История Второй Мировой Войны в фотографиях #28
Награбленные немцами произведения искусства. Эти «трофеи» были спрятаны в церкви в городе Эллинген в Баварии, и были обнаружены в 1945 году войсками армии США.
Управление стратегических служб, Госдепартамент и Министерство финансов США разработали секретную операцию Safehaven ("Безопасная гавань"), призванную выявить маршруты перемещений награбленного и адреса с целью его изъятия и послевоенного использования. Особым циркуляром Госдепа от 6 декабря 1944 года операция Safehaven была введена в действие на пространствах четырех континентов. На розыск сокровищ правительство США откомандировало лучших специалистов во главе с куратором отдела средневекового искусства нью-йоркского музея Метрополитен Джеймсом Рораймером. В качестве уполномоченного офицера по делам архивов, исторических памятников и произведений искусства он был придан Объединенному штабу союзных сил, а Управлению стратегических служб США в Европе было предписано оказывать Рораймеру и его коллегам всемерную помощь. Столь же серьезно отнеслись к предприятию англичане, у которых, как и у американцев, работала "культурная разведка", выведывавшая адреса тайников. И после высадки союзников в Нормандии вслед за наступавшими войсками двинулись команды кладоискателей и следопытов.
Юридически спецподразделения "по охране монументов, произведений искусства и архивов" работали под крылом Комиссии по охране произведений искусств в зоне военных действий, созданной в июле 1943 года по указу президента США Франклина Рузвельта. Поначалу в задачу этих подразделений, состоявших из кураторов музеев, искусствоведов, историков, художников, педагогов, букинистов и архивистов, входила охрана движимых и недвижимых памятников истории и культуры в зоне военных действий в Европе. Но поскольку в условиях войны это была утопия, главной задачей этих людей, которых в армии прозвали "монументалистами" (monuments men), стали поиски награбленных нацистами произведений искусства и прочих ценностей, а также сокровищ из немецких музеев. В июне 1944 года с первыми группами союзных войск в Нормандии высадился отряд из 12 монументалистов. Потом их ряды существенно выроста. Всего в этих подразделениях на Западном фронте, в Италии, Греции, на Балканах служило около 400 человек из 15 стран, в основном американцы и англичане. Следуя за авангардом союзных войск, монументалисты нашли более трех тысяч тайников со всевозможными ценностями. Поисками занимались также военные и спецслужбы, с ними монументалисты тесно сотрудничали. Всего на территории Германии и других европейских стран за два года было найдено более трех миллионов награбленных нацистами предметов искусства и культуры и не менее полутора миллионов экспонатов немецких музеев, не считая разного рода документов, золота, драгоценностей.
Не берусь судить о достоверности событий, но какое то представление о деятельности этого подразделения, можно получить посмотрев фильм Охотники за сокровищами ( The Monuments Men).
Рейхсмаршал Герман Геринг производит смотр легиона «Кондор». май 1939
Этот легион — добровольческая германская военно-авиационная часть; подразделение люфтваффе которое было направлено в Испанию для поддержки в гражданской войне националистов Франсиско Франко.
В первый раз с этими парнями схлестнулись советские летчики в небе Испании, туда отправляли лучших пилотов и немцы и русские, там " обкатывались " новые модели самолетов , тактика их использования, там учились будущие асы и учителя будущих асов.
Американские солдаты и пилоты у немецкого танка «Пантера» №215 на дороге в Понт-Эбер. июль 1944
Американские солдаты и пилоты у немецкого танка Pz.Kpfw. V «Пантера» №215 2-го батальона 6-го танкового полка вермахта на дороге в Понт-Эбер (Pont-Hеbert) к северу от Сен-Ло. Рядом с танком — пилоты истребителей P-47 «Тандерболт» 366-й истребительной группы базировавшейся около Сен-Пьер дю Мон (Saint Pierre du Mont). Имена пилотов: Байард Тейлор, лейтенант Генри Коллинз и лейтенант Джо Ричмонд (Bayard B. Taylor, Henry Collins, Joe Richmond). У третьего справа — нашивка «Военный корреспондент» («War Correspondent»). Слева среди других солдат — двое из военной полиции («MP»).
В начале боев за Нормандию пилоты просили указать им слабые и уязвимые места немецких танков.
Бросается в глаза количество людей в руками в карманах. В книге Льва Славина "Арденнские страсти" упоминается, что при подготовке диверсантов перед Арденнами немцев специально приучали держать руки в карманах и не вытягиваться «руки по швам».
Рота трофейных немецких танков Pz.Kpfw. V «Пантера» гвардии лейтенанта Сотникова восточнее Праги (не чешской столицы, а пригорода Варшавы).
