311

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

Фанатская теория Карена Налбандяна доработана Татьяной Луговской с разрешения автора.

Фильм «Гостья из будущего» далеко не во всём повторяет книгу Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Отчасти потому, что язык кино отличается от языка литературы, отчасти потому, что советский кинематограф был ограничен в возможностях: от выбора мест съёмки, до декораций и спецэффектов. Многие различия фильма и книги появились на экране не «зачем-то» (передать мысль, воплотить замысел), а «почему-то» (по-другому на съемочной площадке сделать не получилось). И речь не только о костюмах героев, но и о некоторых сюжетных изменениях. К примеру, робота Вертера ввели, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток чудес техники, которые Коля увидел в будущем — повесть рассказывает об этом куда подробнее, чем фильм.
Но давайте взглянем на будущее Алисы-из-фильма без скидок. Нет бедных декораций и плохо запомнивших сценарий актёров, а есть такая реальность, в которой эти места и эти люди естественны и логичны. Что же это получается за реальность?
Конечно, лучше всего о мире могут рассказать живущие там люди.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

Нам много раз повторяют, что мир, ожидающий нас в будущем, прекрасен, — и в это очень хочется поверить. Ведь завораживающе прекрасна сама Алиса — обаятельная, отважная, удивительно талантливая, невероятно много знающая и умеющая. «Мне бы хотелось, чтобы у меня была такая сестра», — плача при прощании, говорит лучшая подруга Алисы в нашем времени, Юля Грибкова. Да, многие из нас были с Юлей согласны.
Но давайте на минутку задумаемся. Чтобы путешествовать на машине времени (вошёл, встал в круг, взялся за поручни и через пять минут вышел), покорять спортивные высоты нет необходимости. Не нужны для этого и подобные скорость мышления, воля, целеустремлённость… При этом Алиса подчёркивает: она самая обычная школьница, в будущем такими станут все.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

Очевидно, что этот набор умений вряд ли можно приобрести по стандартной школьной программе — да хоть бы и специальной лицейской. Если знание многих языков ещё объяснимо, то зачем тренировать умение прыгать из окон? На упражнения для общего физического развития что-то непохоже.
А вот на что похоже — так это на программу для тренировки спецназа. Но какой может быть спецназ, если Алисе одиннадцать лет!
Есть только один вариант, при котором это объяснимо: война. Причём война настолько страшная, что востребованы даже дети. И не за компьютерами, как в «Игре Эндера», не в тылу у станков, как во время Великой Отечественной, а на переднем крае боёв, как в «Евангелионе» или цикле Лазарчука и Андронати «Космополиты», где только дети-пилоты могут защитить Землю от вторжения.
Это много говорит о ходе той войны. Конечно, «наши» победили (в 2084 году небо над Москвой уже мирное), но какой ценой? Когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. И судя по тому, насколько безлюдный город нам показали, убыль населения получилась серьёзная.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

Посмотрим на других жителей будущего. Вот Полина — во многом напоминающая повзрослевшую Алису. Она сотрудница Института времени… которую в одиночку посылают ловить космических пиратов!
Для нас это всё равно что поручить освобождение заложников из Будённовской больницы, допустим, урологу той же больницы — а что, враг заперся в его отделении, ему и разгребать. Безумие для общества и самоубийство для врача. А тут — норма. Рационалистическое общество будущего посылает против двух до зубов вооружённых головорезов простого учёного, да ещё женщину, и предполагает, что она справится.
Это возможно, если каждый — «тактическая единица сама по себе» вроде Бойцового Кота из «Парня из преисподней». Полная автономность. Полная ответственность за свои поступки. Сформировать такую структуру общества и личности может только война.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

