История города Железнодорожного.

Наш город совсем недавно присоединили к Балашихе и упразднили как самостоятельную административную единицу , к сожалению.

А ведь город Железнодорожный обладает уникальной историей...


Небольшой экскурс в историю города Железнодорожного Московской области , вернее , в период войны и послевоенных лет . В нашем городе прожили немалый век деревянные постройки , двухэтажные двухподъездные дома немецкой застройки .

Жители города Железнодорожного хорошо знают микрорайон ГУАС.

Уютный, зеленый, чистый район города, где летом в прохладе тенистого сквера отдыхают горожане, играют дети.

Вот уже несколько лет этот микрорайон интенсивно застраивается новыми многоэтажными домами, сносятся обветшавшие двухэтажки.

Со сносом последнего деревянного дома канет в Лету еще одна страница истории ГУАС .

Эту аббревиатуру слышали многие жители Железнодорожного, но не все знают, откуда эта аббревиатура взялась.

Это сокращение от "Главное управление аэродромного строительства".

Управление ГУАС было организовано 27 марта 1941 г. в составе НКВД, оно должно было заведовать строительством новых аэродромов для военно-воздушных сил Красной Армии.


Работы в ГУАС велись силами заключенных, приговоренных к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными органами власти. Строительство началось в разгар войны - в начале 1943 года.

Осенью 1942 года Железнодорожным поссоветом было получено следующее предписание:

«Исполком Балашихинского райсовета депутатов трудящихся и военный комиссар города предлагают Вам разместить бойцов 499-й строительной колонны ГУАС НКВД СССР в количестве четырехсот человек в поселке Ольгино и деревне Сергеевке».


Сейчас уже не секрет, что в строительстве принимали участие пленные немцы.

Возведение поселка, где были предусмотрены наряду с жилыми домами школа, амбулатория, магазин, почта, клуб, столовая, баня - шло интенсивными темпами.


До 1946 года было построено 65 двухэтажных деревянных домов, из деталей изготовлявшихся здесь же, на деревообделочном заводе.

В 1944 году,по случаю изгнания немцев за пределы СССР,к советским архитекторам обратился с письмом М. И. Калинин.

В этом письме он призвал советских архитекторов безотлагательно начать проектирование новых центров разрушенных городов.

В частности ,Калинин, чтобы поднять творческий энтузиазм архитекторов написал примерно следующее: "Сейчас вам предоставляется уникальная в мировой истории возможность,

которой никогда не имели архитекторы прошлого. Обычно архитектор начинает свою работу, уже ограниченный тем,что построили его коллеги.

Вы можете сейчас начать свои архитектурные проекты восстановления городов полностью с нуля, распланировав всё так, как именно Вы хотите, ничто не будет сковывать Вам свободу творчества. Причем если архитекторы прошлого иногда были вынуждены откладывать свои проекты "в стол", неосуществленными,то мы всё что вы задумаете сейчас-построим, если это будет совершенно,гармонично, удобно и красиво."


В журнале «Архитектура и строительство» в 1946 году была помещена небольшая заметка, в которой было сказано: «Под Москвой, недалеко от станции Железнодорожная, вырос маленький городок. Он еще не отстроен. Насчитывает пока 61 жилой дом и 14 построек коммунального назначения, но о нем уже можно рассказать много интересного и поучительного.


Этот городок представляет собой пример настоящей, душевной заботы о советских людях. Впечатление дополняют четкая планировка, чистые асфальтированные дороги и тротуары, зеленые газоны, разбитые около каждого дома. Прекрасно оборудуются дома и внутри.

Комнаты отделываются с большой тщательностью и вкусом. В дополнении к настенной росписи широко применяется гипс в орнаментах на отделке потолков.


В квартирах - паровое отопление, хорошие кухни и другие удобства».

Построенные дома поселка оформлялись в народном стиле, украшались ажурным деревянным орнаментом, цветами, животными, сказочными фигурами, раскрашенными яркими красками. Террасы, балконы и входы не повторялись отделкой ни в одном из этих домов. Каждый дом был похож на сказочный терем.


Главным архитектором и автором проекта был известный архитектор Иван Владиславович Жолтовский.

В 1947 году на экраны нашей страны вышел фильм «Сказание о земле Сибирской».

Финальная сцена фильма снималась в ГУАСЕ: кинематографисты посчитали, что он очень напоминает сибирскую деревню, тем более что для съемок не нужно было ехать в Сибирь.


Так Железнодорожный вошел в историю советского кинематографа.


Жаль, что это все ушло в прошлое, сейчас от района ГУАС не осталось почти ничего, два-три дома, да и те скорее всего вскоре подвергнутся сносу.

В прилагаемых фотографиях также размещаю слайд кинофильма "Сказание о земле сибирской" режиссера Пырьева . На нем видны наши подмосковные домики , построенные пленными , трудом созидательным , на благо восстановления израненной войной страны .


На память , скажу только еще одно : как-то, читая мемуары немецкого военнопленного, наткнулась на запись про жилгородок , про эти двухэтажки. Немец восторгался тем, как хорошо и добротно выстроены были военнопленными дома. Писал, что наверняка и по сей день данный городок является уникальной частью нашего Железнодорожного.


...Знал бы он, как время и конечно, советская культура эксплуатации не пощадили эти строения...


Маргарита Бусинка.

История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост
История города  Железнодорожного. История, Город Железнодорожный, Длиннопост