Хочется верить кремлевским мечтателям

Председатель оргкомитета всероссийского движения "За честный рынок" на сайте объединения опубликовал авторскую статью об итогах 2012 года для малого и среднего бизнеса. В одной из глав он объяснил, почему не верит в обещанный Кремлем резкий экономический рост России. "Ваше дело" публикует фрагмент этого материала.

Илья Хандриков,
председатель оргкомитета всероссийского движения "За честный рынок":

В совсем недалеком будущем (шесть – восемь лет), как обещает нам руководитель государства, Россия станет страной, которая поднимется на 20-е место (со 112-го) в рейтинге Doing business Всемирного банка. Это будет подтверждаться и тем, что в малом бизнесе будет 50% занятых! Очень хочется верить нашим кремлевским мечтателям, но реальность дает совсем другие прогнозы, а в бытность первого премьерства нашего президента (1999 год) подобные фантазии были полностью провалены и забыты. Я говорю о первой российской программе развития малого бизнеса.

Абсурдность этих фантазий подтверждается нынешней системой власти, при которой независимые (по Конституции) ее ветви фактически встроены в вертикаль и образуют на практике единое целое: вместо законодательной власти — "взбесившийся ксерокс"; вместо независимого суда — "басманное" правосудие. Даже Православная церковь последнее время активно втягивается в эту "воронку" исполнительной власти.

Как известно, современное общество подразделяется на три сектора по своей причастности: первый — политика, власть; второй — бизнес, извлечение прибыли; третий — общественный, неправительственный, некоммерческий сектор. Эти сектора могут функционировать максимально продуктивно и истинно верно только и исключительно "в чистом виде", то есть несвязанно между собой, без переплетений. Этот важный момент обязан гарантировать принцип "верховенства закона", где неустанный надзор должен вестись действующей законно избранной властью страны. К примеру: если "срослись" первый и второй сектора — мы наблюдаем коррупцию, противозаконие, "беспредельный и заказной лоббизм". Если "срослись" второй и третий сектора — нарушение прав потребителей (и иных прав граждан). Если же переплелись первый и третий — управляемую демократию, марионеточное гражданское общество, которое, согласно законодательству, не может своей целью определять политические интересы.

Сращивание власти и бизнеса сегодня приводит к страшному воровству и коррупции: ежегодно из бюджетных средств, выделенных на госзакупки, похищается 1 трлн. рублей (1/14 бюджета России) — данные главы Счетной палаты Сергея Степашина. Все это делается в рамках 94-го ФЗ, против которого честные предприниматели вели многолетнюю борьбу. Понятно, что большая часть этих денег уводится чиновниками и их партнерами за границу и вкладывается в покупку недвижимости, банки и бизнесы. Только в офшоры из России выведено за годы реформ $ 800 млрд. По данным специалистов, до 90% средств крупный российский бизнес держит в офшорах. Офшоры еще со времен СССР были эффективными инструментами государственной политики. С тех пор мало что изменилось.

Удивительно точно прокомментировал борьбу с офшорами экономист Михаил Делягин: "Что касается борьбы с офшорами, то г-н Медведев произносит правильные слова, но при этом его действия часто вызывают сильные сомнения. Он, с моей точки зрения, слишком либерален для того, чтобы защищать права Российской Федерации и права ее граждан. И то, что он, по сути, не хочет бороться с офшорами, — это нормально: либерал не может бороться с офшорами, поскольку право уклоняться от налогообложения — это священное право бизнеса. При этом нужно понимать, что борьба с офшорными схемами в России сама по себе весьма забавна, поскольку Россия сама, по сути, является крупнейшим в мире офшором для миллиардеров…"

Законопроект о запрете чиновникам иметь зарубежную недвижимость и счета в иностранных банках ждет непростая судьба, несмотря на нормальную логику президента: "Если ты связываешь свою судьбу с этой страной, пожалуйста, будь любезен тогда здесь изъявляй все свои интересы, в том числе и материального характера, и не прячь их куда-нибудь под сукно". Полагаю, что эта история закончится ничем. Что ждет проект, предполагающий передачу бизнесов слуг народа в управление государства (специальный трастовый фонд), гадать еще труднее.