Мемуары моего прадеда. Часть 22. Переезд училища в Винницу.

Пост не форматный, прошу отнестись с пониманием.

Часть 1. http://pikabu.ru/story/memuaryi_moego_pradeda_chast_1_detstv...

Часть 21. http://pikabu.ru/story/memuaryi_moego_pradeda_chast_21_prepo...

Продолжение:


Часть 22. Переезд училища в Винницу.


Училище свернулось быстро. Я был назначен начальником эшелона. Упаковали, уложили и погрузили все имущество, учебные пособия, оборудование в вагоны и на железнодорожные платформы. Преподавательский состав и их семьи переезжали в пассажирских вагонах.

В г. Виннице выгрузились. Офицерскому составу заранее было намечено расквартирование. Часть офицеров была размещена по частным квартирам. Началась работа по размещению курсантского состава, оборудованию классов, лабораторий, учебного полигона, гаражей и других подсобных помещений.


Мне опять пришлось оборудовать внутреннюю телефонную связь, оборудование ЦТС, нанимать телефонисток.


Благоустройство помещений и подготовка к учебному процессу прошли сравнительно быстро, так как мы уже имели опыт. Вскоре начался нормальный учебный процесс.


В училище был создан прекрасный хор из курсантов и жен офицеров под руководством капельмейстера училища. Оживилась работа художественной самодеятельности. Стали чаще организовывать вечера отдыха. Активное участие в общественной работе в Виннице приняла и моя жена. Она была сначала членом женсовета (детский сектор), а затем и председателем женсовета. Пела в хоре. Попытка устроиться на работу не увенчалась успехом. В исполкоме сказали, что вы, жены офицеров, обеспечены, а у нас на очереди на получение работы более 300 человек. Много женщин с дипломами работают даже бесплатно ради сохранения диплома.


В училище была создана стрелковая команда, которая проводила стрелковые соревнования внутри училища и принимала активное участие в гарнизонных соревнованиях (В Виннице в то время дислоцировался кроме нас, штаб 2-й Воздушной Армии и саперный батальон). Наша команда неоднократно занимала по стрельбе первые места. Я как отличный стрелок тоже был членом сборной команды, имею много наград за I и 2 места в личном участии и за командные победы.


В период дислокации училища в Винницу в училище был создан коллектив охотников и рыболовов, причем коллектив очень активный. Этому способствовало и то, что заядлыми охотниками были начальник училища и особенно его заместитель по строевой части полковник Смирнов. Члены коллектива с нетерпением ждали открытия охоты и охотились до самого ее закрытия (по выходным дням). К охоте прививали любовь и у курсантов. А как интересно проходили собрания охотников и рыболовов! Большой зал наполнялся до отказа. Принимали в члены коллектива, делились опытом, рассказывали различные эпизоды, происшествия во время охоты. Зал гремел от хохота, веря и не веря рассказчикам.


Охота была обычно удачливая, без зайца или уток никогда не приходили, а иногда я, например, привозил и четырех зайцев, а летом до пятидесяти уток. Мой сын Борис тоже пристрастился к охоте, тоже привозил зайцев. А однажды привез с охоты в своем теле несколько дробин свинца, о чем я очень переживал.


Но какая же охота без ружья? Когда еще создавался коллектив, моя жена, зная мою заветную мечту приобрести хорошее охотничье ружье, договорилась с нашим заядлым охотником - Николаем Забаштой, пошли они в город и уговорили продавца Леву продать ружье, отложенное для какого-то начальника. Некоторое время они скрывали от меня покупку, но вскоре не выдержали и проговорились. Как я обрадовался, как был благодарен! Это было отличное немецкое ружье 16-го калибра марки "Зимсон". На следующий же день мы с Николаем пошли в тир пострелять. Бой - отличный. Поэтому и хорошие успехи были на охоте.


Как-то летом приехали к нам из Ленинграда моя мама с внуками: Людой, Галей, Борей и Женей. Они захотели отдохнуть на Украине. Мы подыскали одно такое местечко за рекой Буг в деревне Стрижевка, где они и устроились. Мы изредка приезжали к ним, познакомились с хозяином, от которого узнали много интересного и очень странного.


У хозяина когда-то был громадный яблоневый сад. В то время (период царствования Хрущева) каждая яблоня облагалась налогом.


И вот хозяин по ночам сверлил отверстия в яблонях, засыпал их солью и разными кислотами, чтобы яблони засыхали, а затем составлялся акт на списание с учета и соответственно, снижался налог. Так был уничтожен прекрасный сад, оставлено было только три яблони.


Ставились на учет поросята, достигшие шестимесячного возраста, и после их откорма необходимо было сдать государству шкуру поросенка и часть мяса. Поэтому все сельское население стало резать поросят, не достигших шестимесячного срока, хотя было и невыгодно, так как поросенок только начинал активно набирать вес.


Даже каждая курица бралась на учет, и хозяева облагались налогом.


Много чего рассказывал хозяин дома. Для нас, оторванных от гражданской жизни, особенно деревенской, была странна и непонятна политика нашего правительства в отношении деревни.


