Атомный первенец: тяжелый ракетный крейсер «Киров»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», сентябрь 1980 года.

Атомный первенец: тяжелый ракетный крейсер «Киров» Ракетный крейсер, Киров, История, Длиннопост

26 марта 1974 года на Балтийском заводе в Ленинграде заложили первый корабль уникального проекта «Орлан»


В структуре отечественного ВМФ Северный флот занимает особое место. Это самый молодой из всех флотов России, ведущий свою историю всего лишь с 1933 года, но вместе с тем — и самый мощный. Причиной тому — специфическая роль, которую Северный флот играл в годы «холодной войны». Балтийский и Черноморский флоты оказались существенно ограничены в возможностях из-за особенностей акватории базирования — внутренних морей, тогда как Тихоокеанский и Северный были флотами именно открытого океана. При этом с точки зрения безопасности и недосягаемости баз в более выгодном положении оказался именно флот на севере страны, и потому на его плечи легла основная нагрузка противостояния с потенциальными противниками в послевоенное время.


Именно поэтому в составе Северного флота, как правило, новые корабли появлялись в первую очередь. Так было и с уникальными крейсерами проекта 1144 — типа «Орлан», первыми и единственными в России надводными боевыми кораблями с ядерной энергетической установкой. На сегодняшний день моряки-североморцы — единственные, которые несут службу на входящим в боевой состав флота корабле этого проекта: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» с конца 1990-х является их бессменным флагманом. А начало строительству кораблей проекта «Орлан» было положено 26 марта 1974 года, когда на стапелях Балтийского завода в Ленинграде был заложен первый крейсер серии — «Киров».


История создания этих кораблей начинается в 1964 году, когда руководство СССР, вдохновленное успехом первого в мире атомного надводного корабля — ледокола «Ленин» — и стремясь не отстать от США, которые в 1961 году ввели в боевой состав флота первый в мире атомный ракетный крейсер «Лонг Бич», решило создать собственный корабль такого же класса. По первоначальной задумке главной целью нового корабля должны были стать подводные ракетоносцы противника. То есть фактически в СССР собирались строить атомный крейсер-рейдер, который в мирное время контролировать бы американские ПЛАРБ в местах несения ими боевого дежурства, а в военное — охотился за ними и уничтожал.


Замах был серьезный: первоначальная идея постройки атомных противолодочных кораблей предусматривала, что на каждую американскую подлодку-ракетоносец будет приходиться по отдельному «рейдеру». Получалось, что серия таких кораблей включала бы не менее 35-40 единиц. С одной стороны, опыт строительства крупных серий кораблей с атомными энергетическими установками в СССР был — а с другой, это были подводные лодки, имеющие гораздо более узкие задачи. Надводных же проектов подобного масштаба и сложности страна еще не реализовывала.


Именно уникальность задачи, поставленной перед проектировщиками ленинградского ЦКБ № 53, которое в январе 1966 года было переименовано в Северное проектно-конструкторское бюро, и особые условия, которым должен был соответствовать новый проект, и стали причиной десятилетнего периода проектирования. В итоге первоначальное водоизмещение в 8000 тонн, о котором говорили правительство и военные, выросло в три с лишним раза — до почти 26 000 тонн. Постепенно расширился и список задач, которые должны были выполнять корабли нового проекта. Стало понятно, что в качестве охотников за баллистическими подлодками США они привлекут особое внимание противника, а значит, их нужно обеспечить достаточным количеством защитного вооружения. Так к номенклатуре чисто противолодочных средств нападения добавились средства ПВО и противокорабельные ракеты. А необходимость обеспечить длительную автономность плавания привела к тому, что пришлось существенно пересматривать бытовые условия для экипажа, что не могло не сказаться на увеличении водоизмещения.


