Ребёнок-россыпь
© Ross W. Greene PhD, The Explosive Child, 1998
© О.В. Бермант-Полякова PhD, авторизованный перевод и примечания, 2016
Предыдущие посты по тэгу http://pikabu.ru/tag/ребёнок-россыпь
ГЛАВА 3 (окончание)
Импульсивность
Дети с СГДВ печально известны дезорганизованным, беспорядочным поведением, его ещё называют двигательной расторможенностью, и слабым импульс-контролем, его ещё называют импульсивностью. Импульсивные дети, с которыми я работал, были разными. Одни были импульсивны на словах, другие были импульсивны в действиях, третьи были импульсивны в чувствах. Первую группу я условно назвал "выпаливающие "Нет!"". У таких детей срывается с языка "нет!" каждый раз, когда кто-нибудь просит их сделать что-нибудь.
Восьмилетний мальчик с СГДВ и синдромом Аспергера, который приходил в мой офис раз в неделю, знал, что первые десять минут сессии будут заняты моим разговором с его матерью. Мальчик в этом время играл в комнате для ожидания, и знал, что через десять минут я приглашу его войти в мой кабинет, чтобы играть в игру. Ему нравилось бывать в кабинете больше, чем играть в моей комнате для ожидания, однако каждый раз, когда я открывал дверь и говорил : "О'кей, Том, теперь твоя очередь, входи", он выпаливал в ответ "Нет!" Приблизительно через 30 секунд без каких-либо дополнительных слов с моей стороны он входил в мой кабинет. Его импульсивное высказывание "Нет!" было способом совладания с ситуацией приглашения. Это был его ответ на необходимость выбирать, как отреагировать на приглашение. Для меня скоропалительный ответ "Нет!" Тома означал, что так он даёт людям знать - ему нужно время, чтобы отреагировать подходящим образом.
Вторую группу детей я условно называю "делающие одно и то же". Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, редко настолько просты, что имеют одно прямое простое решение. Большинство проблем многоплановы и имеют разные варианты решений. Другими словами, большинство проблем быстро и просто в одной действие не решаемы. Ребёнок, который откликается на стимул стереотипным действием, располагает "ограниченным репертуаром" действий. Из-за малого объёма оперативной памяти он предвидит одно-два ближайших действия, а не пошаговую последовательность четырёх-пяти действий, не прогнозирует, что его действие окажется неадекватным ситуации, и затрудняется понять, что он сделал не так. Он либо сразу лезет в драку, либо извергает ругательства, либо бросает вещи, - даже тогда, когда способен представить другой способ реагирования и решения проблемы или прочесть о нём.
Дефицит оперативной памяти
Оперативная память (или рабочая память, working memory, может быть словесной, образной и памятью на физические действия) помогает нам решать многоуровневые задачи. Вы решаете многоуровневую задачу когда ведете автомобиль, потому что вы смотрите на дорогу перед собой, обращаете внимание, не превышаете ли вы скорость, отслеживаете, что вокруг вас делают автомобили, слушаете радио, и думаете о делах, которые вы запланировали на вечер. Трудности с оперативной памятью выглядят так: этот ребёнок "способен держать в уме только одну-единственную мысль". По аналогии с работой за компьютером, это пользователь, который умеет открывать только одно "окно" и умеет работать только в одном компьютерном приложении.
Джек, четырнадцатилетний мальчик с СГДВ, который выкрикивает ответы на уроках, пояснил мне: "Если ждать до тех пор, пока меня спросят, я забуду, что я хотел сказать. А если пытаться помнить, что я хотел сказать, я не улавливаю о чём идёт обсуждение вокруг, которое продолжается. Когда я говорю ответ сразу, получается лучше всего, - если ждать, я или не знаю что отвечать или даю ответ, который давно уже никому не нужен".
Дети, чей объём оперативной памяти мал, обычно ведут диалог, где честно сообщают родителю о своём затруднении:
Родитель: Я сегодня немного спешу. Заканчивай свой завтрак, клади тарелки в раковину и приготовься к школе.
Ребёнок: Но я ещё не доел.
Родитель: Почему бы тебе не захватить яблоко или что-нибудь еще. Давай, поторопись! Я должен забросить кое-что на почту по пути!
Ребёнок: Я не могу сделать этого!
Родитель: Ты не можешь сделать что? Почему ты всегда делаешь это, когда я спешу? Только в этот раз не мог бы ты, пожалуйста, сделать то, что я говорю без спора?
Ребёнок: Я не знаю, что делать!
Родитель: Я только что сказал тебе, что делать! Не раздражай меня сегодня!
Ребёнок: (истерика).
