Гази-Гирей II – поэт и воин на троне Крыма.
Святого преклоненья перед стягом
Пленительный стан девы не заменит,
И к бунчуку привязанности сердца
Благоуханье пери не заменит…
(Газайи.)
Гази-Гирей, сын хана Давлет-Гирея, покинул Крым в 1578 году. Вместе со своим братом Адиль-Гиреем он отправился воевать с кызылбашами на стороне Турции. Когда его брат Мехмед-Гирей Семиз увел из Закавказья крымскую армию, Гази-Гирей остался со своим отрядом в Ширване, где показал себя очень храбрым воином и умелым командиром. Тут он получил прозвище – «Бора», что значит «Вихрь, буря».
Но этот человек был известен не только ратными подвигами. В Стамбуле были известны и его заслуги на ином поприще – подобный вихрю воин был и талантливым поэтом. Его стихи были популярны среди ценителей искусства, а сам он был известен под псевдонимом Газайи. Его произведения «Гуль вэ бульбуль» («Роза и соловей»), «Долаб» («Водяная мельница») и другие стали одними из лучших образцов крымскотатарской литературы ханского периода.
Весной 1581 года Гази-Гирей попал в плен к персам. При встрече с главнокомандующим персидской армии Хамза-мирзой, сыном самого шаха, «Бора» на все вопросы отвечал дерзко, за что был брошен в казематы крепости Аламут, бывшей твердыни ассасинов. Через два года, когда Мехмед-Гирей Семиз взбунтовался против османского султана, шах вспомнил о своем пленнике. Правитель Персии предложил Гази-Гирею перейти к нему на службу и бороться с османами. В случае согласия шах обещал отдать ему в жены свою дочь и сделать наместником Ширвана. На это гордый крымский принц ответил стихотворением:
Мы по опыту знаем,
Что в вашей стране
Спокойно живется
Лишь в крепости или в тюрьме.
Этим Гази-Гирей напоминал шаху о своем брате Адиль-Гирее, который был приближен ко двору, и о скандале с шахской женой. Поэт дал понять, что предпочитает тюрьму, нежели дворец персидского шаха. Острый на язык Газайи провел в заточении еще четыре года. Потом ему удалось подкупить двух тюремщиков и совершить побег. Переодевшись в дервиша, Гази-Гирей бежал в сторону турецкой границы и добрался до Эрзурума. Оттуда он снова отправился на войну с персами, но не сошелся характером с новым командующим турецкой армией и вернулся в Стамбул. Здесь «Бора» был тепло принят султаном, который пообещал сделать его крымским ханом.
Крепость Аламут.
Султан подарил Гази-Гирею поместье вблизи города Янболу, где герой персидской войны отдыхал от походов, и, сменив саблю на калям, превратился из «Бора» в Газайи. Здесь он жил и писал стихи до 1588 года, пока не умер хан Ислам-Гирей II. Султан решил выполнить свое обещание и возвел Гази-Гирея в ханское достоинство. Так поэт Газайи стал правителем Крымского юрта Гази-Гиреем II.
Прибыв в Крым, Гази-Гирей разослал всем своим братьям приглашение прибыть к нему. Только Алп-Гирей, объявленный беями ханом, не был приглашен. Его Гази-Гирей приказал казнить – поводом было убийство Семиза. Алп-Гирей бежал в Турцию. Еще один брат Мубарек-Гирей укрылся на Кавказе. И Алп, и Мубарек были старше Гази-Гирея по возрасту, и по обычаю трон должен был перейти одному из них, но султан намекнул в письме беям, что Гази-Гирей лучшая кандидатура на престол. Беи не возражали – слава Гази-Гирея гремела по всему мусульманскому миру, да и портить отношения с султаном беи не хотели, тем более что Крым нуждался в правителе-полководце. Калгой был назначен младший брат хана Салямет-Гирей.
