Рассказ очевидца революции 1917-го (ещё жив, 104 года)

(c) George Zotov


Мое старое интервью с очевидцем революции 1917-го (мужик жив до сих пор, ему 104 года, дай Бог здоровья) - бароном Эдуардом Фальц-Фейном, по матери Епанчиным. Для общей справки - это тот человек, что пытался найти Янтарную комнату - своей целью он сделал возврат в Россию потерянных во время войны предметов искусства. Тогда мы с ним говорили о подробностях революции и эмиграции.


- Эдуард Александрович, как вы думаете: почему белая эмиграция рассеялась, как дым? Ведь после революции из России бежало 5 миллионов человек. В 30-х гг. XX века в Париже и Берлине были целые кварталы, где жили только русские.


- Я вспоминаю то время, и мне тоже грустно. Идёшь по улице в Ницце, все приподнимают шляпы, кругом только и слышно: «сударь», «извольте», «покорнейше благодарю». Но это для нас Россия - сказка из далёкого сна, а наши потомки ею не интересуются. Они родились за границей - и всё, русская душа погибла, она не живёт в чужой клетке. Моя дочь Людмила не знает по-русски ни слова: «Зачем, папа? Я всё равно туда никогда не поеду». Я в детстве рассказывал ей о России, наивно думал - кровь-то русскую не обманешь. Тяжело на сердце. Поговорить стало не с кем из эмигрантов - все померли. Один друг у меня остался, князь Трубецкой в Париже, но и тот уже, бедненький, ничего не соображает, каждое слово переспрашивает: «Что? Как? Повтори!»


- В Америке живут итальянцы, чьи предки приехали в Новый Свет в середине XIX века: они из поколения в поколение учат язык и даже женятся на своих. Про китайцев вообще не говорю. У русских же почему-то не сложилось.


- Вы думаете, мне это нравится? Целый народ эмигрировал - и исчез без следа. Но в Европе трудно жить обособленно, вот и размылись понемножку. Никто не собирался устраиваться надолго, все мечтали: скоро большевиков прогонят, поедем домой. То, что эмигранты годами не распаковывали чемоданы, - это чистая правда. Моя мама в Ницце тоже не стала открывать саквояж с лучшими платьями: «Зачем потом возиться, запихивать их заново?» Каждый день ложились спать с мыслью: ну всё, завтра-то уж точно Ленина свергнут, соберёмся - и на поезд до Петрограда. Разочарование пришло через несколько лет, и оно было жестоким: большинству суждено умереть здесь.


- Что вам больше всего запомнилось из революции?


- Удивительно, но за неделю до мятежа в Петрограде никто из дворян не пронюхал, что такое произойдёт. Разговоров на эту тему не было вообще. Мой дедушка по матери, генерал Николай Епанчин, был директором Пажеского корпуса, входил в свиту императора. Он пригласил нас в столицу погостить. Только приезжаем, через день - беспорядки, митинги, стрельба! Дедушка счёл, что на квартире будет опасно, переселил нас в отель «Медведь». Ночью ворвались вооружённые люди - они обыскивали гостиницы, искали «врагов революции». Мама отказалась открывать - те сломали дверь. Угрожая штыками, солдаты закричали: «Почему темно? Зажгите свет!» Мать крикнула в ответ: «У моих детей корь! Не входите, а то заразитесь!» Они тут же ушли.


Проведя бессонную ночь, мы бежали в Финляндию: в чём были, без денег и ценностей. Переехали в Германию и застряли там - ещё шла война. Берлин был переполнен русскими: удивительно, но немцы, наши враги, обращались с нами с сочувствием.


- На стене - картина, изображающая руины вашей усадьбы. Её сожгли?


- Дотла. Мне непонятна российская страсть к всеобщему разрушению. Однако какой хороший был дом! Почему революционеры не забрали его себе и не устроили там, скажем, детский сад? Сжигать - кому польза? Другом нашей семьи был Айвазовский, и в огне погибло десять его картин. Такова была ненависть людей - потому что мы имели всё, а они - ничего. Я вам скажу честно: на дворянах тоже лежит большая вина за революцию.


- Да, такое в последнее время редко приходится слышать.


