Никола Теслa

Никола Теслa Господинампер, Длиннопост, Никола Тесла

ТЕСЛА (Тл)

единица магнитной индукции. Названа в честь сербского инженера и изобретателя Николы Теслы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

1 тесла — это индукция такого поля, в котором каждый метр проводника с током 1 А, расположенного перпендикулярно к направлению вектора индукции, испытывает силу 1 Н.

Жизнь и творчество

Никола Тесла родился 10 июля 1856 г. в Смелянах близ небольшого городка Госпич в Харватии в семье священника православной сербской церкви. Уже в средней школе у него проявились исключительные способности к математике и физике.

В 1875 г. он отправился на учебу в Политехнический институт в Штайергофе. После небольшого перерыва, вызванного финансовыми затруднениями, он завершил свое образование в Праге.

После окончания Пражского института он уехал в Будапешт и поступил на работу в Телефонное общество. Там он обратил на себя внимание несколькими практическими изобретениями и получил приглашение занять место инженера в Парижской электротехнической компании, принадлежащей концерну Эдисона. Уже тогда Теслу занимала мысль о создании электродвигателя многофазного переменного тока, в котором были бы устранены недостатки тогдашних двигателей постоянного тока.

В 1882 г. он принял это предложение и переехал в Париж. Здесь в собственной небольшой мастерской ему удалось построить первый двигатель без коммутатора и щеток в соответствии со своими будапештскими представлениями. Однако владельцы компании не поняли важности его изобретения.

Спустя два года он отправился в Америку, где более года проработал в компании Эдисона. Но и здесь он не нашел применения своим изобретениям и поэтому стал задумываться о создании собственной фирмы. Это ему удалось лишь со второй попытки, и в 1887 г. появилась «Тесла Электрик Компани». В этом же году им было получено несколько патентов, относящихся к вращающимся полям и переносу электрической энергии. Всего же в области вращающихся полей. Тесла получил 41 патент, и его работа вызвали огромный интерес в научных и коммерческих кругах.

Средства, полученные от производства электродвигателей, Тесла использовал для дальнейших научных изысканий. Особенно его интересовали проблемы высокого напряжения и высоких частот. Он сконструировал генератор токов высокой частоты и изучал свойства сильного электромагнитного поля, образующегося вокруг проводников, через которые протекает высокочастотный ток. В этом поле начинали светиться трубки, заполненные газом, и Тесла интуитивно предугадал возможность использования высокочастотных токов для медицинских целей, особенно для прогревания человеческого тела (диатермия). Мировое значение приобрел его высокочастотный трансформатор довольно простой конструкции. За изобретения в области техники высоких частот Тесла получил большое количество патентов.

О результатах своих исследований Тесла сделал несколько сообщений в Америке и Европе, где им впервые был развернут план использования высокочастотных токов для беспроволочного телеграфа и беспроволочного переноса электроэнергии.

В 1893 г. он полностью отказался от какой-либо общественной деятельности и путешествий и занялся исключительно научными исследованиями. Спустя два года сгорела его лаборатория со всем оборудованием. В течение следующего года он начал работы в новой лаборатории и построил в Нью-Йорке беспроволочный телеграф, с помощью которого добился безукоризненного телеграфного сообщения в радиусе 35 км.

Но его целью был не беспроволочный телеграф, а беспроволочный перенос электроэнергии. В Колорадо им был построен передатчик, с помощью которого ему удавалось передавать такое количество электроэнергии, что на расстоянии 25 км от передатчика загорались электрические лампочки.

В 1900 г. в Варденклифе он затеял строительство передатчика, который был в семь раз мощнее предыдущего. К сожалению, это дорогое предприятие быстро поглотило все финансовые средства, и спустя год строительство пришлось прекратить. Тесла переоценил свои возможности, да и более поздние его исследования в области беспроволочной передачи, электроэнергии не принесли положительных результатов.

Силы его угасали, он вынужден был бросить работу, замкнулся в себе, а 7 января 1943 г. умер в Нью-Йорке.

Никола Теслa Господинампер, Длиннопост, Никола Тесла

Без денег, уставший, сошел Тесла на берег в Нью-Йорке. Решение немедленно отправиться к Эдисону он принял не без некоторого колебания. Без средств и приличной одежды он не мог рассчитывать на то, что произведет благоприятное впечатление.

Задумчиво шагал Тесла по незнакомым улицам чужого города в направлении, показанном ему полицейским. Заглядывая в витрины магазинов и мастерских, он случайно заметил, что в одной из них измученный пожилой человек с трудом пытается завести небольшой генератор, предназначенный для освещения.

Тесла решительно вошел в мастерскую и предложил свои услуги. Первоначальное недоверие хозяина мастерской к бедно одетому иностранцу вскоре сменилось искренним восторгом. Когда генератор заработал и Тесла, довольный своим успехом, захотел удалиться, хозяин заставил его принять, кроме слов благодарности, и небольшую сумму денег.

Вряд ли что-нибудь другое могло обрадовать Теслу так, как этот неожиданный заработок. Этих нескольких долларов ему было достаточно, чтобы прилично пообедать и поселиться в дешевой гостинице.

На следующий день утром Тесла отправился в канцелярию Нью-Йоркского отделения компании электрического освещения Эдисона. В старинном здании на Пятой авеню располагались лаборатории, мастерские и личный кабинет Томаса Альвы Эдисона. Найти это здание не составляло никакого труда. С утра до поздней ночи возле дома толпились любопытные, привлеченные непривычной по тем временам рекламой компании.

— Скажите, пожалуйста, я мог бы поговорить с господином Эдисоном? — спросил Тесла у секретаря, сидевшего в приемной.

— У господина Эдисона нет возможности принять всех, кто желает его увидеть,— последовал холодный ответ.