Правление нового хана началось амнистией, и в Крым стали возвращаться сторонники Мехмед-Гирея Семиза. Вернулся и сын Семиза по имени Сафа-Гирей. Он приходился новому хану племянником, и тот назначил Сафу нураддином – вторым наследником. С Сафой вернулись и мангыты – традиционные старониики нураддина. Они жаждали отомстить ширинам, да и Сафа мечтал поквитаться с калгой Саляметом, которого считал одним из виновников гибели отца. Салямет и ширинский бей Али бежали в Кафу под защиту турок. Калгой, вместо Салямета, стал еще один брат Гази – Фетх-Гирей.
Гази-Гирей отправил посольство в Москву. Он просил отпустить в Крым Мурад-Гирея, которого хотел сделать калгой. Сам Мурад тоже желал вернуться в Крым. Москва не дала прямого ответа на эту просьбу, и в 1591 году Мурад решил отправиться на родину без всякого дозволения. Уже шли приготовления к отъезду, когда внезапно Мурад-Гирей и его сын Кумык-Гирей умерли. Русские власти учинили розыск, нашли и сожгли колдунов, которые якобы заколдовали высокородных крымцев. Но жена Мурад-Гирея писала в Крым о том, что муж и пасынок были отравлены, также как и Саадет.
Такое обращение с представителями дома Гиреев не понравилось хану. К тому же Москва усиливала свое влияние на Кавказе, что тоже не отвечало интересам Крыма. Гази-Гирей решил отправиться в поход на Москву. В дороге хан запретил грабить, чтобы не замедлять движения. В июле 1591 года татары подошли к Москве. Столица подготовилась к встрече – были сооружены деревянные укрепления – «гуляй-город», подготовлена артиллерия и стрельцы с огнестрельным оружием. Когда племянники хана пошли на штурм, на татар обрушился ливень пуль и ядер. Он не давал крымцам приблизиться к позициям вплотную. Это делало бесполезным главный татарский козырь – блестящее владение холодным оружием. Ханское войско в основном отвечало ногайскими стрелами. Видя превосходство русских, и понимая бессмысленность дальнейших атак, опытный воин «Бора» приказал отступать. Русское войско бросилось в погоню. Было истреблено много отставших отрядов. Были ранены многие военачальники. Сам хан был ранен в руку. По прибытии в Бахчисарай умер Сафа-Гирей. Этот поход окончился неудачей.
Алп-Гирей и Мубарек-Гирей не сидели сложа руки. Они плели интриги против брата и убедили султана, что крымский хан хочет сбросить турецкую зависимость. Слухи о скором вторжении турок дошли и до Гази-Гирея. Умелый стратег, он решил перенести свою столицу на материк, в приднепровские степи. Там ему будет не страшен турецкий флот, да и пешие янычары не много навоюют против конных татар на степном просторе. Хан начал подготовку к строительству города, даже помирился с Москвой, откуда были присланы деньги на строительство. Однако, скоро необходимость в новом городе отпала – Мубарек-Гирей умер, а приближенные султана убедили Мурада III в том, что Гази-Гирей – верный союзник Стамбула. К тому же туркам вновь понадобились татарские сабли – закончив войну в Персии, султан обратил свой взор на другой конец империи. В Венгрии предстояла война с Австрией. Такой воин как «Бора» был просто необходим, и султан позвал крымского хана на берега Дуная.
Гази-Гирей согласился – отказывать султану было чревато, да и беям нужно было показать свою военную удачу, вера в которую пошатнулась после московского похода. Прежде чем выступить в поход хан окончательно помирился с Москвой. Он даже отказался от претензий на Казань и Астрахань – многолетнего основного направления всей политики Гиреев. Гегемония над Улуг Улусом, о которой мечтали Менгли-Гирей, Мехмед-Гирей и Сахиб-Гирей, не интересовала Гази-Гирея. Волжские юрты Джучиева улуса давно были покорены русским государством, и борьба за них была чужда трезвомыслящему политику, каким был «Бора». На пороге нового XVII столетия идея воссоздания степной империи казалась нереальной мечтой – это было невозможно, а хан Крыма был слишком практичным человеком для того, чтобы сражаться за пустые титулы. В обмен на отказ от Волги Москва обязывалась присылать хану ежегодные «поминки».