Алисой и Полиной наши знания о людях будущего не исчерпываются. Вот, например, в космопорту был дедушка Павел. 132-летний старик (пусть и моложавый), да ещё после мощного телепатического удара инопланетян… Но после ключевой фразы «Они превратились в вас» — с какой скоростью он мобилизуется! «Они искали Селезнёва. У Селезнёва миелофон. Конечно же, им нужен миелофон. Я слишком поздно догадался. Это пираты. Спеши скорее в Космозоо, найди Алису и миелофон. Алисе грозит опасность!» Молниеносный анализ — при том, что старик после нападения с трудом может голову поднять, — и команда: не бежать в милицию или ИнтерГПол, а спасать самому. Дедушка Павел убеждён: незнакомый ему Коля всё исполнит как надо.
Ещё один штрих — Космозоо и Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом Наполеоном. Электрон Иванович — лицо вроде бы штатское, козёл вообще существо квазиразумное. Но, осознав ситуацию, они, во-первых, немедленно переходят в подчинение Коле — это именно Колина операция, он здесь компетентен. А во-вторых, принимают на себя опасную роль: становятся отрядом прикрытия, отвлекают противника на себя и задерживают. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, спокойно и естественно. Хотя похоже, что как минимум Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними, — не исключено, что даже лучше Коли. А он не вооружён и явно понимает, что если дело дойдёт до стрельбы, и он, и его говорящий питомец обречены.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

Кстати, о пиратах. Во все времена пираты, разбойники и им подобные поднимали голову, когда слабела центральная власть. Чаще всего — во время войны и после неё. Судя по реакции на само слово «пираты», оно не пустой звук для людей будущего. Правда, уже чуть-чуть подзабытое — поначалу дедушка Павел реагирует на сообщение Коли успокаивающе-иронически: «В твои годы я тоже встречал разбойников, пиратов…» Но у тех, кто с ними уже столкнулся, нет никаких сомнений. Предупреждение не принимают за неудачный розыгрыш, хулиганство… Пиратов знают, это давний враг.
Любопытно ещё вот что. В одном фрагменте, который не вошёл в основной телефильм и попал только в «Краткое содержание предыдущих серий» последнего эпизода, Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна и не испугана. Правила игры своего времени она знает — и понимает: убить её Крыс не решится. А в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам — но не задевают ни одного шестиклассника даже случайно. Хотя без колебаний открывают огонь на поражение по Полине.
Нам — после Беслана и «Норд-Оста» — это кажется странным. Но на самом деле удивляться нечему. Характерная особенность таких индивидуализированных и милитаризованных обществ, переживших существенную убыль населения, — трепетное отношение к детям. Вреда, причинённого ребёнку, не простят, виновника из-под земли достанут. Возможно — с применением коллективной ответственности. Пираты это понимают. На подобный риск они не готовы.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

На людей посмотрели — оглядимся вокруг: что там, в мире будущего?
Сначала возьмём здания. Показали нам, в общем-то, немногое — лишь Институт времени да космопорт. Как живут обыватели 2084 года, мы можем лишь догадываться. Что ж, сосредоточимся на известном.
Институт времени. Да, конечно, воскресенье, выходной день. Это объясняет полутёмные коридоры и малое количество сотрудников. Кстати, сколько их, если при виде всего троих Вертер ворчит: «Даже в воскресенье не могут вернуться не все сразу»? Ну, ладно, спишем на скверное настроение биоробота.
Но кое-что списать не получится.
Во-первых, любопытное архитектурное решение. Институт находится под землёй — почему бы, интересно? Наружу выходят лишь странные прозрачные «стаканы», между которыми стоит входная дверь, да наверху этих «стаканов» — нечто вроде антенн. Дороги к Институту времени вообще нет — только гладко подстриженный газон, ничем не отличимый от газона справа и слева от «здания». Чрезвычайно похоже на маскировку, можно сказать — «до степени смешения».
Во-вторых, двери. Отъезжающие, явно герметичные перегородки — отсекающие помещения в случае попадания (чего?) или заражения (чем?)… Кстати, похоже, что входная дверь — с секретом. Обратите внимание, как робот Вертер перед ней придерживает Колю за плечо — и не отпускает, пока перегородка полностью не отъедет. Неизвестно, что было бы, шагни Коля раньше: есть шансы, что на этом история попаданца из XX века закончилась бы.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