— ...Но я ради этого приехал из Европы!

Секретарь Эдисона измерил взглядом высокого озябшего мужчину и без тени удивления сказал: «К мистеру Эдисону приезжают и из других частей света, но это никак не увеличивает количество часов в сутках».

— Тогда я прошу вас передать господину Эдисону мое рекомендательное письмо от Парижского филиала компании Эдисона...

— О! Это уже другое дело! Я доложу о вас, господин...

— Тесла. Никола Тесла.

Несколько минут спустя Никола Тесла вошел в кабинет того, кого во всех уголках Америки называли «волшебником из Менло-парка».

Знаменитый изобретатель прочел рекомендательное письмо и внимательно выслушал Теслу. К его идеям о возможности использования многофазных переменных токов он отнесся довольно равнодушно. Из сообщений континентального филиала он уже знал кое-что о своем посетителе и в молодом инженере оценил лишь его действительно исключительную работоспособность.

Эдисон познакомил Теслу с председателем Нью-Йоркского отделения компании и отрекомендовал его как опытного электроинженера. Так, без особых формальностей он был определен в мастерские компании на скромную должность инженера по ремонту электродвигателей и генераторов постоянного тока.

Вскоре Нью-Йоркское отделение компании получило заказ на ремонт генератора на корабле «Орегон», который должен был отплыть к вечеру следующего дня в Европу. Казалось, что за такой короткий срок невозможно найти и устранить неисправность в генераторе. Отмена рейса грозила большими потерями, потому что все билеты были уже распроданы.

Ремонт был поручен Тесле. Опыт работы в Европе, а также глубокие знания помогли ему быстро найти неисправность — замыкание в обмотке — и устранить ее, перемотав новую обмотку. Для этого ему понадобилось двадцать часов непрерывной работы.

Когда под утро, около пяти часов, он возвращался с корабля, на Пятой авеню он встретил Эдисона и нескольких его сотрудников, которые тоже лишь сейчас возвращались из лаборатории.

— Ба! Да, это никак прогуливается наш молодой человек из Парижа,— обратился к нему Эдисон, думая, что Тесла возвращается после ночных развлечений.

— Да, сэр, это было для меня развлечением,— ответил Тесла и рассказал Эдисону о том, как он отремонтировал корабельный генератор, обеспечив своевременно отплытие «Орегона».

Эдисон остался очень доволен Теслой, но свое удовлетворение высказал лишь в кругу друзей.

После этого случая авторитет Теслы как инженера значительно вырос, хотя Эдисон по-прежнему относился к нему несколько холодновато. Тесла с энтузиазмом работал в цехах ежедневно по 18—20 часов, при этом он еще умудрялся выкраивать время для исследования возможностей использования многофазных переменных.

Эдисон все чаще и все более откровенно выражал свое недовольство исследовательскими увлечениями Теслы. Холод их взаимоотношений возрастал и вследствие принципиально разного подхода к решению инженерных задач. Эдисон отрицал необходимость теоретического обоснования экспериментов. Решение задачи он находил в результате проведения огромного количества опытов, что, конечно, вызывало большие и часто ничем не обоснованные потери времени. Он говорил об этом так: «Я не изучаю законы природы и я не сделал никакого большого открытия. Я не изучаю их так, как изучали Ньютон, Кеплер, Фарадей и Генри, чтобы узнать истину. Я профессиональный изобретатель. Все мои исследования и опыты нацелены исключительно на возможность их практического использования».

Тесла же, наоборот, любую возникшую у него мысль глубоко и всесторонне обдумывал, теоретически обосновывал и лишь затем приступал к экспериментальной проверке того варианта, который старательно выбрал из множества возможных. Такое различие в методах работы обоих выдающихся инженеров отражало глубокую противоположность способа их мышления, их теоретической подготовки и внутреннего убеждения.

Однажды Эдисон предложил Тесле разработать конструкционное улучшение электродвигателей постоянного тока, изобретенных им самим. За успешное решение задачи он пообещал ему вознаграждение в сумме 50 тыс. долларов.

Тесла взялся за решение задачи и вскоре сконструировал двадцать четыре варианта двигателя Эдисона, создав для них новый коммутатор и регулятор, чем значительно улучшил их эксплуатационные качества. Работа принесла Тесле большое удовлетворение. Заслуженную награду он намеревался использовать для дальнейшего усовершенствования своей системы двигателей многофазного переменного тока.

Эдисон высоко оценил все предложения Теслы, но когда конструктор несмело потребовал обещанную награду, тот ему коротко сказал: «Мой дорогой я вижу, что вы все еще иностранец, если не понимаете американского юмора».

Из чего следовало, что обещанная награда была не чем иным, как веселой шуткой.

Эдисон вряд ли понял, как глубоко он потряс тельного и доверчивого изобретателя. Тесла на всю жизнь запомнил эту злую шутку, которая разрушила все его планы.

— Значит, в мире, где все продается и покупается, не существует честного слова, — подумал Тесла, но особенно его огорчило то, что этот горький урок капиталистической морали преподал ему человек науки, талантливый и знаменитый.

Несмотря на полное материальное обеспечение, гордый и добросовестный Тесла вскоре отказался от работы у Эдисона. Это случилось весной 1885 г., приблизительно через год после его приезда в Америку. Но и этого короткого времени было достаточно для того, чтобы Тесла стал известен в американских деловых кругах, оценивших его глубокие знания и трудолюбие.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тесла крутой дядька. Только было жаль что практически все его патенты ушли за бесценок. С деньгами у него было не густо как я понимаю. Под старость в своём номере он кормил голубей, если мне не изменяет память (читал биографическую книгу) и в номере было грязновато) переменный ток и первая радиоуправляемая лодка. Всегда будоражила эта личность.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку