Поиск работы за границей (на личном опыте - в США)
Приветствую уважаемых Пикабушников. В предыдущем своем посте, когда меня несколько человек спросили о процессе переезда в США по работе, я пообещал сделать отдельный пост в виде кейса/инструкции, что бы моно было идти по проторенной дорожке. Не считая отдельных особенностей получения рабочей визы, этот пост можно счесть инструкцией по поиску работы не только в США, но и в Европе. Пост применителен скорее к IT специальностям, но, возможно, в каких-то иных сферах тоже будет полезен.
На истину не претендую. Это мой личный опыт, как я без каких-либо особых усилий получил оффер. При определенной удаче и наличии необходимых навыков - желающие смогут найти работу. Возможно, кто-то из коллег-пикабушников сможет дополнить. Ну или наоборот, опровергнет что-то, с чем мне просто повезло.
Я не какой-то выдающийся специалист, особыми тайными знаниям не владею, вполне типичный программист. Так что вариант перебраться по идее есть у всех, кто хочет, обладает адекватными знаниями и имеет опыт работы.
Отмечу, что я не ставлю целью навязать мысль, что всем надо переезжать. Более того, я сам уже больше года как сменил работу и переехал из США в Финляндию. Да и половину времени провожу в родном Питере. Целью моей работы было:
- повысить свою квалификацию на новом месте, за счет более сложных задач;
- получать ежемесячно больше денег.
У меня не было и нет каких-то идей связанных с политикой, мыслями о том, что в России плохо или хорошо. Мной руководил только здравый эгоизм. Возможно – это и хорошо. Встречал людей, которые перебрались в США, потому что там небо голубее, трава зеленее – нормально устроиться они не смогли. Поэтому:
Совет №1. Вначале работа, виза, потом переезд.
Да, есть люди, кто нелегально остаются в штатах, приехав по турвизе. Или сменив статус уже в процессе проживания. Или приехав остались нелегально, а потом уже нашли способ сменить статус. Смена статуса, с одной стороны – вполне легальная процедура, с другой- ставит на вас определенную метку. Если к Вам захотят приехать родственники повидаться, то у них могут быть проблемы с получением визы. Да и работодатели немного косо смотрят на тех, кто говорит, что у них нет разрешения на работу, но они уже год в штатах и пишут некий опыт работы за это время.
Итак, будем считать, что у вас есть:
1. Образование. В той же или смежной сфере.
2. Опыт работы.
3. Знание английского.
Образование:
То что работодатель захочет вас взять – еще не гарантия получения визы. Помимо того, что это вообще лотерея, решение о выдаче рабочей визы остается за визовым офицером в консульстве/посольстве. И наличие образования – это плюс в вашу копилку в первую очередь для визы. А работодатель может даже ничего не спросить про это.
Опыт работы:
Ваша релокация влетит для работодателя в копеечку. Так что ему не особо интересны вчерашние студенты и Junior-левел. С таким уровнем – и дома легко найти кандидатов. В нормальные компании студенты выискивают позиции Intern и с радостью работают. Так что нужен опыт. Хотя бы middle.
Знание английского:
Если вы видите в сериале китайца, плохо говорящего по-английский, то знайте – это, действительно, встречается. В первую очередь будут смотреть на техническую компетенцию. Но из двух схожих кандидатов выберут того, с кем им общаться проще и комфортнее.
Казалось бы, с длинным вступлением покончено. Но нет. До перехода к непосредственным действиям еще одно лирическое отступление:
Совет №2. Определиться с позицией
Я вначале допустил типичную ошибку – не конкретизировал никак свою специализацию. Да, я сам «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Начинал с разработки десктопного софта, потом свалил в веб в поисках легких денег. Указать, что помимо веба Вы еще и плюсы с питоном знаете – замечательно. Указали в скиллах и достаточно. Все основные тексты должны быть пронизаны пониманием, что вы круты именно в вебе.
