"Я дурак. Я неудачник..."

В своей работе репетитором столкнулась я с таким явлением, как подавление положительных черт школьников. Мне повезло работать с такими детьми, в которых есть мотивация и трудолюбие. Но их убедили в том, что этого нет.

Если каждый день ты только то и слышишь, какой ты неудачник – волей-неволей реально начинаешь в это верить. И так воспитанные любознательные дети замыкаются, считая себя отстающими учениками.


Оговорюсь, только, что речь не идет о таких кандидатурах, которые привыкли делать все из-под палки, да после пинка. К сожалению, с подобным мне тоже приходилось сталкиваться. Работать с ними нужно в армейском режиме: сделал – молодец. Не сделал – наказали. Я такое не очень люблю, хотя некоторые говорят, что с такими детьми проще. Типа они не принимают ничего близко к сердцу и шибко думать над подходом к ним не нужно. Ну не знаю…


Мои же нынешние ученики – дети с комплексами. И самое приятное – видеть то, как они расцветают, когда начинаешь эти комплексы выкорчевывать. Стоит мальчику или девочке понять, что хоть кто-то в него верит, что посторонний человек искренне хвалит его за маленькие победы, что за ошибки никто не будет орать и обзываться – юнец сбрасывает оковы неуверенности и реально начинает учиться лучше. Поэтому мои занятия с такими учениками проходят больше в стремлении вселить в них уверенность, чем нагрузить информацией. И только после этого любые знания начинают усваиваться с новой силой в удвоенном темпе.


Так мне удалось вывести несколько троечников на твердые четверки. Плюс – они научились выполнять домашние задания и школьные контрольные самостоятельно. То есть я могу заболеть на неделю, не беспокоясь, что результаты моих учеников тут же посыплются вниз. И все наши труды придется возвращать обратно. Нет! Все останется на своих местах. То есть эти дети учатся быть самостоятельными и знают, где и как добывать необходимую информацию.


Если же помимо снятия комплексов мне удается еще и интерес к предмету привить – то троечник выходит даже на пятерки. Поэтому мой лозунг всегда был одним: «Было бы желание…». И можно горы покорить.


Вера в человека творит чудеса. Зачем стараться что-то делать, если все равно в глазах других ты так и останешься дураком? Так в некоторых детях убивается то хорошее, что в них заложено и воспитано изначально.


И вот парочка советов молодым репетиторам из моего небольшого опыта работы с такими детьми:


1) Убедите ребенка, что вы хотите ему помочь. Пусть не боится задавать вопросы и делиться своими переживаниями. Вы не будете смеяться над этой информацией, отнесетесь к ней с пониманием и постарайтесь найти выход из сложившейся ситуации.


2) Дайте понять, что вам важно мнение ребенка. Да, он еще маленький и у него мало жизненного опыта. Но все те проблемы, которые происходят в его жизни, отражаются и на учебе. И для него они также важны, как для вас – ваши заботы. Смерть питомца, ссора родителей, драки с одноклассниками – это не ерунда. И даже те темы, которые кажутся вам глупостью, иногда нужно с учеником обсудить. Если, конечно, они не являются банальной попыткой избежать выполнения ваших заданий.


3) Научите ребенка рассуждать. Ну, невозможно вызубрить все правила на свете, да еще и по всем предметам. Поэтому, так или иначе, ученики впадают в ступор, когда во время ответа у доски или на контрольной натыкаются на незнакомое упражнение. Я учу детей выкручиваться из сложных ситуаций самостоятельно. Говорю: «Не знаешь ответ наверняка? Попробуй догадаться логически. На что это похоже? Как может быть связано? И тд. Да, это будет дольше. Но может спасти тебя от плохой оценки».


4) Даже маленький прогресс очень важен. Если он сегодня допустил чуть меньше ошибок при переписывании текста, чем в прошлый раз – отметьте это! В образовательном процессе нельзя пренебрегать мелочами. Иначе не будет и широких скачков. Очень многие ученики просто не умеют анализировать свои достижения. И руководствуются только мнением других. А если другие ничего не говорят или постоянно только критикуют – то ученики не знают, на что опереться. И думают, что они всю жизнь были неудачниками. Такими и останутся. Но как только ребенок видит, что у него каждый день есть хотя бы крохотный прогресс – это воодушевляет.


5) У всех бывают плохие дни. Увы, но мы живые организмы. Испорченное настроение, болезнь, голод, переживания – все сказывается на мотивации и интеллектуальных силах. Поэтому если большую часть времени ваш ученик отличается старательностью – позвольте иногда ему похандрить. Упростите задания, чуть больше помогите с выполнением трудной домашней работы, озвучьте свои переживания на этот счет и заручитесь обещанием, что позже он вновь станет таким же активным и сильным, как раньше.

При этом нельзя полностью лишать ребенка нагрузок. Нельзя поощрять такие настроения, даже если они оправданы. Детское подсознание очень быстро и хватко улавливает то, как реагируют взрослые на изменение их поведения. И если сегодня он реально был болен или расстроен чем-то – то в следующий раз может прибегнуть к манипуляциям, симулируя невзгоды. И будет рассчитывать на то, что вы погладите его по головке и сразу дадите ответы на собственный же тест.



Хоть я и люблю работать с данной категорией детей, отчего пишу о них очень тепло, но все равно идеальных нет. Поэтому под каждым пунктом можно написать по несколько «но». Однако всего не предугадаешь. Во многом приходится полагаться на интуицию и решать проблемы по мере их поступления.

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


13
Автор поста оценил этот комментарий

1. Убедите ребенка, что никто ему не поможет. Пусть рассчитывает в жизни только на себя. На каждый заданный вопрос отвечайте "Мне сейчас некогда", "В книжке почитай", "Ты что, дебил, такие вопросы задавать?". Если начинает делиться с вами какой-то информацией, высмеивайте его или говорите "Все равно у тебя ничего не получиться"

2. Дайте понять, что мнение ребенка не важно. Помните - у вас больше жизненного опыта и вы правы. Запомнили? Вы - правы, ребенок - нет.

3. Не нужно учить ребенка рассуждать. Пусть его в школе научат. "Не знаешь ответ наверняка? Ты что, дебил? Ты что, не понимаешь ничего? Вырастила на свою голову!"

4. Маленький прогресс - это маленький прогресс. Почему получил четыре, а не пять? Почему не выиграл олимпиаду? А вот соседкий сын уже районную олимпиаду выиграл! Бестолковый!

5. Если он хандрит - с ним что-то не так. Говорите ему об этом прямым текстом, пусть чувствует себя виноватым - у него же плохое настроение.

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

Знакомая ситуация
Девочка во втором классе говорит словами кого-то из взрослых "Ах,у меня дырявая голова,ничего не держится" "У меня такие нагрузки в школе,ничего не успеваю".
Ребенком никто не занимается,уроки пропускаем,задания она не делает,зато почти каждое занятие меня ставят в тупик вопросом "А может ей просто не дано?"

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

Влада, спасибо за очень хорошую и полезную статью! Прочитав её, мне очень захотелось посоветоваться с Вами по поводу учёбы моего сына - второклассника. Напишите, пожалуйста - как с Вами можно связаться?

С уважением,

Павел.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
знакома с проблемой √3. дочь-4-классница, плохо справлялась с задачами на скорость-время-расстояние. всяко пыталась ей объяснять, но моего скудного красноречия не хватало. спасли счетные палочки) на них оказалось проще визуализировать задачки
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как собственные мысли прочитала!
Спасибо за пост! ^^
раскрыть ветку