Неслучайные совпадения
Случайность – это всего лишь закономерность
(древнеиндийские упанишады)
Я не верю в совпадения. Вернее, я не верю в случайные совпадения. Не поверит в них и тот, кто проследит за славной карьерой британского дипломата, прибывшего в Туркменистан в 2017 году, в качестве заместителя посла Великобритании.
Дэвид Перт – именно так зовут нашего героя – вместе с послом Торхилдой Эббот-Уотт призван укреплять торгово-экономические и культурные связи между народами туманного Альбиона и знойных Каракумов. Семь лет своей молодости Перт посвятил службе в Королевском военно-морском флоте Великобритании, присягал на верность «Ее Величеству Королеве Елизавете Второй, ее Наследникам и Преемникам».
Получив дополнительное образование, молодой офицер Дэвид Перт меняет жизненные приоритеты, а заодно и военную форму – на фрак. Так начинается его дипломатический путь и работа в посольствах Великобритании в различных странах.
А теперь внимательно «следите за моими руками», как говорят фокусники. В нашем случае, обращайте внимание, в какие годы и в каких странах служил наш герой: сначала в Болгарии – с1996 по 2000 год, затем в Украине с 2001 по 2004 год, после – с 2005 по 2010 год – в Германии, затем вернулся на родину и поработал в центральном аппарате Foreign Office (2010-2014 гг.), а затем отправился в Анголу, где пробыл вплоть до лета 2017.
Не стоит сильно напрягаться, чтобы сопоставить даты и события, а затем сделать вывод – практически весь карьерный путь Дэвида Перта сопровождался сменой правящих элит и революциями.
Так, в Болгарии на должности офицера по политическим и консульским вопросам господин Перт курировал проекты в правозащитной сфере. В период его работы в этой стране в 1996-1997 годах разразился серьезный политический кризис, который вылился в митинги и массовые протесты. В результате на смену премьер-министра Жана Виденова, представлявшего Болгарскую социалистическую партию с относительно пророссийскими взглядами, пришел член Союза демократических сил Иван Костов, отстаивающий европейское направление развития страны. Последний сразу же взял курс на интеграцию в ЕС и НАТО.
«Украинский» период Дэвида Перта, где он снова отвечал за мониторинг нарушений прав человека и избирательного процесса, также отличался масштабными политическими противоречиями правящих элит, вылившимися в «оранжевую революцию» 2004 года.
Пребывание нашего героя в Анголе странным образом совпало со сменой политического долгожителя – президента Эдуарда душ Сантуша – на Жоау Лоуренсу.
Все эти «совпадения» дают основания задуматься, что помимо дипломатической службы, верноподданный Ее Величества успевает решать и достаточно специфические задачи, больше свойственные разведслужбам.
И вот тут есть повод задуматься – возможно, и в Ашхабад господин Перт прибыл с целью прощупать внутриполитическую ситуацию в республике, которая давно раздражает Запад многочисленными нарушениями прав человека.
К тому же на фоне усиления геополитического противостояния на Ближнем Востоке и участившихся сообщений о деятельности ИГ в Афганистане Брюсселю и Вашингтону нужны новые союзники среди соседей в столь неспокойном регионе. Ведь всем хорошо известно, что официальный Ашхабад неохотно идет на сотрудничество с Западом в военно-политической плоскости.
Изучив даже в первом приближении «дипломатический» backstage Дэвида Перта, не стоит исключать, что он может стать предвестником кардинальных изменений во внутриполитическом ландшафте Туркменистана. Его появление в Ашхабаде может ознаменовать революционный приход новых политиков, «разделяющих западные ценности» и более лояльно относящихся к Брюсселю и Вашингтону.
Автор: Сона Нурлиева