Развивается то, что востребовано. Быстрее и качественнее всего наука и техника развиваются во время войны — ведь в войну от того, будет ли совершён технологический прорыв, зачастую зависит всё. Посмотрим, что же востребовано в будущем.
Во-первых, бластеры — и «бронежилеты» против них — силовое поле.
Оружие никогда не создаётся потому, что конструктору захотелось. В подавляющем большинстве случаев создание нового оружия (и его запуск в массовое производство) означает, что существующее ранее стало неэффективным. То ли положение уже отчаянное и необходимо какое-нибудь вундерваффе, чтобы переломить ход войны, то ли в гонке вооружения и брони в очередной раз вырвалась вперёд броня (что редко происходит, если нет войны), то ли принципиально изменился противник (или его количество)…
В якобы благополучном будущем в ходу тоже принципиально новое — энергетическое — оружие. Неплохое, кстати: каменные колонны режет, как нож — масло. С одного импульса.
Впрочем, силовое поле, показанное Полиной, убедительно противостоит бластеру. Удобная штука! И двигаться не мешает, и видимым становится только когда по нему бьёт бластерный импульс… мечта, а не бронежилет! Судя по тому, что его спокойно применяет рядовой научный сотрудник, в будущем такое поле не воспринимается как избыточная, лишняя защита, а  соответствует возможной опасности.
Во-вторых, прелюбопытнейшее транспортное средство — флип. ФЛаер Индивидуальный Пассажирский. В качестве городского транспорта — штука спорная. Конструкция предельно небезопасная: открытые дверные проёмы у летательного аппарата, поднимающегося на несколько десятков метров, чего стоят. И ведь при том флипами пользуются даже младшеклассники!
А теперь внимательно приглядимся к модели. Круговой обзор — можно, конечно, предположить, что с экскурсионными целями, но отсутствие дверей и даже ремней безопасности делает флип неисчерпаемым источником работы для травматологов и патологоанатомов. Высоченный подголовник — а тут иного варианта, кроме как защищать шею при перегрузках, что-то не придумывается. Но перегрузки — это не пассажирский режим, а экстремальный. Например, боевой. И как раз для боя отсутствующие двери и ремни становятся не минусом, а конструктивным бонусом: не за что зацепиться, когда прыгаешь с парашютом.
Кроме того, флип выглядит крайне дешёвой машиной, он невольно вызывает ассоциации с По-2 времён второй мировой. Такие «лётные единицы» — одна из стратегий, позволяющих сохранить присутствие в воздухе даже когда нормальное авиастроение уже не по силам перегруженной промышленности. А после победы сотни тысяч флибов (ФЛаер Индивидуальный Боевой) отправлять в переплавку сочли нерентабельным и, наскоро переоборудовав, передали в парк пассажирского транспорта. Благо, пользоваться ими умел уже почти каждый.
В-третьих — биороботы. Задумчивый шахматист и романтик Вертер на самом деле может рассказать о будущем довольно многое.

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

Что мы о нём вообще знаем? С одной стороны, это явно устаревшая модель с шаркающей походкой паралитика, судя по всему, не способная передвигаться быстрее хромой черепахи. Впрочем, для уборщика-администратора прыти и не требуется. Однако Вертеру не хватает ресурсов даже на выполнение прямых обязанностей. Если рядом с ним разговаривают, он не может сосредоточиться на фиксации данных, переписать страницу для него — отчётливый труд… И говорит странно: достаточно богатый, грамотный язык — но при этом речь замедлена, хоть и не затруднена. Смех вообще звучит не по-человечески.
С другой стороны, в том, что касается интеллектуальной сферы — и даже эмоциональной, — у Вертера всё гораздо лучше. Правда, встроенных баз данных в нём то ли вовсе нет, то ли объём их урезан: «А-ри-сто-фан или А-ресто-фан?» — интересуется биоробот у прибывших. Система распознавания при инвентаризации запредельно неэффективна (правда, не ясно, говорит это о Вертере или об упадке программирования). Но при этом — поэзия, музыка, шахматы…
Вертер явно способен испытывать радость и раздражение, симпатию и печаль, тоску и жажду приключений. У него есть чувство юмора — пусть и своеобразное. Он чувствует чужой страх — и понимает, когда лгут, а когда говорят правду (возможно, лучше, чем люди). Он способен выбирать между любовью и долгом. Сам Вертер говорит: «При моей впечатлительной натуре и тонкой электронной организации я должен был быть поэтом».