Ну и самый последний…
Совет №3. Правильно определиться с позицией
Отлично, я конкретизировал себя как спеца в вебе. Более того, искал уточнил, что конкретно фронт-енд. Пользуясь инструкцией ниже я отлично справлялся, общался по скайпу, но… к результату это не приводило. А собственно почему. Да потому что мало кому нужны работники с в целом доступной специальностью через год (а виза будет не раньше октября, если подать документы до апреля; то есть если найдете работу сегодня, доки подадут через месяц, то визу вы получите не раньше октября (!) 2018). Гиганты типа Google, Microsoft, IBM, EPAM, имея статистику увольнений, наймов и будущих проектов, еще могут запланировать приход нового сотрудника через год (кадровый резерв), но маленьким компаниям, сотрудники обычно нужны заметно быстрее. Итого, лучше немного сдвинуть специализацию, может быть даже в неизведанное. Я в итоге остался заниматься фронт-ендом, но связанным с вычислениями и биг-датой. А в специализации указал, что я – Data Scientist. На фоне того, что было – офферы посыпались. Из было не много. К последнему собеседованию - 4. Но это был момент, когда не меня выбирают, а когда я выбираю. Казалось бы небольшой сдвиг. Да, помимо знаний фронт-енда пришлось вспомнить универский курс матана. Но заработная плата покрыла эти телодвижения. Выберите смежную, но актуальную специальность. Такую, что вас будут готовы ждать или предложат начать работать удаленно. Попутный совет: начинать готовиться – сейчас, начинать искать – в ноябре/декабре.
Теперь – начинаем
Часть 1. Подготовка
Шаг 0. Заводим профиль в соц.сети LinkedIn (http://www.linkedin.com)
Он у вас есть? Замечательно, идем дальше
Шаг 1. Дополняем профиль в LinkedIn
Типичная ошибка – заполнить информацию о себе и на этом успокоиться. Хорошо, если заполнено на английском. Открываем редактирование профиля и указываем помимо основной информации по учебе/работе краткую информацию о себе и статус (короткая строчка под именем, обычно туда хреначат текущую работу/должность). И там и там открыто пишите, что ищите работу по такой-то позиции.
Шаг 2. Указываем перечень проектов
Фокус на тех, которые напрямую связаны со специализацией. Указываем, что именно вы делали и как это спасло окружающих. Пока идет этап подготовки – набирайте новые интересные проекты. Используйте в своих проектах технологии, которые будут актуальны для возможного работодателя.
Шаг 3. Требуйте отзывы
Приставайте к каждому, кого знаете, что б вам написали отзыв в профиле. На английском. Делайте ботов, давайте задания на бирже SMM-щиков. Не важно. Человек, который имеет кучу отзывов в глазах HR-щика – то что надо.
Шаг 4. Заполните все остальные поля
Нет сертификатов? Пройдите бесплатный онлайн курс и получите его. Не волонтерили? Придумайте или (если не хотите врать) – съездите в приют, покормите собак. Вы должны быть разносторонней личностью, большим специалистом, но не занудой и шизиком.
Совет №4. Будьте хорошим продавцом своего профиля.
HR-щик должен хотеть Вас заполучить после прочтения профиля, как будто вы его самый желанный рождественский подарок. Рекламируйте себя.
На этом с подготовкой все. Пока готовите профиль, подтягивайте английский, набирайте интересные проекты с целью добавить в профиль. Пока есть время сделать из себя конфетку, если такой еще не являетесь.
Часть 2. Поиск
Шаг 1. Берем платную подписку. Первый раз можно бесплатно на месяц. Во второй – еще раз бесплатно, но по более дорогому тарифу.
Шаг 2. Идем в поиск людей, вбиваем штат и город, где хотите работать в качестве поиска попеременно будем менять позицию человека, который нам нужен. А нужны нам HR и все синонимы (смотрите, что такие люди указывают о себе). Получаем список людей.
