Движение людей в белых одеждах.Восстание Муканны.Продолжение

Арабское завоевание внесло огромные изменения в социальную жизнь согдийского общества.
В результате долгой борьбы арабам удалось привлечь к себе высшие слои дехканства и сделать их своими верными слугами, сохранив за ними их земли и другие богатства.
Основная масса согдийского населения должна была платить джизью (подушную подать до 50%) и харадж (земельный налог до 35%). При Омейядах не было еще четкой податной терминологии и оба эти термина употреблялись то в одном, то в другом из приведенных значений. Наряду с этим терминами мы встречаем в источниках еще слово „вазифа“ (мн. ч. вазаиф), употреблявшееся для обозначения дани, хотя „вазаиф" употребляется иногда в смысле „подати вообще".
Более всего страдало от хараджа и джизьи земледельческое население страны, отдавшее огромную долю своего сельско-хозяйственного продукта и испытавшее на себе все насилия, связанные с приемами взимания налогов.
Ат-Табари, описывая события 721— 722 гг., рассказывает об одной карательной экспедиции в окрестностях Ходженда. Наказанию были подвергнуты земледельцы ряда селений. Говоря о жестокостях арабов, ат-Табари попутно замечает, что на шеях этих земледельцев были печати.
Ат-Табари несколько раз говорит о такого рода печатях в Средней Азии. Так, согласно его словам, Асад ибн Абдаллах, наместник Хорасана и Мавераннахра в 735— 738 гг., накладывал печати на шеи людей, подлежащих джизье. Подобные замечания ат-Табари указывают на то, что арабы в Средней Азии очень рано ввели жестокий обычай наложения печатей на плательщиков хараджа и других налогов. В этом отношении Средняя Азия и Мавераннахр не составили исключения из числа других покоренных арабами стран. По словам Абу Юсуфа Якуба, в его время, т. е. в конце VIII в., в Ираке арабские чиновники „печатали на их шеях (возделывателей полей) свинцовые пломбы". У того же автора в „Китаб ал-харадж" имеется следующее место — обращение автора к халифу Харун-ар-Рашиду (786—809): „Сверх того надлежит тебе, чтобы ты накладывал печати на выи их (плательщиков) во время собирания поголовной подати, пока не закончится с их стороны их дело, потом ты сломаешь печати, подобно тому как это сделал с ними Осман ибн Хунейф". Кроме джизьи, хараджа и других налогов, на земледельческом населении лежали тяжелые натуральные повинности.

В период арабского завоевания становится известно, что большие работы по очистке и проведению каналов, по проведению новых дорог, починке старых, постройке мостов, городских стен, укрепленных стен против кочевников и т. д становятся натуральными повинностями всего земледельческого населения в целом, население должно было являться со своими харчами и инструментами и в положенные властью сроки производить бесплатно указанные ему работы.
Совершенно ясно, что вместе с арабским завоеванием земледельческое население страны потеряло свою свободу и попало в зависимость от арабской власти. Если в доарабское время классовое расслоение шло через патриархальную семью, разрезая ее на две части, то теперь оно изменило свое направление, и вся свободная часть земледельцев также попала в разряд подлежащих наложению печатей. Аристократическая часть дехканства — ее крупные землевладельческие фамилии стали почти в один ряд с завоевателями-арабами и сделались если и не первой категорией граждан, то во всяком случае привилегированными

Продолжение следует

Движение людей в белых одеждах.Восстание Муканны.Продолжение Таджикистан, Средняя Азия