Интересная история связанная с картиной "Битва под Грюнвальдом"
Когда в конце сентября 1939 года немцы взяли Варшаву, они сразу же приступили к поискам картины. Вроде бы даже предлагали два миллиона марок любому, кто укажет местонахождение полотен Яна Матейко "Грюнвальдская битва" и "Прусская дань" (затем эту сумму увеличили аж в пять раз). Однако холст исчез перед самым приходом германских войск. 7 сентября картины "Проповедь Скарги" и "Битва под Грюнвальдом" накатали на деревянный вал, тщательно упаковали и на пятиметровой подводе вывезли в город Люблин. В местном музее вал установили на специальные подпорки и обшили досками сверху донизу. Получился своеобразный прилавок, на котором тут же разместили книжную экспозицию. Для большей убедительности книгами и брошюрами заполнили и полки на стенах.
В 1941-м году полякам поступила информация о том, что помещение музея планируют реквизировать под здание штаба и для нового убежища они присмотрели сарай трамвайного парка, доставили туда ящик из музея и с помощью самодельного подъёмного крана опустили его в заблаговременно отрытую яму, а для скрытности провели сверху канализационные трубы, используя для гидроизоляции толь. В завершение операции пол забетонировали и забросали сеном. Через несколько дней после описываемых событий немцы заняли этот сарай под конюшню.
Через три года Люблин был освобожден Красной Армией и стал временной столицей страны. 18 октября 1944 года обе картины Матейко, извлеченные из тайника, передали в распоряжение Польского комитета национального освобождения. Однако в результате трёхлетнего пребывания под землёй картины сильно отсырели и требовалось срочное вмешательство специалистов, которыми руководил советский профессор А. Рыбников, возглавлявший реставрационный отдел Третьяковской галереи. В августе 1945 года обе картины вернули в Варшаву.