В июле 1594 года Гази-Гирей II во главе крымской армии прибыл в Венгрию. Его встретил командующий турецких войск Синан-паша. При встрече хана паша не слез с коня, а это было непростительной дерзостью по этикету того времени. Гази-Гирей понял, что его продолжают считать простым турецким офицером, но виду тогда не подал. Вскоре начались боевые действия. Туркам предстояло взять крепость Рааб (ныне Дьёр, Венгрия), которая стояла на противоположном берегу реки, где австрийцы поставили «табор» - аналог русского «гуляй-города» знакомого татарам. Гази-Гирей предложил план – татары на конях переправятся на другой берег и разгромят табор, который держит реку под прицелом пушек. После этого турки наведут понтоны и переправят осадную артиллерию для захвата крепости. План удался – татары уничтожили табор, и артиллерия была переправлена. Этот успех поселил в сердце Синан-паши зависть. Поэтому он приказал татарам не дожидаться падения Рааба, а идти на осаду замка Тата. «Бора» самостоятельно захватил и этот замок, а потом и замок Коморн.
Синан-паша, который до прибытия татар не имел крупных успехов, начал из зависти мелко пакостить хану. В турецкой армии действовал приказ, запрещавший грабежи населения – турки собирались здесь зимовать, а на выжженной и обезлюдевшей земле это невозможно. Татарские воины, прибывшие с ханом, рассчитывали на добычу, поэтому на приказы турок им было наплевать. Нескольких татар турки задержали во время грабежей, и Синан-паша приказал их повесить. Это было оскорблением хана – наказывать татарских воинов имел право только он. Оставив паше 10 тысяч ногайцев, хан увел свою армию из Венгрии.
Обратно в Крым хан решил идти через Молдавию и Валахию. Эти земли давным-давно, еще во времена темника Ногая, были частью Золотой Орды. Теперь же они были завоеваны Турцией. Как раз в это время в Валахии и Молдавии бушевало антиосманское восстание. Гази-Гирей решил вмешаться и подавить бунт. За это он надеялся получить власть над этими княжествами. Но хану не повезло – во время боев он был тяжело ранен, и татарское войско отступило в Силистрию, где хан долго лечился.
Молдавские воины.
В 1595 году хан снова вторгся в Молдавию. На этот раз ему противостояла армия польского короля, который посадил на престол своего ставленника Иеремию Могилу. Хан потеснил поляков в Молдавии, но узнав, что стамбульский двор решил не передавать эти земли под власть Крыма, тут же заключил мир. Молдавский господарь обязался платить дань.
Такая холодность Стамбула по отношению к крымскому хану объяснялась тем, что друг Гази-Гирея султан Мурад III скончался, а на престол взошел его сын - Мехмед III. Теперь при дворе султана в силе были другие люди, и все заслуги Гази-Гирея уже ничего не стоили.
Султан Мехмед III.
В 1596 году Мехмед III лично отправился на войну в Венгрию. Крымский хан тоже был приглашен. Гази-Гирей решил не расстраивать человека, известного тем, что в день восшествия на престол он приказал убить девятнадцать собственных братьев. Поэтому татарское войско тоже отправилось в поход. В пути хан выделил двадцать тысяч воинов калге Фетх-Гирею, своему младшему брату, и отправил его к султану. Сам хан повернул армию на Валахию. Он хотел отомстить за свое ранение и посадить на валашский престол Симеона Могилу, брата молдавского господаря Иеремии. Если Стамбул не отдал эти земли Крыму, то пусть там правят данники Крыма.