- Но это правда. Вспоминается: еду я в красивой коляске на коленях у маменьки, такой весёлый нарядный барчук. А люди, работающие в полях, смотрят на нас тяжёлым взглядом. Меня воспитывали четыре девушки-гувернантки: англичанка, француженка, немка и русская. Несправедливо. Почему одна семья может позволить ребёнку четырёх нянь, а в деревнях крестьяне с голоду солому едят? Такое социальное расслоение в итоге и вышло нам боком. Большевиков, разумеется, невозможно оправдать за их жестокость. Но, увы, для революции были весьма объективные причины.


- Почему же дворяне не пытались улучшить жизнь народа?


- Ваш вопрос очень правильный. Уже в эмиграции я спросил дедушку: как же так? Ты был директором Пажеского корпуса, имел невероятные связи при дворе императора. Неужели ты не чувствовал - требуется что-то сделать, иначе такая политика погубит Россию? Дед вздохнул: «Я не знал, что люди так бедно живут. Я вращался в другом мире - балы, выпуски офицеров, званые обеды во дворце». И того, что назревает взрыв, никто не ощутил.


- Как вам жилось в эмиграции?


- Трудно. Но нам ещё повезло - в 1905 году, во время первой революции, папа сказал себе: «Эге! А ведь это может и повториться!» И купил домик в Ницце - на всякий случай. Правильно сделал, получается. Знаете, раньше Ницца была очень популярна среди русских, считалось шиком эдак небрежно упомянуть: «Я только что с Лазурного Берега… И что в нём находят?»


- Забавно порой повторяется история…


- И не говорите. Тогда купцы на набережной покупали открытку, доставая не гривенник, а сразу «подкову» пятисотрублёвок: сейчас так делают новые русские. 90 процентов шофёров такси в Ницце были из России. Улиц они не знали, ездили наугад, но всегда привозили по адресу! Брались за любую работу, «голубую кровь» никто не чтил: даже графы и князья вагоны разгружали. Дедушку страшно раздражало, что Россия стала называться «СССР». Он говорил: «Неужели, если бы коммунисты победили во Франции, то она поменяла бы своё имя? Нет, только у нас могут быть такие дураки». Но в 1980 году, впервые после революции побывав в России, я убедился: русские люди при любой власти остаются русскими. Они не изменились за время моего бегства. Легко забывают зло, гостеприимны и простодушны.


- Ваше мнение: есть ли у России возможность снова стать монархией?


- Исключено. Да, лично я обожаю императорскую семью. Но проблема в том, что в царском режиме не было справедливости. И раз не вышло у России иметь царя - то, по-моему, второй раз испытывать судьбу уже не надо.

4
Автор поста оценил этот комментарий

и снова захрустело французскими булками, сильвупле.

экий очевидец революции, право же. 5 годочков исполнилось на тот момент. в красивой коляске на коленях у маменьки, с четырьмя гувернантками, а вокруг крестьяне последнее сено доедают. революция предрешена, а в Ницце не айс.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно, кто должен был по его мнению "свергнуть Ленина", если они все сыбались по заграницам?
Да и судя по сегодня история с "купить на всякий случай домик в Ницце" повторяется.
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ключевая фраза в этом диалоге - я вращался в другом мире, сейчас всё до мелочей точно так же.

Люди получающие (не зарабатывающие) огромные, по нашим меркам, деньги - не понимают как так, человек в ипотеке сидит, неужели нельзя пойти и купить себе квартиру?


Или взять кредит, построить себе на него дом и потом всё быстренько отдать, а проценты, да сколько их там, тех процентов, с зарплаты отдам и всё.

Люди поднявшиеся в 90-е годы, стараются быстро забыть как они жили до этого, а те, кто и до того времени при кормушке жил, просто не думают что кто то может жить иначе. Посмотреть вокруг можно только для того, чтобы при плевке не попасть себе на штанину.


У меня есть друг хороший, который по долгу службы оказался недавно в глухой уральской деревне, когда вернулся, сидели пили водку, он мне сказал: Ты знаешь, а мы с нашими ипотеками, древними машинами, дерьмовыми работами и т.д. и т.п. ещё оказывается офигенно так живём, можем себе позволить раз в год слетать в тайланд или европу, а есть оказывается люди, которые думают как бы дров на зиму купить подешевле, да кто бы улицу почистил от снега, чтобы в магазин можно было сходить, хлеба раз в неделю купить.

раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий

104 года - в момент революции ему было 5 лет?
наочевидил, ага.
Понимаю, если бы на момент революции ему было бы ну хотя бы 14. в 5 лично я хотел кассету группы "Любе" и клал на политику и окружающий мир свой детский болт.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Всхустнулось