Алиса Селезнёва и постядерный мир будущего. Гостья из будущего, Теория, Длиннопост

«Простого мусорщика» даже бластер не сразу берёт

С третьей стороны… Слух у Вертера прекрасный — он безошибочно определяет, куда за его спиной идёт Мария (при том что девушка, только что прибывшая из каменного века, двигается легко и плавно). Шаркающая походка может сменяться бесшумной (ещё и с подстройкой под шаг впереди идущего) — даже настороженный Коля Герасимов приближающегося к нему сзади биоробота не услышал. Прыгать, кстати, Вертер тоже может — хоть бы изображая гитариста.
Без усилия он хватает двух пиратов и вертит их в воздухе. При этом никаких травм (кроме разве что синяков) Вертер пиратам не наносит — хотя, похоже, мог бы разорвать их пополам голыми руками. С тонкой электронной организацией внутри. И главное: помните, как бластер одним выстрелом обрушивает каменные колонны? Старый биоробот, сам про себя говорящий то «пора на отдых», то «пора на свалку» (не синонимы ли это?), выдерживает пять попаданий — и только шестое оказывается фатальным!
Получается, перед нами родной брат Терминатора. Устаревший робот, вступающий в бой с меняющими облик существами, чтобы спасти мальчика из двадцатого века, — где-то мы это уже видели… Неудивительно, что рационалистическое общество нашло применение не только дешевым авиеткам-флипам, но и музейному экспонату — списанному боевому андроиду.
А что паралитик, так пристроить вчерашнего робота-убийцу в музей — дело хлопотное. Надо поставить много блоков. Программных — на непричинение вреда человеку, и физических — ограничивающих скорость, манёвренность, человекоподобность… Пираты, что характерно, «старую консервную банку» узнают с первого взгляда и не уверены в своей безопасности рядом с ним. Похоже, они знают больше, чем мы.

Найдены дубликаты

+30

Получается, перед нами родной брат Терминатора. Устаревший робот

Иллюстрация к комментарию
+14

В своё время с удовольствием перечитал цикл "Приключения Алисы."  Всего 52 произведения... https://ru.wikipedia.org/wiki/Приключения_Алисы

+36
Иллюстрация к комментарию
+10

Булычев, как привет из счастливого детства.
мы даже дочь Алисой назвали, в честь Гостьи из Будущего)

раскрыть ветку 7
0
Пересматриваю иногда, скучаю по детству. Когда-то детям показал, теперь вместе смотрим.
раскрыть ветку 5
+2

а мы читаем. дочери очень нравится. а на днях в тысячный раз пересмотрели "Тайну третьей планеты"

раскрыть ветку 4
0
Иллюстрация к комментарию
+5

ХЗ читал года 3 назад гдето, в бояне обвинять не буду, назову классикой красивой конспирологии.

+5

Человечество рассеяно по галактике.Всё.Через тысячу лет уже галактика ,а не Земля будет перенаселена,но это только через тысячу лет

раскрыть ветку 1
+13

Когда у твоего прапрапрапрапрапраправнука отключат горячую воду летом, посмотрю как ты фейспалмить будешь с того света.)

+13
А ссылка на источник? Эта "теория" давно известна ))) много притянуто за уши, много неточностей.
раскрыть ветку 4
+27
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+7
Анимэ было бы шикарное
раскрыть ветку 1
+1
Иллюстрация к комментарию
+4
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
+4
Когда один из пиратов прикинулся инопланетяниом, какой-то филолог предложил поговорить с ним на его родном языке и стал издавать звуки, которые человек ни при каких обстоятельствах не воспроизведёт. Без имплантации голосовых устройств человеку(а может и инопланетных органов) не обошлось.
раскрыть ветку 1
+1

Ну не "какой-то филолог", а, собственно, профессор Селезнев.

+3
Иллюстрация к комментарию
+3
Вот это анализ!
раскрыть ветку 1
+2

Клингоны побеждены, инфа 100%

+3
вроде Бойцового Кота из «Парня из преисподней».

Перечитывать теперь... Какая-же годная вещь!

+4

Мне вот этот вариант "Прекрасного Далеко" понравился, мрачновато, но пробирает:

https://www.youtube.com/watch?v=ScLwo2KWtVI

раскрыть ветку 7
+8

Мне больше версия Клима Жукова нравиться - https://www.youtube.com/watch?v=6jl4m4KexsM

раскрыть ветку 5
+5

Почти два часа, ты издеваешься!)) На тебе с таймингом https://youtu.be/6jl4m4KexsM?t=3709

наверное сам то не нашел))

раскрыть ветку 2
+2

У Диденко тоже был разбор, вроде как.

раскрыть ветку 1
0

Ух ты, ещё кто-то кроме меня про Виса помнит... приятно удивлён :)

+1

я это еще во времена диал-апа читал

0
Этой статье лет 14 минумум)))
0
Как тебя оттуда выпустили, и с какой целью?
0
О войне с пиратами очень хорошо сказано в других книгах. Хоть и вскользь. А анализ на полноценный гримдарк затягивает. Как там, в далеком будущем все очень-очень плохо)
раскрыть ветку 1
+2

"40 000 способов подохнуть"©

0

Даешь постапокалиптический римейк Алисы в стиле сейнен аниме :)

раскрыть ветку 1
+3
Зачем ремейк?Можно экранизацию других книг. Как пример путешествие под землю, и встечу с неандертальтами (ну или около того). Или планета на которой водятся невероятные звери, у самой планеты нет нормального названия, да и она вообще живая
0

с такой точки зрения я не смотрел.... Волосы встали дыбом.

0

читала на пикабу переосмысление простоквашино, название точно не помню, что-то про большой дом. может, кто-то запилит серию про войну в алисином мире? и ещё: вам не кажется, что машина времени была изобретена потому, что человечество слишком малочислено, оно вырождается и им необходима "свежая кровь"? как следствие войны.

раскрыть ветку 2
0

Большой Дом это переосмысление Простоквашино во вселенной Лавкрафта, по словам автора.

раскрыть ветку 1
0

а здесь можно сделать переосмысление алисы во вселенной сталкера. идея мне кажется интересной.

0
Я её смотрел по воскресеньям)
0

Я всё жду когда Лукьяненовские космооперы экранизируют)

раскрыть ветку 10
+9
Учитывая, что Пейсатель писал свои "космооперы" по мотивам Masters of Orion, вам к Уве Боллу.

Из трилогии "Глубина" в теории мог бы получиться годный клон GitS. Но братья Вачовски успели раньше.
раскрыть ветку 1
+4

У него не только линия грёз существует) А Диптаун - любая соцсеть сейчас)

+7

Б-ги, черновика чтоли мало было?

раскрыть ветку 5
+1

Над черновиком поржал) Но это не космос.

раскрыть ветку 4
+1

Боже упаси

0
Было бы круто
-1
А не "Сто лет тому вперёд"
раскрыть ветку 1
0

Такой вариант названия точно был, т.к. у меня она в печатном виде именно под таким названием на полке стояла.

-2

Очень слабо.

-2

Ну, теперь жду от Карена разоблачения звездных войн, в которых звук в космосе распространяется

раскрыть ветку 2
+5

Этой статье лет 15

раскрыть ветку 1
+2

Так тем более, уж поди написал :)

-3
Вообще-то книга называется "Гость из прошлого".
-5

СПГС во всей красе!

раскрыть ветку 5
0
Это фанатская теория. К спгс не имеет отношения.
раскрыть ветку 4
+1

Фанатская теория, которая оценивая последствия скромного бюджета фильма на спецэфекты и актёров, а также тезисы о массовой физкультуризации страны (в будущем), делает вывод о кровавой войне, малолюдном будущем после войны, детях-солдатах? О том, что Алиса - ветеран спецназа?


В советское время такая херня никому не пришла бы в голову!

А ведь именно тогда это и снималось и оценивалось. И люди видели в Алисе и её способностях - победу в будущем социализма/комунизма. Работают роботы, люди развиваются культурно и физически.


А весь этот бред про 11-летнюю солдатку (на основании лишь физической силы и  прыжков из окон!) - это чистый и не прикрытый "поиск глубинного смысла" на теме рефлексии по развалу СССР (а больше по снижению уровня жизни) в 90-х!

раскрыть ветку 3
-6

Какая война? все гораздо проще, фильм был снят в ссср, а в будущем должен был победить коммунизм, и все в будущем должно быть солнечней и круче, я сам  в это верил....

раскрыть ветку 1
+4

Как связано ваше высказывание и этот пост? Я даже с третьего раза не понял что вы пытаетесь сказать.



А статья годная. Многое очень верно подмечено

ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: