Внутренний Критик и Внутренняя Поддержка

Внутри каждого человека есть собирательный образ Критикующего и Поддерживающего родителей. Представьте себе, что Ребёнок что-то рисует и сравните две фразы, сказанные родителем ребёнку в ответ на его трудности.


1. "Что там у тебя опять не получается! Ладно, давай я доделаю — а ты смотри!"


2. "Ты переживаешь? Смотри, как вот тут у тебя хорошо вышло. А здесь тебе чего хочется? Давай вместе. Я покажу. Попробуй теперь сам(а)."


Вроде бы обе фразы сказаны с заботой и желанием помочь. Но в первой фразе можно услышать "я в тебя НЕ верю", "ты НЕ можешь"; во второй же, наоборот "я верю, что ты справишься" и "ты можешь даже больше".


Попробуйте сейчас представить себя на месте этого ребёнка. Какой из двух вариантов общения даёт вам стимул к действию, к дальнейшим поискам, к развитию?


Критикующий Родитель — это собранные в нашем психическом опыте запреты, оценочная критика, санкции, предубеждения, упрямство, шантаж, взятие "на слабо", неприятие критики или возражений в свой адрес, отвержение инаковости.


Поддерживающий Родитель — это забота, конструктивные советы и предложения, поддержка, покровительство, сотрудничество, безусловная любовь, вера в способности и возможности, как свои, так и других людей.


Критикующий родитель "включает" в нас Раненного ребёнка — того, который неуверен в себе, в своих силах, закрыт, замкнут, ограничен, испуган. Ребёнок чувствует, что не справился, чувствует вину, досаду, разочарование. Хочется ли ему продолжать рисовать? Хватит ли ему смелости пробовать что-то новое, где, по его мнению, есть риск не справиться?

Внутренний Критик и Внутренняя Поддержка Психология, Моральная поддержка, Длиннопост
Поддерживающий родитель "активизирует" Свободного ребёнка — того, который творит, создаёт, стремится, хочет, желает, умеет радоваться жизни и выстраивать с миром доверительные отношения. Это ребёнок, который чувствует свою самоценность — т.е. ценность себя, как личности, независимо от результатов своей деятельности. Он легко и открыто эксперементирует, пробует, ищет, общается.
Внутренний Критик и Внутренняя Поддержка Психология, Моральная поддержка, Длиннопост

Забота Критикующего Родителя оборачивается ощущением неполноценности у ребёнка. Он все время ДОЛЖЕН! Часто бывает, что мы холим и лелеем внутри себя Критика — ведь он хочет для нас как лучше. И он, правда, хочет! Но что же он реально может? Я бы сказал, его стимулы хороши для забегов на короткие дистанции — он даёт результат, но очень сильно поглощает силы и энергию. Это крайне дорогое "топливо". Критикующий родитель — это сила КОНТРОЛЯ. А контроль имеет оборотную сторону — ОГРАНИЧЕНИЕ. И чем сильнее самоконтроль, тем сильнее ощущение ЖЕРТВЫ внутри.


Если же вы хотите бежать по жизни с ощущением СВОБОДЫ, с чувством, что вы действительно живёте и любите жизнь, то вам стоит больше обращать внимание на своего Поддерживающего родителя. Да, он не станет гнать вас к результату — вы для него и без результата хороши. Но в его присутствии появляется энергия "МОГУ" — энергия СВОБОДНОЙ ВОЛИ. Вы делаете что-то важное для вас и ваших близких не потому что "должны" своему критику, а потому что вы так действительно хотите. И — парадокс — но энергия и силы прибывают, а не уходят.

Как перейти от теории к практке?


1) СБОР ДАННЫХ


Разделите лист пополам и подпишите две колонки "Поддерживающий родитель" и "Критикующий родитель". Выпишите ситуации, когда вы проявили по отношению к себе или к другим того или иного родителя. Это можно сделать сразу, но лучше это делать в течение недели или даже месяца.


2) ОСОЗНАНИЕ


Пройдитесь по всем ситуациям в одной из колонок и попробуйте понять, какие чувства в них преобладают. Насколько вам комфортно или дискомфортно в этих ситуациях? Затем сделайте тоже самое со второй колонкой. Сравните свои ощущения и почувствуйте хотите ли вы изменений и в какую сторону.


3) ОТСЛЕЖИВАНИЕ

Наблюдайте за собой в течение дня. Попробуйте начать ловить себя "с поличным". Когда в вас включился КРИТИК? Когда заработала ПОДДЕРЖКА? Не спешите менять себя — для начала просто смотрите. А пост-фактом обдумайте, как изменилась бы ситуация, если бы ей занялся другой родитель.


4) ИЗМЕНЕНИЕ

Это именно ПОСЛЕДНИЙ пункт. Он тем лучше получится, чем меньше вы будете себя торопить и чем качественней пройдёте остальные. Задача предыдущих этапов — создать МОТИВАЦИЮ и смоделировать НОВЫЕ РЕАКЦИИ на привычные ситуации. На этом этапе вы начинаете пробовать реагировать в ситуациях по-другому. И тут главное не критиковать себя за неуспех — это ловушка. Важно применять Поддерживающего родителя в первую очередь к себе. И тут мне хочется вернуть вас к началу статьи: "Ты переживаешь? Смотри, как вот тут у тебя хорошо вышло. А здесь тебе чего хочется? Давай вместе. Я покажу. Попробуй теперь сам(а)."

Внутренний Критик и Внутренняя Поддержка Психология, Моральная поддержка, Длиннопост

Автор: Олег Качан. Опубликовано на b17.ru.

Психология | Psychology

20.1K постов59.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Животрепещущая тема...

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я критик.

Обидно, да...

Автор поста оценил этот комментарий

Интересно подобная чушь хоть кому то когда нибудь помогала? Просто веселая ситуация - ты объективно можешь быть говном косоруким, но с помощью листика и ручки будешь пытаться себя убедить в обратном. Дескать нет, все норм - надо просто проще к себе относится. То есть по сути это может подействовать только на людей внушаемых - у которых то скорее всего проблемы и не было. А вот для людей с адекватной оценкой реальности - подобный прием как раз таки только даст дополнительные поводы не особо любить себя. Фактически же реальный выход из подобных ситуаций только какое никакое, но самосовершенствование. А если это не достигается - то здравствуй естественный отбор, он как раз для этого и существует.