытовые изделия: портсигары, пудреницы, лорнетки, часы, вееры, колокольчики, посуду, рамки для фотографий, ручки для тростей и зонтов, бонбоньерки, подарочные коробочки… Эти вещи из золота и серебра, поделочного камня и дерева даже при скромном декорировании всегда были достойны занять место рядом с изысканным антиквариатом. Во время Первой мировой войны Карл Густавович работал с медью. В армию потоком шли из прославленных мастерских портсигары, пепельницы, чернильницы, военные лампы.

Источник: Каменные цветы Карла Фаберже http://tailytales.ru/2018/10/30/30269/

Продолжение с фото далее