Богат и славен Кочубей
Петр Аркадьевич Кочубей. Портрет работы художника Николая Ге, 1873
Второй председатель Русского технического общества спас Донбасс и открыл лучшую библиотеку для инженеров
Нормой для Русского технического общества оказалось то, что на пост председателя избирался не самый крупный ученый своей эпохи, но талантливый поклонник науки, который обладал положением в свете и в силу этого имел доступ в высшие правительственные сферы. Ярким примером служит Петр Аркадьевич Кочубей, возглавлявший Общество на протяжении 22 лет. Петр Аркадьевич происходил из славного дворянского рода, ведущего начало от крещенного крымского татарина Кучук-бея, чьим внуком стал генеральный писарь Войска Запорожского Василий Леонтьевич Кочубей, казненный за попытку предупредить Петра Великого о предательстве Мазепы. Петр Аркадьевич был сыном сенатора и праправнуком генерального судьи Малороссии и получил в наследство огромное имение в Полтавской губернии. Благодаря своим родственным отношениям он имел доступ в высшие слои общества. Одним словом, к нему полностью подходила характеристика, данная Пушкиным его предку: «Богат и славен Кочубей».
Начальное образование Петр Аркадьевич получил дома, под руководством отца, мечтавшего, чтобы сын стал военным. Тот действительно сделал военную карьеру — правда, штабную: в 1845 году окончил Михайловское Артиллерийское училище и, после обучения в Лютихе и Париже, служил преподавателем химии и практической механики в Михайловской Артиллерийской академии, при этом будучи прикомандирован к штабу генерал-фельдцейхмейстера. Полученное им блестящее военно-техническое образование определило круг его интересов.
В 1857 году Петр Аркадьевич вышел в отставку и полностью посвятил себя занятию любимым делом — популяризации науки. В 1860 году он вступает в Императорское Минералогическое Общество. Надо сказать, что Кочубей был страстным минерологом — в его доме на Мойке была собрана одна из крупнейших в России коллекций минералов, включавшая в себя образцы золота, платины, серебра и руд редких металлов. Раз в неделю в доме Петра Аркадьевича проводились «минералогические пятницы», которые посещали даже академики. В его честь даже был назван минерал кочубеит (клинохлор), а также друза кристаллов александрита, получившая название «Друза Кочубея».
В только что основанном Русском техническом обществе (РТО) Петр Аркадьевич был избран товарищем (заместителем) председателя — Андрея Ивановича Дельвига. Именно ему Дельвиг, занятый служебными обязанностями, делегировал значительную часть собственных полномочий: будучи свободным от государственной службы и обладая широчайшими общественными связями, Кочубей мог проводить в жизнь различные инициативы РТО, получая поддержку необходимых чиновников. Характеризуя работу Совета РТО, сам Кочубей подчеркивал как важный положительный момент в его деятельности наличие хороших отношений с представителями правительства и говорил, что считает «бесцельным являться назойливым критиком существующего порядка».
Эта позиция не была случайной: Обществу требовалось определить свое отношение к мощному общественному движению, начатому реформами Александра II. Кочубей считал нужным пользоваться свободами, подаренными императором общественным организациям, но в то же время предостерегал от того, чтобы становиться в оппозицию власти. Известны его критические высказывания либералах 1860-х годов. «В разговорах с этими господами я убедился, насколько либерализм их напускной и как легко они отказываются, лишь только дело дойдет до применения их идей к ним самим, — говорил Кочубей. — Тогда их либерализм мгновенно исчезает, они преобразовываются в деспотов и не допускают никому иметь собственное самостоятельное мнение».
Кочубей находился на посту председателя РТО дольше, чем кто-либо другой — 22 года, с 1870-го по 1890-й - он возглавлял Общество, да и при Дельвиге в течение нескольких лет играл фактически руководящую роль. Во многом именно ему РТО было обязано формированием генеральной линии своей деятельности. Деятельность его на этом посту разнообразна. Так, его стараниями был создан Музей прикладных знаний в Санкт-Петербурге. РТО признавало весьма полезным средством в деле распространения технических знаний и практических достижений в обществе устройство на общественных началах технических музеев. Еще в конце 1866 года по инициативе Кочубея, занимавшего пост председателя I отдела, была составлена специальная Комиссия из профессоров высших учебных заведений Петербурга (среди них был и Дмитрий Иванович Менделеев), которая выработала главные основания организации технического музея. Правда, из-за отсутствия помещения их долго не удавалось осуществить.
Музей прикладного искусства (Музей прикладных знаний).
Наконец необходимые здания удалось найти. В 1871-1872 гг. на территории бывшего Соляного городка на средства РТО и по проектам, составленным его членами, были перестроены здания, в которых в 1870 году проходила Всероссийская мануфактурная выставка. После утверждения Положения о Музее, которое состоялось З января 1875 года, эти помещения были закреплены за PTO в бессрочное пользование. Позже Общество построило на территории Соляного городка выставочные павильоны, физическая станция, фотографический павильон. В самом здании Музея для проведения больших публичных собраний были приспособлены специальные аудитории. С этих пор Соляной городок стал местом проведения всевозможных промышленных съездов, крупных совещаний, различных выставок — причем устраиваемых не только РТО, но и многими другими общественными организациями.