август 1944
Из докладе ГАБТУ КА в сентябре 1944 г.:
«Считаю в настоящее время нецелесообразным использовать сводные части трофейных тяжелых танков типа «Пантера»...
«Указанные танки являются сложными в эксплуатации и ремонте. Запасные части к ним отсутствуют, что не позволяет осуществлять их плановое обслуживание. Для питания танков необходимо предусмотреть бесперебойную поставку в части авиабензина высокого качества.
Кроме того, в армии имеются большие проблемы с боеприпасами для немецкой 75-мм танковой пушки обр. 1942 г. так как боеприпасы от пушки обр. 1940 г. непригодны для использования их в танке «Пантера». Считаю, что для проведения скрытых наступательных операций более пригодным является немецкий танк типа PzKpfw IV, имеющий более простое устройство, легкий в эксплуатации и ремонте, а также широко распространенный в немецкой армии»...
Однако, уже в 1944 году выпущено «Краткое руководство службы» по «Пантере» и ГАБТУ дало рекомендацию сводить трофейные кошки в подразделения истребителей танков. Но да, танк был сложен, запчастей не было и т.д. и «Пантера» в СА не «прижилась». Обычно встречались единичные экземпляры.
Герой Советского Союза генерал-майор Сидор Артемьевич Ковпак (1887—1967) разговаривает с селянками во время рейда на Западную Украину. 1943 год
7 июня был юбилей, 130 лет со дня рождения. Если вдруг кто не знает об этом человеке, то рекомендую для ознакомления:
Ковпака на вас нет! статья к 130-летию.
Дед, которого боялся Гитлер. Сидор Ковпак и его партизанская армия.
Селекция только что прибывших в концлагерь евреев
У одного из надзирателей дубинка с набалдашником. Сортировке помогают узники лагеря, из числа приближенных. Мужчины в одной колонне, женщины в другой. Женщины с детьми уводятся куда то отдельно. Зная что их ожидает, жутковатая картина. А люди спокойны. Либо не знаю ни чего, либо надеются на лучшее.
Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии. 12.06.1944
Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг — принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня.
Гауптман (капитан) Вильгельм Трауб во время боев на территории завода «Баррикады» в Сталинграде
Командир 305-го саперного батальона 305-й пехотной дивизии вермахта (Pionier-Bataillon 305, 305.Infanterie-Division) гауптман Вильгельм Трауб (Wilhelm Traub, 14.11.1895 — 05.01.1943) во время боев на территории завода «Баррикады» в Сталинграде. Гауптман вооружен трофейным советским пистолетом-пулеметом ППШ-41.
Одна из первых послевоенных семейных пар 39-го гвардейского истребительного авиаполка. май-июнь 1945
Иван и Ольга Герасимовы. Гвардии младший лейтенант И.М. Герасимов и гвардии сержант О.Д. Доброва поженились сразу после окончания войны. Ждали этого момента с лета 1943 года.
Источник: семейный архив Дмитрия Лукина.
Трижды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб (1920—1991) и дважды Герой Советского Союза гвардии майор Кирилл Алексеевич Евстигнеев (1917 — 1996). 1945 год.
К.А. Евстигнеев совершил 296 боевых вылетов, провел свыше 120 воздушных боёв, сбил лично 53 и в составе группы — 3 вражеских самолета.
Иван Никитович Кожедуб (лучший ас союзников периода Второй Мировой войны) - 330 боевых вылетов и 62 лично сбитых самолета противника.
Командир звена 1-го ГМТАП гвардии лейтенант А.М. Гагиев. 19 сентября 1944
Командир звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота гвардии лейтенант А.М. Гагиев на фоне своего «Бостона» A-20G-45-DO №30.
За пять дней до этой фотографии Гагиев со своим штурманом Демидовым утопили вражеский транспорт водоизмещением 4000 тонн, а кормовой стрелок Соколов сбил вражеский истребитель. За день до фотографии экипаж Гагиева утопил вражеский транспорт водоизмещением 6000 тонн.
Гагиев Александр Максимович — участник Великой Отечественной войны с мая 1944 года. К октябрю 1944 года гвардии лейтенант Гагиев совершил 28 боевых вылетов, в которых потопил 4 транспорта и 1 подводную лодку противника. В марте 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Гагиеву будет присвоено звание Героя Советского Союза.
Вооружение P-47 «Тандерболт» крупным планом
Хорошо видны крыльевые 12,7-мм пулеметы «Браунинг» M2 и направляющие для трех 4,5 дюймовых ракет. Подача б\к к пулеметам идет слева от кабины, поэтому пулеметы сдвинуты относительно друг друга " лесенкой ", чтобы открыть доступ к окну приемника патронов каждого из пулеметов.