Ребёнок, который затрудняется переключать внимание и мышление, работает медленно. Ему нужно время, чтобы перейти от одного открытого окна в компьютере к другому.Ребёнок, который НЕ имеет проблем с объёмом рабочей памяти и НЕ затрудняется переключать внимание и мышление, работает - продолжая аналогию с компьютером, - в нескольких программах одновременно. На его компьютере открыто приложение "определение проблемы". Он открывает файл и начинает определять, что за проблема перед ним. Прежде чем решить проблему, вам нужно идентифицировать её. Вторая программа, которая открыта в отдельном окне, помогает ребёнку искать в архиве записей сведения о том, как он решал такие проблемы в прошлом, какие удачные и какие безрезультатные действия он совершал, чтобы решить такую же проблему раньше. Окно, где идёт идентификация проблемы, продолжает оставаться открытым, ведь оно необходимо для размышлений. Третья программа продолжает нить ваших рассуждений, вы сопоставляете прошлый опыт с сегодняшней ситуацией, в третьем окне программа ищет ответ на вопрос, какое из возможных решений этой проблемы будет работать лучше всего при существующих обстоятельствах? Естественно, нет смысла работать в окне прогноза, если вы не знаете, как определить проблему и как вы решали раньше подобные проблемы.
Ребёнок, у которого дефицит рабочей (оперативной) памяти, не способен работать в трёх окнах одновременно, и его процесс продумывания решения останавливается, компьютер "зависает".
Примечания ОВ
В тесте Векслера информацию об объёме рабочей памяти и способности переключать внимание и мышление дают два субтеста. Первый называется "Цифровые ряды", которые просят воспроизвести в прямом и обратном порядке, второй "Арифметический", где нужно решать в уме арифметические задачи. В психиатрическом клиническом интервью mini-mental применяется метод, просят от 100 вычитать по 7. Для детей существует упрощённый вариант mini-mental, называние букв алфавита в прямом порядке, отсчитывание от 20 в обратном порядке, отсчитывание от 1 до 40 через три единицы.
Эмоционально незрелый ребёнок, "ужасный двухлетка", испытывает в ситуации "зависания" острейшее чувство досады, его восприятие теряет границы, в том числе и границы дозволенного и недозволенного поведения, и он "рассыпается". Кричит, ломает карандаш, рвёт тетрадь, пинает ногой учителя и т.д.
Рассыпание
У некоторых людей существует способность диссоциации, отделения эмоций от мыслей, в психологии это иногда называют психологической защитой "изоляция аффекта", навык бесстрастного, холодного, безэмоционального взвешивания альтернатив. Навык изоляции аффекта позволяет тренированным взрослым рационально и логически обдумывать решения проблемы в стрессовой ситуации. Дети не умеют сознательно "отставлять в сторону эмоции". Они эмоционально вовлекаются в стрессовую ситуацию и не могут начать думать ясно, пока не выплеснут чувства в крике, плаче, агрессивном действии, не отреагируют их в оскорблениях или самоповреждающем действии. У детей может быть в голове готовое знание о том, как решается проблема (вне стрессовой ситуации, в спокойных условиях они могут продемонстрировать это знание в действии), но в момент, когда родитель сердится на ребёнка и эмоции накаляются, дети откликаются на эмоцию взрослых, вовлекаются эмоционально в стрессовую ситуацию и их мышление становится дезорганизовано аффектом. Вот как это выглядит в жизни:
Родитель: Пора заканчивать играть в Nintendo и готовиться ко сну.
Ребёнок, отвечая больше эмоциями, чем разумом: Черт возьми! Я прямо в середине важной игры!
Родитель: Ты всегда прямо в середине важной игры. Иди спать! Сейчас же!
Ребёнок: Чёрт возьми! Ты заставил меня провалить игру!
Родитель: Я испортил твою игру? Залезай в свою койку, пока я не испортил что-нибудь еще!
Ребёнок: (истерика).
Как демонстрирует этот диалог, ваша вспыльчивость и ваше желание настоять на немедленном выполнении вашего указаниям эмоционально "перегрузили" ребёнка. Он не смог выдержать нагрузку имеющейся досады (из-за происходящего в игре), отреагировать на изменение ситуации (ваше требование для него - новость) и справиться с новой досадой (вы не сочувствуете ему, вовлечённому в игру) и гневом на вас (из-за вас он отвлёкся и не смог уделить должное внимание игре). Управлять своими эмоциями он не может, думать рационально не способен, - в итоге отреагирует эмоции истерикой.
Я часто рассказываю детям-россыпям, их родителям и учителям, что терапия "рассыпания" преследует две цели.
Цель номер два: думать ясно во время фрустрации.
Цель номер один: оставаться достаточно спокойным, чтобы достичь цель номер два.
Мой не выпаливает нет, но особенно долго думает и в итоге если его поторопить с решением или действием то чаще слышу "я не знаю что тебе сказать", "я не знаю что мне делать", даже если как в примере поста решение уже подсказано, надо только его выполнить. Т. есть система подвисает, а меня это выбешивает очень часто, терпения кот наплакал, до истерики ребёнка не довожу, зато сама рассыпаюсь в агрессивных выпадах типа "да что ж это такое", просто констатация факта не возможности терпеть отклонения в своих ожиданиях.
Мне, кстати, как-то подсказали очень хорошую идею до последнего :) За 20 минут до сна - "тебе надо закончить игру, через 20 минут спать". Повтор через 10 минут и финальное - отправлять спать твердо и спокойно.
Метод попугая, в общем :)
за последнее и порвать можно)