Шаг 3. Открываем в новой вкладке первого. Справа внизу будет ссылка на следующего. Открываем его в новой вкладке. И делаем так, пока LinkedIn жестко не заглючит. Получаем кучу вкладок с профилями людей. Когда у меня Хром переставал показывать фавиконы у вкладок, я открывал в новом окне. Таким образом у меня забивалось где-то 3-4 окна Хрома с кучей вкладок в каждом.
Шаг 4. Каждого из этих людей френдим. В сопроводиловке указываем кратко, чего хотим. Например, Looking for a C++ position.
Шаг 5. Повторяем шаги 2-4 в соседних городах (расстояние даже в 50 миль вообще ни что для США). Я в Питере с севера на юг дольше езжу, чем мотался из San Mateo в San Francisco и из Espoo в Helsinki.
Шаг 6. Ждем.
Шаг 7. Принимаем входящих друзей (а они начнут сыпаться, так как HR-щики в целом следят за обновлениями коллег) и отвечаем на входящие письма.
Шаг 8. Интересные вакансии откладываем и начинаем общаться с тем, кто их отправил. Плотно общаться. Из LinkedIn беседа переедет в почту или Skype. Но всегда старайтесь, что б человек о Вас помнил. У каждого из них – сотни таких как вы.
Шаг 9. Каким бы вы классным ни были – вы будете на ступеньку ниже местных. Даже не из-за иностранного гражданства (HR на это на текущем этапе пофиг – Вас юристы скорее зарубят), сколько потому, что с местными можно пообщаться в живую. В конце первичного собеседования я всем своим собеседникам задавал вопрос, а можно ли приехать пообщаться вживую. Потому что вы – специалист. И не хотите работать незнамо где, а хотите увидеть это вживую. HR специалист очень обрадуется. Запомнит, что Вы можете подъехать, но скорее всего Вы сойдетесь, что лучше это сделать после технического интервью. Если кто-то скажет, что очень здорово, а не могли бы вы приехать через неделю - это хороший знак. Но во избежание лишних трат, постарайтесь скомпоновать выезды покомпактнее.
Совет 5. Имейте на руках действующую туристическую визу и деньги для оперативного прибытия.
Виза, скорее всего, Вам понадобится в любом случае. Даже если вы их устроите и они будут готовы предложить оффер, то вряд ли они сделают это по скайпу. Вначале посмотрят вживую. В таком случае, правда, перелет будут оплачивать уже они. Но виза нужна. В пользу самостоятельного прилета на раннем этапе – ваша мобильность, ваша готовность к более активным действиям для того, что б взяли именно вас. Да и, если честно, специалист, который не может заработать на перелет в штаты – либо плохо работает, либо себя не ценит, либо не достаточно квалифицирован для работы на новом месте.
Шаг 10. Ждите оффер. Ну а дальше уже вам все разъяснят.
Дополнительные советы:
1. Определитесь с желаемой ЗП. Особенно учитывая стоимость жилья (не смотрите самое дешевое – не факт, что человеку без местной кредитной истории сдадут по такой цене). Озвучить ЗП надо будет на интервью.
2. Почитайте образцы интервью. Они реально схожи. Вопрос про отличие абстрактного класса и интерфейса мне задала половина собеседников.
3. Будьте более открыты и человечны. Собеседнику должно быть косфортно с вами общаться.
Что не надо делать:
1. Быть наглым
2. Быть излишне скромным
3.Не заполняйте без предложения HR-щика анкету на сайте (ну или после заполнения анкеты обязательно свяжитесь с HR-щиком компании и скажите, что отправили анкету). Анкет приходят сотни. Еще сотня тех, кого HR-щик сам отыскал. При чем с его точки зрения, тех кого он нашел (в LinkedIn или на форумах) – более интересные кандидаты, чем безликие люди, с кем он ни разу не общался.
Надеюсь, кому-то, кто хочет переехать или ищет более высокую ЗП – поможет. Чуть позже сделаю пост с более личными подробностями, непосредственно переезда, оформления документов. Посмотрим, но если будет актуально, то потом напишу об особенностях такого же поиска в Европе.
