Анатолий Лопухов: "Будем жить, мама..."

Анатолий Лопухов: "Будем жить, мама..." Молодая гвардия, Герои, Длиннопост

Анатолий Лопухов

Анатолий Владимирович Лопухов родился 17 апреля 1926 г. на руднике Лотиково Славяносербского района Ворошиловградской (ныне Луганской) области в семье служащего. Мать, Полина Дмитриевна, 1906 г. рождения, работала в школе № 1 имени А.М. Горького, про отца, Владимира (отчество неизвестно) я ничего не нашла. В семье было двое детей: Анатолий — старший и младшая сестра Люся. Вскоре родители переехали в город Краснодон, где Анатолий пошел в первый класс средней школы № 1 имени А.М. Горького. Учился отлично, был председателем ученического комитета.


В детстве Толя любил военные игры. Много читал художественной литературы.


В 1941 г. Анатолия приняли в комсомол. В 1942 г. он окончил 8 классов.


В период фашистской оккупации вступил в ряды подпольной организации «Молодая гвардия». Он был одним из активных членов подполья: участвовал в разгроме вражеских автомашин, пополнял арсенал молодогвардейцев оружием, проводил антифашистскую агитацию среди населения. В целях конспирации устроился на работу в клуб имени В.И. Ленина. Вместе с Иваном Туркеничем и Василием Гуковым внимательно следил за репертуаром, с которым выступали молодогвардейцы.


Вот, что вспоминал Анатолий Владимирович: «Свою работу в оккупированном Краснодоне мы начали с распространения листовок. Бывало, что в день я распространял по 120-130 листовок по Садовой улице, около клуба, остальные — на базаре. Ходил по толкучке и всовывал их в карманы людям.


Затем смонтировали радиоприемник (больше всех работал Степа Сафонов). Всегда собирались Ваня Земнухов, Олег Кошевой, Степа Сафонов, Валя Борц и я, потом к нам присоединились Жора Арутюнянц и Семен Остапенко.


Было очень трудно записывать новости, но Олег Кошевой настолько приспособился, что всегда вел записи очень быстро.


Так делали и другие молодогвардейцы. В сентябре 1942 г. к нам пришел Ваня Туркенич. Наша подпольная организация в это время оформилась. Мы его избрали командиром.

Ваня сразу поставил задачу перед нами - вооружиться. Этим мы все и занялись. У меня был спрятан автомат.


Как-то вечером (это было 28 сентября) мы шли из клуба. Около здания бывшего горсовета стояла румынская машина. Мы сразу доложили об этом Туркеничу. Он предложил проверить. Полезли мы с Сережей Тюлениным. Я нащупал один карабин, потом нашли еще 6 и 850 патронов. Эти трофеи мы перенесли на склад оружия. Только мы отошли от машины, как вышли два немца, подошли к машине, ничего не заметив, сели и уехали...»


Когда начались аресты подпольщиков, Анатолий ушел из Краснодона. Долгое время скрывался в шахтерских поселках.


Вот, что вспоминала мать Анатолия (Полина Дмитриевна) о тех страшных днях: «Я узнала о работе сына в подполье в конце декабря. Толя начал со мной делиться, но это было слишком поверхностно. Приходили к Толе: Кошевой, Борц, Тюленин, Земнухов.


1 января 1943 г. приходит Толя вечером и говорит:


- Мама, дай ключ от кладовки. Мне он очень нужен.


- Зачем тебе?


- Мама! Нужно спрятать ребят и кое-какие вещи.


Он мне рассказал в эту ночь, что они обокрали машину, но сам Толя участия в этом не принимал.

Он только помогал уничтожить литературу из кухни, так как все находилось там. Несколько мешков было увезено. Там было обмундирование, посылки, папиросы. За ночь все было отправлено, часть - увезено. Узнали о краже в полиции и с этого дня начались аресты. Первое время в полиции думали, что это баловство ребят, но при обысках стали находить оружие и это увеличило их подозрение.


1 января приехали к нам полицаи. Я была дома. Меня избивали. Спрашивали:


- Где сын?


Я сказала:


- Пошел в клуб.


В доме был обыск, но ничего не нашли.


Они поехали в клуб, но Толя успел уже скрыться. Приехали к нам, забрали меня и дочь Люсю, которой на тот момент было 13 лет.


Делали обыск у моей сестры, думали, что там оружие спрятано. Но и там ничего не нашли.

До 14 февраля каждую ночь в 2-3 часа приходили в мою квартиру.


Это очень отразилось на здоровье моей дочери. Люся сильно стала меняться: стала задумчивой, строгой и более молчаливой.


Мне всегда Толя говорил:


- Мамочка! Ты знаешь, ведь наши приближаются: скоро придут сюда и мы снова начнем жить, как раньше - весело, хорошо.


- Но будем ли мы живы? - говорю я.


- Будем, обязательно будем, мама, да еще как будем жить, мама».


Анатолию удалось избежать ареста. В районе Александровки, недалеко от Ворошиловграда (ныне Луганска), он перешел линию фронта и добровольно вступил в ряды Советской Армии. Принимал участие в боях за освобождение Украины. 10 октября 1943 г. был ранен.


В сентябре 1944 г. он поступил в Ленинградское училище зенитной артиллерии. По окончании учебы был командиром взвода и секретарем бюро ВЛКСМ подразделения, затем помощником начальника политотдела училища по работе среди комсомольцев.


В 1948 г. Анатолий Владимирович стал членом Коммунистической партии. В 1955 г. капитан Лопухов был принят в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. Программу академии усвоил на «отлично». После окончания служил в войсках Советской Армии. В последующие годы он работал во многих районах Советского Союза, неоднократно избирался депутатом городских и областных Советов депутатов трудящихся, принимал активное участие в создании музея «Молодая гвардия», был его директором, проводил большую воспитательную работу среди молодежи.


За участие в Великой Отечественной войне и в подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» Анатолий Владимирович Лопухов награжден орденом «Красной Звезды» и медалями «Партизану Отечественной войны» первой степени, «За отвагу».


Анатолий Лопухов умер 5 октября 1990 г.