Подбитый у тюрьмы города Венев советский танк КВ-1. ноябрь 1941
Танк принадлежал 32-й танковой бригаде, был подбит 27 ноября 1941 года во время боев за город. В правом борту башни видны не менее 20 попаданий разного калибра, прострелен и ствол орудия. Судьба экипажа танка неизвестна.
Вот описание этого боя, со стороны командира немецкого танка.
Есть немецкая кинохроника событий в городе Венев в 1941. На 1.15 этот танк. Он проломил кирпичную стену и горит.
Бывший комендант концлагеря Амерсфорт К.-П. Берг и надзиратель Б.Й. Вестервельд после ареста. май 1945
Бывший комендант концлагеря Амерсфорт (Amersfoort) унтерштурмфюрер СС Карл-Петер Берг (Karl Peter Berg, 1907—1949) и бывший надзиратель (блокфюрер) концлагеря Амерсфорт голландец Беренд Йохан Вестервельд (Berend Johan Westerveld, год рождения — 1905) после ареста.
Карл-Петер Берг прибыл в концлагерь Амерсфорт в августе 1941 года, в январе 1943 года назначен комендантом лагеря.
Отличался крайне жестоким отношением к советским военнопленным и евреям. Лично участвовал в казни 77 советских военнопленных и 200 евреев.
В 1948 году приговорен судом к смертной казни, расстрелян в голландском городке Весперкарспел (Weesperkarspel) 22 ноября 1949 года.
Беренд Йохан Вестервельд вступил в голландские СС в 1941 году. В 1943 году назначен в концлагерь Амерсфорт. Отличался крайне жестоким отношением к заключенным, неоднократно принимал участие в их казнях.
В 1948 году был приговорен к смертной казни, которая в 1950 году была заменена 18-летним тюремным заключением.
Горящий во время рейда на Австрию американский бомбардировщик B-24 «Либерейтор». 23.08.1944
Горящий американский бомбардировщик B-24H-30-FO «Либерейтор» «Extra Joker». Серийный номер 42-95379, входил в состав 725-й бомбардировочной эскадрильи 451-й бомбардировочной группы. Самолет участвовал в рейде на аэродром Маркерслорф (Markerslorf) около австрийской столицы Вены и был атакован как минимум двумя немецкими истребителями Фокке-Вульф Fw 190 над австрийским городом Турниц (Turnitz). В течение нескольких секунд пламя охватило самолет и он взорвался. Все 10 членов экипажа погибли.
Автор снимка — фотограф группы сержант Лео Стаутсенбергер — летал вместе с экипажем «Экстра Джокера», и в тот роковой день они попросили его полететь на другом самолете, чтобы сфотографировать самого «Джокера». Благодаря этому стечению обстоятельств Лео остался жив и сделал серию снимков гибели самолета. Он сказал об этом снимке так: «I felt guilty, helplessly snapping a death picture while the men were burning inside. It happened so fast they didn't have much of a chance...» («Я чувствал вину из-за того, что вместо помощи я фотографировал картину смерти, когда люди горели внутри. Это случилось так быстро, что у них было немного шансов...»).
Самолет был назван в честь игральной карты, которую бортинженер нашел у самолета во время стоянки в Марракеше (Марокко) перед перелетом в Тунис.
Вот здесь был пост Последний полёт (фотографии сбитых во время боев самолетов союзников)
Командир звена 1-го ГМТАП гвардии лейтенант М.Ф. Шишков
19 сентября 1944. Паневежис, Литовская ССР
Командир звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии Балтийского флота гвардии лейтенант М.Ф. Шишков на фоне своего торпедоносца А-20 «Бостон». К сентябрю 1944 года экипаж Шишкова совершил 75 боевых вылетов и потопил 6 транспортов и танкер противника общим водоизмещением 35 тысяч тонн.
Через полтора месяца после фотографирования 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях Шишкову Михаилу Федоровичу будет присвоено звание Героя Советского Союза.
Шесть транспортов и танкер, а на борту самолета восемь кораблей. И обратите внимание корабли разные по форме.
Немецкие солдаты занимают позиции в бою в зоне завода «Красный Октябрь» в Сталинграде. 1942 год.
Котелок, фляжка, лопатка, гранаты, накидка, каска, противогаз и прочее-прочее.. "Все свое ношу с собой". Хорошо экипированы. Судя по MG, это расчет пулемета.
Авиаконструктор А.С. Яковлев с М. И. Калининым после награждения первым орденом Ленина. 1939 год.