Вроде все толково, но легальная сторона вопроса не раскрыта совсем или раскрыта неправильно.
Самое первое, что, по-моему, люди очень часто не понимают. У иностранца по умолчанию нет права работать в США и просто так по собственному желанию это право не появляется. То есть, нельзя просто заявиться в посольство и сказать "дайте мне рабочую визу". Рабочая виза выдается только потому, что нашлась какая-то американская компания, которая захотела его нанять. Поэтому сначала ищется работодатель, а потом уже работодатель оформляет нужные документы для рабочей визы.
Есть пара редких исключений для людей с выдающимися способностями (подтвержденными другими спецами в этой области - премии, цитируемые научные публикации и т.п.) или для тех, кто делает нечто в национальных интересах (лекарство от рака, к примеру). Ну и у спортсменов с артистами тоже своя специфика. Но это уже отдельная тема.
Второе. Рабочие визы для специалистов есть двух основных типов.
Визу H1B получают те, кого нанимают "с нуля". То есть работал человек где-то у себя дома, потом нашел работодателя в США и тот подал документы. Эта виза выдается по квоте, прием заявок идет всего одну неделю в апреле, ну и т.д., что было сказано в других комментариях.
Визу L1 получают те, кто работает на международные компании. Для этой визы не нужна лотерея и на нее можно подавать в любой момент, но компания должна иметь отделения вне США и работник должен там отработать не меньше года. Например, программист проработал год в российском филиале Майкрософта, а потом прошел на позицию в США, тогда он получит L1.
Частный случай L1 - это бизнесмены, которые открывают филиал своей компании в США и переезжают туда как руководители филиала. Там свои требования.
Есть еще J1 - практика после ВУЗа, требования намного проще, но она сугубо временная. Т.е. с нее нельзя перейти сразу на ГК, поработал пару лет и вали домой. Ну или на H1B переходи. И еще, эта виза - неиммиграционная, т.е. надо доказывать, что после работы Вы хотите вернуться на Родину.
Про визы для спротсменов, лиц с выдающимися способностями и артистов не говорю, там своя атмосфера.
Неправильно. Субъективизма там нет, наличие высшего образования по специальности - это обязательное требование для визы H1B. Его можно заменить опытом работы по той же специальности из расчета 3 года опыта вместо 1 года образования (т.е. 12 лет опыта заменяет бакалавра). Но надо, чтобы это был опыт под руководством специалистов (т.е. что человек работая, обучался на своем опыте).
Для L1 не помню точно, по-моему не обязательно, т.к. сам факт работы на компанию в течение 1 года уже считается подтверждением нужной квалификации.
Дело не столько в стоимости переезда, сколько в требованиях со стороны государства. Иностранцу просто не имеют права платить меньше, чем средняя зарплата по его специальности в данном месте. Соответственно, нанимать на такую зарплату junior никто не будет.
Для начинающих сразу после вуза есть виза J1, ее получить легче и ограничения по зарплате нет. Но она в ГК не конвертируется.
Это так, но есть одно важное исключение. Университеты и некоммерческие организации, связанные с образованием, могут нанимать людей по H1B вне квоты. Т.е. им не надо подаваться в апреле, проходить лотерею и потом ждать октября. Нашли нужного спеца - сразу же получили сертификацию департамента труда и могут оформлять визу.
Ну и кроме того, можно искать компании с филиалами в других странах и идти через L1.
Пост ниочем. основные вопросы совершенно не раскрыты, зато куча спорных советов по созданию резюме.
1. Получение рабочей визы - сложный процесс. Прием заявок происходит с 1го апреля по 5 апреля. Раньше по 30е было, но сейчас пул заявок забивается за первые дни(спасибо лазейке, которой пользуются все бодишопы и не только). Заявку подает только работодатель, оплачивая несколько тыс долларов за нее(зависит от дом функций, там премиум есть с ускоренными результатами лотереи) Процесс лотерейный, после розыгрыша в любом случае еще собеседования в посольстве. Приезжать по этой визе в США можно только с 22 октября, начинать работать - только с 1го ноября. Обычно релоцируют немного раньше по обычной визе (зп получаете по хитрым схемам).
