Сюрпризы американского высшего образования

После бесконечных обсуждений и споров с друзьями-педагогами возникла идея запилить пост про систему высшего образования в Америке (ибо без пол литра не разберешься, а тема интересная).
Итак, после пяти лет специалитета в гос.вузе России и трех лет работы преподавателем в alma mater понесло меня в США, улучшать английский, который я тогда и преподавала. Вакансия подвернулась - сказка! Элитному невъ*бенно дорогому колледжу требовался teaching assistant по русскому языку. Должность у меня была гибридная, не то преподаватель, не то вожатая, не то студент, так что и впечатления смешанные =)  
Итак, первые сюрпризы: все документы можно и нужно (!) отправлять по электронной почте.

Если на документе должна быть подпись - отскань и отправь, а бумажки твои нафиг никому не сдались, мы тут бумагу экономим. Экономим, кстати, не из финансовых соображений, а будучи экологически-сознательными гражданами. Нет тут маразма с беготней по кабинетам в поисках бухгалтера - начальника УМО - начальника отдела кадров - инженера по ТБ и снова бухгалтера. Оформляют всех местные кадровики из Human Resources - аналога отдела кадров. Кстати, они же начисляют зарплату, квиточки можно посмотреть в личном кабинете. Аккаунт создается универским IT отделом, сохраняется на всем протяжении учебы/работы и дает доступ не только к личному кабинету, но и к библиотеке, расписанию и проч.и проч.

Сюрприз второй и тоже приятный: никаких программ. От слова "вообще". И стандартов тоже, кстати, никаких. Кафедра работает как независимое научное подразделение. Хочу читать курс по Достоевскому в следующем семестре - пожалуйста! Захотелось про Салтыкова-Щедрина - не вопрос! Про русскую космонавтику встетерилось - ради Бога, вперед! К началу семестра определись, что именно читать будете и какие вопросы обсуждать (примерно), и в путь. В языках делается примерная (очень примерная) программа на семестр, и более подробная - на каждую неделю (максимум - на две). Надо было видеть глаза профессоров, когда я заикнулась про программы по дисциплине на пять лет вперед.

Сюрприз третий: мотивированные студенты. Зверски. Нечеловечески мотивированные. Причин несколько: во-первых, при той цене за обучение, что они платят, не учиться просто неприлично. Если сам берешь кредит на образование, надо стать хорошим специалистом и найти высокооплачиваемую работу, чтобы его потом выплачивать (хотя все равно лет на 10-15 выплаты растягиваются). Если платят родители - лень откроет перспективу огребения знатного волшебного пенделя. Вторая причина, думается, то, что специальность они выбирают на втором курсе. Первый - чем хочешь, тем и занимайся. Научрук, он же мама-папа-нянька-бесплатный психолог-academic advisor с каждым студентом садится и решает, какие курсы есть смысл выбрать в этом семестре, что делать в следующем и т.д. и т.п. Хочу я стать славистом - Русская кафедра требует не меньше 3х лет занятий русским и поездку в Россию не меньше, чем на полгода (semester abroad), плюс пару доп.курсов по истории и культуре. В какой последовательности я ими занимаюсь - никого не волнует, в общем. Средняя нагрузка 4-5 курсов в семестр (и, поверьте, это до хе...много).

В общем, интересный там механизм, можно выбрать разные специальности и сделать себе индивидуальную программу. Иногда бывают отчень крутые сочетания, типа Нейрофизиология и Театр, или Психология и Арабский.

Ну, и третий момент: можно бросить курс в течение первых четырех-пяти недель (в разных вузах по-разному), и записаться на другой, если места есть. Это исключительно замечательно, ибо если я уже на первой неделе поняла, что курс или преподаватель мне не нравятся, или слишком много работы, физически не успеваю, или еще что - вообще не проблема все поменять. 

Пост получается длинный, так что буду заканчивать. Если понравится, могу рассказать подробнее про требования, выбор курсов, работу преподов, аспирантуру, мед.страховку, заключение брака, получение водительских прав, обучение РКИ and what not из первых рук.


На фотке общага
Рассказ мой, фотка моя, тег "мое"

Сюрпризы американского высшего образования Колледж, США, Преподавание, Русский язык, Teaching assistant
205
Автор поста оценил этот комментарий

Призыв в армию - это главная причина такого количества немотивированных студентов в России.

раскрыть ветку
26
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется дело в большей открытости и доверии. Поясню о чем я - в РФ в любом объявлении о приёме в ВУЗ в конце звучит фраза "выдаётся диплом государственного образца". Что это означает? А как раз это и означает, что необходимо следовать государственной инструкции - составлять учебный план, включать в курс обязательные предметы и т.д. И все выбирают именно такие ВУЗы, т.к. в дальнейшем работодателя это будет интересовать. Там получается другая система - у тебя диплом Массачусетского технологического? - Велкам! Признает государство MIT или нет не имеет никакого значения, т.к. образование от этого ни хуже ни лучше не станет. MIT и без госаккредитации вызывает доверие.
Ну и конечно это следствие длительного естественного отбора - сомнительные ВУЗы отвалились, приличные остались. В итоге для них репутация стоит дороже, чем коррупционные возможности.
раскрыть ветку
79
Автор поста оценил этот комментарий

В данный момент заканчиваю бакалавриат в США, решил подкинуть немного дополнительной информации:

1) Обучение, грубо говоря, делится на две части: Lower/Upper division courses.

Lower division courses -- подготовка к специальности + общеобразовательные предметы (на выбор, по несколько курсов из разных категорий). Основной фокус на то, чтобы к началу подлежащего обучения по специальности иметь очень крепкий фундамент знаний. Если специальность по науке, то обычно немного теории и очень много практики.

Upper division courses -- это курсы на которых люди уже начинают серьезно заниматься предметами, нужные для специальности. За счет того, что у студентов хороший фундамент знаний, материал преподносится очень быстро и довольно эффективно.

То есть, например, для определенной специальности будет набор курсов, которые нужно закончить, перед тем как к ней приступить. А после, набор курсов, которые нужно закончить, чтобы получить корочку.

Обычно, сначала заканчивают lower division курсы, а потом берутся за upper division. Но можно и вперемешку. И вообще можно забить на upper division и брать эквивалентные курсы, которые предназначены магистрантам, и засчитать их себе в аттестат.

2) Можно получить несколько вышек одновременно, все что от вас требуется, это закончить требуемые курсы. Есть свои нюансы, но две вышки закончить довольно реально, особенно если предметы перехлестываются. Можно еще получить minor, что-то типа мини вышки/специализации. Например, можно получить бакалавр по специальности компьютерные науки и minor в лингвистике.

3) Для получения бакалавра защищать диплом, как у нас, не нужно.

4) По своему опыту скажу, что предметы в хороших Российских вузах преподаются лучше и скорее всего в России вы получите образование получше, если предполагать что вы будете усердно учиться. Да и защита диплома нехило помогает при подаче в магистратуру/аспирантуру зарубежом. В двух словах, за бакалавром зарубеж ехать учиться большого смысла не вижу, если вы и далее планируете обучаться. Это так, к слову.

раскрыть ветку
36
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
9
Автор поста оценил этот комментарий

про братства расскажи

Иллюстрация к комментарию