Авиаконструктор А.С. Яковлев (слева), после награждения первым орденом Ленина, фотографируется на память с Председателем Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калининым и другими награжденными. Александр Яковлев был представлен к этой награде по инициативе К. Е. Воршилова за конструирование и постройку ближнего бомбардировщика ББ (Як-2/Як-4).
Всего у А.С. Яковлева было 10 орденов Ленина.
На фото 1939 год. Яковлеву 33 года.
Уже с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультации по авиационным делам. Первое время меня смущали частые вызовы в Кремль для доверительного обсуждения важных вопросов, особенно когда Сталин прямо спрашивал:
— Что вы скажете по этому вопросу, как вы думаете?
Он иногда ставил меня в тупик, выясняя мнение о том или ином работнике.
Видя моё затруднительное положение, смущение и желая ободрить, он говорил:
— Говорите то, что думаете, и не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молоды[4]. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективным больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото.
Именно тогда он сказал мне:
— Мы не знаем, кому верить.
— А. С. Яковлев. Цель жизни. Глава «Первый истребитель»
Авиаконструктор А.С. Яковлев беседует с Героем Советского Союза П.А. Покрышевым у истребителя Як-9
Личная передача Яковлевым Покрышеву истребителя Як-9 в октябре 1943 года. Фотография иллюстрирует следующий эпизод: После травмы Покрышева, полученной после очередного боевого вылета, конструктор Яковлев на собственную премию приобрел специально адаптированный для травмированного Покрышева истребитель Як-9. Яковлеву на фото 37 лет. В 1943 году авиаконструктор имел звание генерала-майора авиации.
Прибытие лайнера «Queen Mary» в нью-йоркскую гавань. 20.06.1945
Знаменитый британский лайнер «Queen Mary» («Королева Мария») прибыл из Европы в Нью-Йорк 20 июня 1945 года с тысячами военнослужащих армии США. Пассажирский лайнер, переданный на время войны в военно-морской флот, полностью окрашен в серый «военный» цвет.
В 1936 году стал обладателем «Голубой ленты Атлантики» — приза за рекорд скорости (примерно 30 узлов) при пересечении Атлантики, обыграв в этом плане не менее знаменитую «Нормандию». За время Второй Мировой «серый призрак» ( так называли «Королеву» в том виде, в котором она на фото) перевёз через Атлантику более 1,5 млн человек, не «нарвавшись» на противника. И слава богу, что не нарвался. Потому как имея 15000 на борту ( а один раз даже больше 16000) страшно даже подумать что бы было, если...
Скорость корабля все же имеет большое значение. Она позволяет, даже в случае обнаружения такого скоростного корабля подводной лодкой, существенно сократить время пребывания в зоне досягаемости торпедного выстрела и, тем самым, уменьшить вероятность поражения. А гоняться за подобными кораблями лодки тех лет, тем более в подводном положении, конечно, не могли.
Лайнеры в состав конвоев не включали — загруженные под завязку личным составом они шли в стороне от обычной дороги конвоев на полном ходу. Даже если одиночная лодка и случайна натыкалась на такую соблазнительную, но идущий 30-узловым ходом цель, то занять удачную позицию для атаки она не могла — слишком большая разница в скорости. И даже передавать своим товаркам по волчьей стае координаты бесполезно — лайнер большой корабль, но океан ещё больше. Охотничьи угодья лодок — пути конвоев, и те места, где фарватеры таки есть и можно ожидать в засаде.
Жители США японского происхождения на вокзале перед отправкой в лагерь
05.04.1942
Эти лагеря официально назывались «internment camps», т.е. лагеря для интернированных.
Интернирование касалось только Западного побережья, в других штатах не проводилось. Под закон попадали японцы, проживающие в США (четверть от общего числа интернированных) и граждане США японского происхождения.
Необходимо отметить, что около четверти интернированных смогли покинуть лагеря, переселившись во внутренние штаты; добровольцы, желавшие доказать свою лояльность и патриотизм, свободно поступали на военную службу.
442-я боевая группа, занимающая первое место (!) в Армии США по количеству наград, была сформирована из граждан США — этнических японцев, с Гавайских островов, и из лагерей для интернированных.
18го декабря 1944-го, Верховный суд США признал эту меру неконституционной, и 02 января 1945-го соответствующие законы об интернировании были отменены.
Британские моряки фрегата «Конн» празднуют удачный поход
Британские моряки на борту фрегата «Конн» (HMS Conn), одном из 21 фрегатов сопровождения конвоев, после удачного похода — потоплено 5 немецких субмарин.