Рабов также завозят по коммандировочным визам, когда сотрудник числится работающим на фирму где нить в РФ, РБ или Украине, а в США пребывает на правах коммандировки. Причем это пребывание никаких поблажек к получению раб. визы не дает совершенно. Совершенно рабский вариант.
2. Поэтому все крупные конторы начинают хант с конца декабря, начала января, чтобы к марту уже иметь список кандидатов, которых и будут подавать в апреле на визу. В любое другое время вас будут хантить на раба, когда вы работаете по левой схеме по турвизе или командировочной (L) визе.
Впрочем есть крупные компании, которые сначала берут человека по такой схеме, и если он подходит им - начинают процесс оформления рабочей визы. Такие компании хантят осенью.
3. Хантят только хороших спецов. Перевозить джуниоров, верстателей дивом и пейсателей на джаве копипастой - им никакого смысла нет, слишком дорого и долго.
4. Резюме - оно нужно только для преодоления первичного фильтра HR. Если вы крутой спец - вам это не шибко нужно, с вами эйчары сами связываются, и там резюме должно только отображать основные вехи пути. Если же вы не из таких - вам очень важно правильно оформленное резюме по западным стандартам. И это не волонтерство на линкедине, или количество отзывов. В интернете куча сайтов, где показывают как надо готовить резюме для США и Европы. Сертификаты впрочем для преодоления первичного фильтра не помешают.
5. После преодоления первичного фильтра - что вы понаписывали в свое резюме уже мало волнует всех. В зависимости от размеров фирмы - будет вторичный фильтр, представляющий набор шаблонных вопросов, подразумевающих шаблонные же ответы. Смысл этого фильтра - не отвлекать технарей на интервью с заведомым дном. Это будут стандартные вопросы про абстрактные классы и тп.
6. Техническое интервью. Будет точно по скайпу с видео. И потом при успехе - вживую с привозом вас в ближайший офис компании с людьми, имеющими компетенцию вас собеседовать. Тут вас будут спрашивать конкретно по тем областям, которые желают видеть в дорогом релоцирующемся кандидате. И по ним вы должны ответить блестяще. Так же, если это не ру бодишоп - нужен весьма хороший английский. Людей, с котороми неудобно общаться(и если это не супер спец) - не берут, ибо процедура долгая и сложная, а выбор у них и так большой.
7. Дальше ждем результатов лотереи. Если компания подала на премиум вариант - они будут если правильно помню в мае. если вы выиграли - компания начнет вас оформлять, и скорее всего договариваться с вами о приезде до 22 октября по обычной визе, чтобы вы приступили к работе летом. Таким образом к моменту вашего оф приезда они уже по результатам испыталки будут знать, релоцировать вас, или таки нет.
Как по мне, так специализация и наличие запаса денег - вот проблема. А собрать пачку бумажек - не так сложно.
спасибо, поможет даже тем кто уже живет в штатах)
Больше похоже на советы как купить крутую машину:
1) заходите в автосалон
2) даете немного струганой древесины
3) пусть вас запомнят, вас таких много
4) профит
Почему нет цифр? Сплошная вода?
Перевоз в северную америку стоит для работадателя ~50к долларов.
На соебседовании в посольстве вам могут (а могут и нет) устроить экзамен на знание работадателя. Вплоть до названия улийы или узнать по фото начальника фирмы.
Что виза делается 3-7 месяцев.
Что сейчас в США вообще виз почти нет, и выпросить их для СНГ сейчас нереально сложно. Селят где-нибудь в Европе или Китае, пока делают визу.
Что собеседования в СНГ и в США отличаются. Что вас ждет порядка 8 часов собеседований суммарно со скайпом 1-2-3, и большое онсайт с решением задачек перед 3-5 людьми.