Особое внимание было уделено техническому отделу Музея, который стал единственным местом в Петербурге, где демонстрировались изделия промышленности. Экспонаты приобретались на российских и международных выставках за счет пожертвований со стороны фабрикантов и поступлений от правительственных учреждений и ведомств. Уже к 1874 году в техническом отделе Музея насчитывалось около 10 тыс. экспонатов, на которые силами членов РТО было составлено и издано 25 объяснительных каталогов. Своими экспозициями РТО стремилось деть полное представление о промышленном производстве определенного профиля, начинал с обработки сырья и заканчивая получением готовой продукции, показать необходимое для этого оборудование (в чертежах, моделях и в натуральном виде). Демонстрировались наиболее совершенные на тот момент приемы производства и машины, в том числе и иностранные, дававшие наибольший экономический эффект.
Такими коллекциями РТО старалось восполнить недостаток технических знаний и оказать посильную помощь инженерам промышленных предприятий и фабрикантам, зачастую не имевшим ни соответствующего образования, ни возможности‚ чтобы следить за мировыми успехами техники. Любопытно, что РТО стало и одним из пионеров внедрения в России техники безопасности на производстве, создав в Музее отдел промышленной гигиены и экспертизы, где демонстрировались лучшие приемы промышленной вентиляции, устройства, предохранившие рабочих от опасности взрыва котлов, ушибов, падений и т.п. Признавая полезность подобного начинания, Министерство финансов ежегодно отпускало 6 тыс. руб. на поддержание работы технического отдела Музея прикладных знаний.
В 1878 году в подвальном помещении Музея была устроена небольшая химическая лаборатории РТО, основное назначение которое состояло не в теоретических исследованиях, но в исполнении небольших заказов со стороны отдельных промышленных предприятий и частных лиц. Так, в 1870-ые годы много анализов было сделано для Главного общества Русских железных дорог: среди них были исследования различных сортов каменного угля ‚накипи паровозных котлов, образцов различных товаров и т.п. В 1880-е годы в лаборатории РТО была даже предпринята попытка изучения теплотворной способности каменных углей. К сожалению, это важное начинание не нашло поддержи со стороны госведомств. Зато удачный опыт создания химической лаборатории побудил РТО провести в 1885 году широкой обсуждение вопроса об организации более солидной лаборатории, которая могла бы проводит исследования по заказу заводов, правительственных учреждений и ведомств. Такая лаборатория была создана годом позже. В дальнейшем лаборатория осуществляла исследования по заказу таких крупных фирм, как, например, «Товарищество братьев Нобель»: на субсидии‚ полученные от промышленников, РТО провело в своей лаборатории ряд исследований по нефтяным осветительным и смазочным маслам.
Огромный размах в эпоху Кочубея принимает библиотечная и издательская деятельность Общества. Библиотека РТО, в которой была сосредоточена почти вся техническая периодика того времени, пользовалась доброй славой среди инженеров Петербурга. В ней имелось значительное количество специальной литературы в виде монографий и различного рода технических справочников. В библиотеку также регулярно поступали обзоры губерний, своды отчетов фабричных инспекторов, издания высших технических учебных заведений и университетов, научно-технических и железнодорожных обществ, промышленных ведомств и т.д. Каждая более или менее солидная фирма спешила прислать библиотеке каталог своих изделий, профессора по выходе своих монографий считали непременным долгом пожертвовать экземпляр в библиотеку.
Значительный вклад в дело развития техники и промышленности России, распространения технических знаний внесло РТО путем своей обширной издательской деятельности. Общество выпускало несколько технических журналов, освобожденных от цензуры и печатавшихся по распоряжению и под личную ответственность Кочубея. Некоторые из них были посвящены новым для того времени отраслям техники и являлись единственными в своем роде в России. Такими журналами были «Электричество», «Воздухоплавание и исследование атмосферы», «Фотограф». Центральным органом РТО были «Записки Русского технического общества».
Обложка журнала «Электричество».
Огромной была роль РТО и в работе с конкретными отраслями промышленности. Эта работа осуществлялась по конкретным отделам, при которых создавались временные или постоянные комиссии для прояснения тех или иных вопросов. Все вопросы, касавшиеся развития металлургической, каменноугольной и нефтяной промышленности обсуждались и решались в основном в I отделе, занимавшемся проблемами государственной важности. Россия, во второй половине ХIХ в. переживавшая бурный экономической рост, нуждалась прежде всего в увеличении производства угля и металла — основы всей индустрии. Вот почему РТО создало ряд комиссий, разбиравших различные вопросы, связанные с развитием тяжелой промышленности. Так, созданная в 1879 г году при I отделе РТО Комиссия о правах на недра земли выработала основные принципы освоения месторождений в России.
I отделу принадлежит серьезная заслуга в деле освоения Донбасса: отдел приложил массу усилий, чтобы рассеять сложившееся предубеждение против железных руд и каменноугольных месторождений юга России, укоренившиеся в правительственных и промышленных кругах в результате обследования их иностранными специалистами и опубликования ими ложных выводов, из-за которых горное ведомство на несколько десятилетий охладело к Донбассу. С целью рассеять сомнения относительно ценности месторождений железной руды и других минеральных богатств, открытых на юге России, при I отделе в 1874 году была создана специальная комиссия, проводившая изучение руд и публиковавшая свои выводы в специальных записках. Много энергии РТО потратило и на защиту национальных богатств России от посягательств на них иностранных промышленников, хотя и не нашло в этом отношении поддержки в высших правительственных кругах.
Петр Аркадьевич руководил Обществом до самой своей смерти 15 декабря 1892 года. Члены РТО настолько привыкли к его персоне на посту председателя, что его кончина привела к определенной «чехарде» в верхах организации — за 4 с небольшим года сменилось 3 новых главы Общества.