Фетх-Гирей прибыл в Венгрию со своими воинами. Турки как раз готовились захватить крепость Эрлау. Крепость была взята, но на выручку подошла огромная австрийская армия. Состоялась Керестецкая битва. Сначала удача была на стороне австрийцев, и турки были близки к поражению – султан даже хотел бежать, так как опасался пленения. Но в последний момент удар татарской конницы Фетх-Гирея спас положение. Турки воодушевились и разгромили войска христиан.
Керестецкая битва.
Героем битвы, вместе с Фетх-Гиреем, был и полководец Чигала-заде. Это был «старый друг» Гази-Гирея – именно с ним не поладил «Бора», перед возвращением в Стамбул с иранской войны. Теперь Чигала-заде был назначен великим везирем. Он стал убеждать султана, что Гази-Гирей не подходит для роли крымского хана, и на престол непременно должен взойти герой венгерской войны Фетх-Гирей. Султан согласился с этим и подписал указ о назначении крымским ханом Фетх-Гирея. Сначала крымский калга не хотел принимать такого подарка, он заявлял, что почитает старшего брата, как отца, и не может покуситься на его трон. Но везирь убедил Фетх-Гирея принять трон и пообещал всяческую поддержку.
Вернувшись в Крым из Валахии, Гази-Гирей узнал о том, что он больше не хан. «Бора» был жестоко разочарован - это была благодарность османов за кровь, которую он проливал под их знаменами и за годы проведенные в темнице, за верность им. Гази-Гирей решил порвать все отношения с Османской империей и заключил союзы с Польшей и Москвой.
Всего через несколько месяцев Чигала-заде был смещен с поста великого везиря, и его место занял Дамат Ибрагим-паша – друг Гази-Гирея. Он убедил султана, что смещение Гази-Гирея было ошибкой – начнутся волнения в Крыму, хороший солдат «Бора» станет большой проблемой. А ведь в империи и так неспокойно – крестьянские восстания и военные мятежи сотрясали страну. Султану ничего не оставалось, как выдать указ о возвращении Гази-Гирею ханского поста.
Сложилась нелепая ситуация – и у Фетх-Гирея, и у Гази-Гирея находились одинаковые указы султана. Чтобы разрешить спор, братья обратились в суд (!!!). Кафинский кади Абдурахман-эфенди присудил пост Фетх-Гирею, но «Бора» обжаловал решение у крымского муфтия Азаки-эфенди, который считался главой мусульманской общины Крыма, и его решения имели больший вес. Муфтий указал, что на документе Фетх-Гирея есть только подпись султана, а у Гази-Гирея на указе имелась «тугра» - каллиграфический узор из имени и титула султана, ставившийся только на важных документах. Поэтому бумага Гази-Гирея главнее. Слова богослова значили для населения много, поэтому Фетх-Гирей понял, что его никто не поддержит, и отказался от притязаний. Султан звал его в Турцию, но Фетх опасался, что его там могут казнить, как ненужного человека, и уехал в Черкесию, где женился на дочери местного правителя.
Тугра султана Мехмеда III.
Летом 1597 года Гази-Гирей с войском покинул Крым. Фетх-Гирей вторгся на полуостров, думая захватить власть. Но Гази-Гирей не успел далеко уйти – он вернулся с армией в Бахчисарай. Фетх-Гирей бежал в Кафу, но испугался, что там его арестуют и отправят к султану, поэтому решил явиться к брату с покаянием. В шатре хана, когда Фетх-Гирей склонился перед братом, один из мирз неожиданно ударил его топором по голове. Потом были убиты и сторонники Фетха, и девять его детей. Есть легенда, что слуги перестарались, и узнав о смерти семьи брата, сожалеющий хан сложил стихотворение:
Жестоко обошлись сегодня
С Фетхом-Гиреем небеса,
Уместно, коль заплачут сегодня
Люди на земле, ангелы на небе.
Но разве делается что-нибудь без ведома хана?...
Продолжение следует...
Лига историков
18.5K постов54.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения