Адский рай или как я провела свое 8-летнее лето. Часть 3
В начале предыдущей статьи писала, что мы поселились недалеко от школы. Про школы на Фиджи тоже можно рассказывать долго и много. Никто из детей языка не знал (учеба проходит на английском, на фиджийском и хинди они разговаривают только между собой) и было принято решение отправить детей в небольшую частную школу английского языка для иностранцев, типа как репетитор с группой. Из рассказов детей мы поняли, что там они ничему не учатся, так как вместе с ними учились и местные ребятишки, которые не умели ни говорить, ни писать, ни читать ни на своём языке, ни на английском. И моим детям не особо то и уделяли внимание.
Потом мы обратились к знакомому фиджийскому учителю английского языка и попросили его поработать в качестве репетитора. Походили дети к нему месяц-другой и поняли, что это бесполезно, ибо сам он знал не больше моих детей, которым просто требовалась практика в общении.
Исходя из этого мы отправили их в американскую интернациональную христианскую школу, которая и была недалеко от съемного домика. Во-первых, все интернациональные школы ничему не учат детей. Во-вторых, они очень дорогие. Зато у них есть бассейны. Единственное их достоинство. Почему ничему не учат? Опять же, из рассказов сына, как проходили его занятия - приходили с утра, строились в главном зале, директор читал им псалмы (их хлебом не корми, дай библию почитать, в любом письме в конце пишут какую-нибудь поучительную цитату из библии) и разводил на занятия. Далее самое интересное - заводили их в классы, сажали за компьютеры, включали им специальную интерактивную программу, в зависимости от предмета и они сами читали предлагаемые лекции и в конце лекции решали тесты по уроку, если решил на "2" (система оценивания в баллах от 0 до 100), то включают заново - решай по-новой. И так каждый день.
Потом был обеденный перерыв, на котором можно было купить школьный обед, либо прийти со своей едой. Я обычно готовила детям ланч-боксы, как они их называют. Этакие американские пакет с завтраками, только вместо типичных бутербродов с арахисовой пастой я готовила привычные нам всем блюда. Затем был всеобщий сбор в актовом зале, где их любимый лысенький директор мистер Прашад (полу-фиджиец, полу-индус) читал им библию. Кстати каждый ученик должен был иметь библию. Нам они даже предлагали их купить по 10 баксов за штуку, кхм, без комментариев.
Так же каждый ученик был обязан приходить по форме. У каждой школы она своя. Плюс ко всему на нагрудном кармане должен быть пришит логотип этой самой школы. Обычно его дают вместе с формой и пришивают за отдельную плату.
По стоимости выходило очень дорого, а качество обучения - никакое. Единственное, дети пожили среди сверстников и начали разговаривать на английском. Позже мы переехали за город в район Малоло. Довольно неплохой район с двумя школами и одним колледжем, типа как старшая школа. В начальной (primary school) дети учатся до 5 класса, затем переходят в среднюю школу (secondary school), учатся там до 8 класса и с 9 по 13 класс учатся в колледжах. Далее либо поступают в местный университет, либо едут учиться за границу, либо устраиваются работать в магазин к своим родителям.
Еще одни наши русские знакомые отправили своих детей в более популярную интернациональную школу, где обучение уже было по канону (в классах с учителем), но образование оставляло желать лучшего. Единственное чему они учатся в этих школах, так это общению. И то, потому что ситуация вынуждает.
Своих же детей мы потом перевели в бесплатную для местных районную школу в 10 минутах от дома, для нас же цена была 10 долларов за один триместр. Начало года у них выпадало на февраль и заканчивалось где-то в конце ноября. Уже не помню как распределялись каникулы и триместры. Как я понимаю система обучения у них британская.
Проходит пару месяцев, как мои дети уже спокойно общаются с местными ребятами, как взрослыми, так и детьми. Преподают им общие предметы на довольно слабом уровне, ориентированном на недалеких местных, что уж тут поделать, совершенно разный склад ума. К примеру, учатся они 13 лет, таблицу умножения проходят в классе 6. Дроби так вообще начинают брать только к классу девятому. Что уж говорить об остальных предметах. Физика, химия, биология и естествознание у них объединено в один предмет - Basic Science. Есть еще такой предмет как Social Science - что-то типа социологии в совокупности с историей Фиджи. Отдельно идут математика, физкультура, уроки музыки и рисования.
Учебным процессом дети были довольны и жаловались только на то, что они все знают. Школе я не доверяла и сама занималась с ними дома по нашей школьной программе. Благо перед уездом собрали контейнер с вещами и моей личной библиотекой + специально закупили учебники. В общем, образованию на Фиджи доверять нельзя, ибо сами учителя не особо шарят в этом всем. Было очень много случаев распрей с учителями, где они толком не могли доказать свою точку зрения моим детям, когда они задавали вопросы. Приходили потом ко мне, спрашивали и на следующий день рассказывали учителям, чем сильно их удивляли.
Система обучения была довольно интересной для учеников. Были придуманы определенные задания по каждому предмету, за которые ученик получал баллы и в конце года суммировали эти баллы к основному экзамену. Задания назывались CBA (Class Based Assessement) и были очень элементарными. Например, слепить из теста модель атома или нарисовать агит-плакат против СПИДа/наркотиков/курения, написать стихотворение или эссе, сделать подделку из бумаги и все в таком духе.
Еще одним любимым заданием была инсценировка. Брался какой-либо сюжет на определенную тему и ребята должны были поставить небольшую нравоучительную сценку. Как-то задали придумать сценку ко дню борьбы со СПИДом. В этот день они носили красные ленточки, проводили всякие мероприятия, это у них прям больная тема. И вот, ребенок в растерянности - мама выручай. Придумали сценарий, подготовили реквизит, отрепетировали и вперед, с песней!
Сценка заключалась в том, что к Богу (костюм - белая простыня и борода из ваты) приходит один из апостолов, рассказывает ему о проблемах на земле и упоминает про СПИД, мол, все распространяется и распространяется. Бог злится на людей, мол, я же им уже и презервативы дал, что им еще нужно? И в порыве злости отбрасывает шар из папье-маше в виде земли. Апостол ему сообщает, что он только что уничтожил землю, Бог делает удивленное лицо, занавес. С этой сценкой он выступал почти на всех собраниях ко дню борьбы со СПИДом. С оригинальностью у них явно проблемы и мы со своими подделками, плакатами и сценками были чем-то экстраординарным для них. Ну, главное, что детям было весело.
Отдельная тема с родительскими собраниями. Они не похожи на наши, вообще никак. Как это происходило: собирали всех родителей, весь преподавательский состав, каких-нибудь родственников, которые работали в министерстве образования и устраивали целую церемонию. Сначала по традиции награждали высокопочтенных граждан венками и грамотами за то, что они есть. Потом выходил директор школы (обычно индус), толкал длинную речь на двух языках (английский и хинди), затем предоставлял слово заму, учителям, старостам и т.д. и т.п. О чем говорят? Да ни о чем, хлебом их не корми, дай у микрофона постоять, да что-нибудь рассказать. Тут уже обходится без библейских текстов.
Опять же, рассказывать можно долго о всяких мелочах, если что интересно - пишите в комментарии об интересующих вещах, буду писать отдельные посты. А пока...
Продолжение следует...