Культурный марксизм
Минутка заговора...
«Культу́рный маркси́зм» — ультраправая антисемитская теория заговора, по которой западный марксизм является основой якобы продолжающихся усилий учёных и интеллектуалов по «подрыву» западной культуры, выставляющая еврейских интеллектуалов как «коммунистических предателей» западных традиций[1][2][3][4]. Сторонники теории заговора утверждают, что марксисты из Франкфуртской школы состоят в заговоре с целью подрыва западного общества развязыванием культурной войны, в которой разрушаются христианские установки традиционалистского консерватизма и продвигаются либеральные культурные установки контркультуры 1960-х и мультикультурализм, прогрессивизм и политическая корректность, искажённо представляемые как политика идентичности, созданная критической теорией[5][6][7].
Теория заговора появилась в конце 1990-х годов в США и имеет корни в нацистском пропагандистском термине «культурбольшевизм». Хотя изначально она имела распространение только среди ультраправых, к 2010-м годам она стала частью публичного дискурса и с тех пор продвигается глобально[8]. Эта теория заговора тесно связана с американскими религиозными палеоконсерваторами, такими как Уильям Линд[англ.], Патрик Бьюкенен и Пол Уэйрич[англ.], но также имеет распространение среди альтернативных правых, белых националистов и неореакционного движения[9]. Учёные, исследовавшие утверждения, составляющие эту теорию заговора, заключили, что под ней нет никаких фактических оснований и она не основана ни на каком реальном тренде в среде интеллектуалов[8][10].
Джоан Браун из Университета Гонзаги формулировала основные идеи теории заговора следующим образом: якобы группе евреев-марксистов, известной как Франкфуртская школа, удалось существенным образом изменить западное общество и общественное мнение в своих интересах. Эти марксисты будто бы отказались от идеи международной революции рабочего класса и пытаются привести мир к «социализму» через медленный ползучий захват западной культуры. Распространяя свои идеи под видом «политической корректности» и «мультикультурализма», им удалось заставить «Запад» отринуть христианство, семейные и национальные ценности в пользу нового мировоззрения и системы управления, включающей в себя массовую иммиграцию, сексуальную революцию, общий нравственный и эстетический «упадок». По убеждению сторонников теории, «культурный марксизм» уже победил: «культурные марксисты» уже контролируют все аспекты жизни общества, включая СМИ, образование, индустрию развлечений, экономику и органы власти. Им противостоят лишь немногие ослабленные и разрозненные защитники западных «христианских ценностей»[10].
Причиной создания идеологии культурного марксизма Патрик Бьюкенен считает несостоятельность тезиса Маркса об обнищании пролетариата, следствием этого стало стремление западных марксистов добиться власти путём разрушения традиционных для Запада ценностей:
Время показало, что все предсказания марксистов не выдержали проверки реальностью: их время пришло — и ушло. Западные рабочие, тот самый мифический пролетариат, отказались играть написанную для них революционерами роль. В чём же заключалась ошибка Маркса?
Двое современных последователей Маркса выдвигают следующую теорию. Да, Маркс ошибался: капитализм отнюдь не ведёт к обнищанию пролетариата. Наоборот, рабочий класс становится всё более зажиточным, а к революции не примкнул потому, что души людей были отравлены двухтысячелетней проповедью христианства, заслонившей от западного пролетариата его истинные классовые интересы. До тех пор пока в душе человека западного будут «гнездиться» христианство и западная культура (в совокупности представляющие собой иммунную систему капиталистического организма), — до тех пор марксизм на Западе не приживётся и революцию неизменно будут предавать те самые рабочие, на благо которых она и совершалась.
Предполагается, что в рамках «культурного марксизма» «семейные ценности» рассматриваются как реакционные и поэтому подлежащими уничтожению. Также предполагается, что в качестве «бойцов культурного фронта» «культурные марксисты» используют феминисток, ЛГБТ, мигрантов и «зелёных»[12].
По мнению политолога Томаса Грумке[нем.], американские ультраправые таким образом совершили переосмысление образа врага, так как классические сценарии красной угрозы больше не работают[12].
Тот случай когда теория заговора на 100% стала реальностью?