Эскизное проектирование корабля нового проекта было завершено в 1969 году. Но просто перейти от эскиза к техническому проекту не получилось. 25 мая 1971 года вышло очередное постановление правительства, которым проект большого противолодочного корабля 1144 «Орлан» объединили с проектом атомного ракетного крейсера 1165 «Фугас», который, по идее, предназначался для борьбы с авианосными и корабельными ударными группами противника. Стало понятно, что из «Орланов» получаются уже не противолодочные корабли, пусть и очень большие, а скорее крейсеры, и в итоге новинке присвоили окончательную классификацию атомного ракетного крейсера.


Наконец, в 1972 году, после всех дополнений и изменений, завершилось техническое проектирование корабля, а еще через два года первенец серии, получивший имя «Киров», был заложен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Головной крейсер получил это имя не только в честь Сергея Кирова, но и как преемник первого легкого крейсера советской постройки, вступившего в строй в 1938 году. Поэтому первенец надводного атомного военного флота получил вместе с именем и почетное звание Краснознаменного, а также и кормовой флаг с изображением ордена Боевого Красного Знамени — награды своего предшественника.


Поскольку совершенно скрыть постройку столь крупного — а наибольшая длина «Кирова» составляла ни много ни мало 250 метров! — корабля было невозможно, на Западе очень быстро узнали, что Советский Союз строит что-то вроде линкора. Правда, позднее специалисты НАТО пришли к выводу, что к спуску на воду готовится все-таки не линкор, а первый в СССР атомный ракетный крейсер, и присвоили проекту наименование «Kirov class».


Корабль получился действительно необычный и во многом новаторский для российского судостроения. Например, на нем впервые использовали такое решение, как размещение основной части оружейных комплексом в подпалубных помещениях: так расположили и пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит», и шахты системы ПВО С-300 «Форт» — флотской модификации комплекса. Так же скрыто разместили на борту крейсера и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата: их установили на второй палубе, и чтобы вести торпедную стрельбу, нужно было открыть закрытые в походном положении бортовые лацпорты. Кроме того, «Киров» был оснащен зенитно-ракетным комплексом «Оса-МА», имел неплохое артиллерийское вооружение — две одноствольные 100-мм артустановки АК-100 и восемь шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М, — и приличное противолодочное: 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000 и две шестиствольные 305-мм РБУ-1000. Наконец, на его борту постоянно базировался вертолетный отряд, в который могли входить два вертолета Ка-27 или три Ка-25.


27 декабря 1977 года атомный ракетный крейсер «Киров», классификация которого к этому времени пополнилась еще одним определением — «тяжелый» — был спущен на воду, а через три года, 30 декабря 1980-го, ступил в строй. Через четыре года флот получил второй корабль проекта 1144, который существенно отличался от головного и потому формально считался построенным по проекту 11442 — тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». В 1988 году моряки получили еще один крейсер проекта 11442 — «Калинин». Четвертый и последний корабль серии — «Куйбышев», который еще на стапеле переименовали в «Юрий Андропов» — заложили в 1986 году и спустили на воду в 1989-м, но в боевой состав флота он по очевидным причинам вошел только девять лет спустя, в 1998 году. К этому времени он уже получил новое имя — «Петр Великий», и сегодня это единственный из крейсеров проекта «Орлан», который несет боевую службу.


А самый первый из «Орланов» — «Киров», в 1992 году получивший имя «Адмирал Ушаков», — в 2002 году был выведен из состава флота и сейчас готовится к утилизации. За два с лишним десятка лет своей боевой службы он пережил многое. Например, в 1984 году, когда на складе боеприпасов в Североморске начался пожар, сопровождавшийся многочисленными взрывами, «Киров» был единственным кораблем, который остался в гавани базы. Он и только он мог, если бы из-за взрывов начали стартовать складированные в арсенале ракеты и полетели в сторону города, уничтожить их с помощью своих бортовых средств ПВО. А пять лет спустя «Киров» был одним из кораблей, которые на всех парах шли на помощь тонущей в Норвежском море подлодке «Комсомолец» — но не дошел из-за серьезной поломки двигательной системы.