Пять подводных лодок в течение одного похода - достойнеший результат. С 1943 года «бородатые мальчики» Деница из охотников превратились в дичь. Это должно быть март 1945 г., когда фрегат одержал все свои победы. Правда, нарисовали они их слишком от души. После послевоенных проверок Адмиралтейства, на реальном счету CONN «только» две лодки — U.905 27 марта и U.965 30 марта вместе с RUPERT.
Японские летчики-камикадзе
Групповой снимок шести японских летчиков камикадзе в летной форме и личными подписями. Такие снимки обычно делали накануне последнего вылета. Предположительно 1945 год. У каждого меч. Каждому смертнику торжественно вручали именной короткий меч в парчовых ножнах. Конечно, он имел чисто ритуальное значение.
Довольно показателен следующий пример нравов той Японии. По крайней мере европейцам это понять довольно сложно. Насколько я помню из литературы, когда осенью 44-го начался набор добровольцев в корпус «специальных атак», туда(как многие другие) обратился один из молодых пилотов. Ему было отказано, так как он имел жену и двух маленьких детей. Для того, что бы муж добился своей цели жена убила детей, а затем покончила жизнь самоубийством. Ее муж относился к «одержимым», своеобразной прослойке внутри отрядов «камикадзе».
«специальные атаки» — это типично японское обозначение самоубийственных операций. И во время войны пилотов-смертников называли «Симпу Токубетсу-Когекитай» — «Специальный атакующий корпус» по-нашему. Книга Камикадзе-пилоты смертники" стр. 254.
Вообще сам термин «камикадзе» он послевоенный. Сами летчики так себя не называли.
Генерал Эрих Фельгибель подравляет членов группы Вернера фон Брауна с успешным пуском ракеты ФАУ-2. 03.10.1942
Генерал войск связи вермахта Фельгибель (слева) пожимает руку генералу Вальтеру Дорнбергеру (в центре). Правее Фельгибеля — генерал Янссен. Слева направо в заднем ряду: Вернер фон Браун, капитан Штольцель и доктор Герхард Рейзиг.
Еще до высадки союзных сил в Нормандии в июне 1944 года при американских и британских военных штабах были созданы специальные поисковые команды. Они работали под крышей спецслужб, а в их задачу входили розыск немецких военных и промышленных секретов, вербовка ученых, поиски нацистских архивов, драгоценностей и коллекций искусства. Особую поисковую группу американских военных Alsos, задачей которой являлся розыск и захват новейших научно-технических и военных разработок Германии, а также ее ведущих ученых и специалистов, возглавлял полковник Борис Паш. В апреле 1945 года его группе удалось найти в горной Тюрингии подземный завод по производству немецких баллистических ракет V-2 (Фау-2) — детища выдающегося немецкого инженера-конструктора Вернера фон Брауна. Паш также обнаружил оборудованную в скале лабораторию, где находился первый немецкий атомный реактор, сооруженный группой немецких ученых-физиков во главе с нобелевским лауреатом Вернером Гейзенбергом. А в начале мая люди Паша нашли в заснеженных уголках горной Баварии самого отца немецкого ракетостроения и его лучших специалистов, а также атомщика Гейзенберга. Давнего и убежденного члена СС Вернера фон Брауна вместе с его людьми и образцами ракетной техники тайно вывезли в США, где они успешно работали над американской ракетной программой, увенчавшейся высадкой астронавтов на Луну. А Вернера Гейзенберга и других крупнейших немецких физиков вывезли в Англию, где несколько месяцев держали в "золотой клетке". А когда после Хиросимы и Нагасаки союзники поняли, что Гейзенберг и его коллеги знают об атомной бомбе меньше, чем ее создатели, их выпустили под особый надзор.
Генерал-лейтенант И.С. Конев с писателями М.А. Шолоховым, А.А. Фадеевым, Е.П. Петровым. 1941 год.
Командующий 19-й армией Западного фронта генерал-лейтенант И.С. Конев с военными корреспондентами полковым комиссаром М. А. Шолоховым (будущий лауреат Нобелевской премии по литературе, "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Судьба человека"), бригадным комиссаром А. А. Фадеевым (его послевоенный роман "Молодая Гвардия" был обязателен для прочтения в советской школе), старшим батальонным комиссаром Е.П. Петровым (соавтор Ильи Ильфа, «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок») на командном пункте. Смоленская область.
В расположении одной из стрелковых дивизий в конце августа — начале сентября 1941 года писатели ознакамливались с трофейными документами, общались с офицерами и солдатами РККА, присутствовали на допросах немецких военнопленных.
Конев без наград, хотя депутатский знак на форме присутствует.