Недалеко от Винницы у села Коло-Михайловка, через Буг, на возвышенности, покрытой ельником, находилась бывшая Ставка Гитлера, вернее, развалины от мощных железобетонных сооружений, взорванных немцами при отступлении. Остался целым только бассейн Гитлера. Все сооружения были хорошо замаскированы густым ельником. Место было выбрано очень удачно с точки зрения кругового обзора.


К Ставке был подведен подземный кабель, соединяющий Ставку напрямую с Берлином. Подземный кабель прокладывали тысячи наших военнопленных, которые после окончания работ все до единого были расстреляны гитлеровцами.


В период жизни в Виннице мне пришлось познакомиться и с жизнью колхозной того времени. Политотдел меня направил с заданием обкома в объединенный колхоз им. Сталина Винницкой области.


Приехал, представился председателю, познакомились. Председатель предложил мне поехать на ток, где можно увидеть настоящую работу. И вот мы на току, это далеко от основной усадьбы. Молотили зерно. За барабаном молотилки, в которую подавали снопы, стоял самый опытный пожилой человек, так как эта работа очень опасная. До него одному колхознику оторвало руку - попала в барабан. Женщины отгребали зерно, засыпали его в мешки. Мы с председателем присели в стороне, наблюдая за работающими. Председатель обратил мое внимание на женщину в больших кирзовых сапогах на куче зерна. "Понаблюдайте, сейчас наберет в сапоги зерна, а затем пойдет в кусты, высыпет зерно в платок. Я, - говорит председатель, - даю возможность понемногу каждому взять зерна, иначе им не дотянуть будет до весны, ибо на трудодень получат очень мало, все сдаем государству. Вот и Вы, небось, приехали посмотреть и проверить, какой получен урожай, не увеличить ли поставки государству?"


Я увидел группу работающих женщин, которые смотрели на меня и о чем-то перешептывались, обратил на это внимание и председатель и сказал, что они определенно предлагают потише работать, а иначе представитель увидит, что мы в этом году получили много зерна...


Председатель отошел. Объявили перерыв на обед. Все сели кучками, достали узелки и стали закусывать, у кого что было. Я подошел к одиноко сидевшему мужчине, только что работавшему на барабане молотилки. Он пригласил меня отобедать, чем бог послал. Это были сливы, даже не совсем зрелые, и краюха черного хлеба.


Я сказал, что не очень сытный у него обед, после такой нагрузки надо бы получше подкрепиться. Он согласился и сказал, что раньше, бывало, навернешь фунт сала с хлебом, да молока или квасу, и работаешь до темна. А на этом питании много не наработаешь.


Уходили мы с председателем с тока вместе. Он останавливал ездовых, заставлял показать тайники, смотрел, сколько прихватили они зерна, предупреждал, чтобы знали меру.


Я поинтересовался, где работают мужики - на токе в основном я видел женщин. Председатель по пальцам пересчитал: одного Вы видели на барабане, один - заведующий током, что без руки, а остальные - ездовые.


Многое я здесь узнал. Во-первых, как принимал он колхоз.


До меня, сказал председатель, каждый год менялись председатели. Выжмут до зернышка с колхозников и уходят. И такая пассивность была у людей, что не хотели даже придти на сходку познакомиться с новым председателем. Сам ходил по хатам, собирал людей. Первым вопросом ко мне был: на какое время я назначен председателем?


Я ответил, что поступил в сельскохозяйственный институт на заочное отделение и пока его не закончу, буду председателем в вашем колхозе. Следующий вопрос: сколько обещает на трудодень? Я сказал, что ничего не могу обещать, смотря как будем работать. Раньше председатели много обещали, а я им больше понравился своей откровенностью...


В общем, этот молодой председатель развернул деятельность по всем направлениям. Нашел бесхозную большую металлическую емкость, притащил ее трактором в колхоз, установил на большой высоте и устроил автопоилку для скота. Приобрел для колхоза лесопил, хотя на землях колхоза не было леса. Узнав о лесопилке, стали привозить для распиловки лес с других колхозов, а хозяин стал брать плату лесом. В результате в колхозе был построен новый коровник и свинарник.


Кроме того, предприимчивый председатель попросил у воинской части бульдозер, оборудовал три мощных ставка для разведения карпа в большой балке. Весной ставки наполнились водой, и был запущен малек. Короче говоря, эти ставки стали приносить колхозу миллионные прибыли. Далее председатель собрал стариков-пасечников, развернул большую пасеку, и в колхозе появился мед. И когда нужно было в срочном порядке произвести какие-нибудь работы, расплачивались медом. В общем, колхоз попал в руки настоящего хозяина, и я был очень рад этому. Очень хотелось бы сейчас, когда прошло много лет, когда по всей стране происходит перестройка, вновь побывать в этом колхозе.

1
Автор поста оценил этот комментарий
С колхозами,при хруще, дикость дикая была. Дед мой был председателем в Запорожской области.так там планы рисовали жесть просто. Бычков на 8-9 месяц забивали, у людей от такого слезы ручьем лились. Да много еще чего было. Хорошо на селе стало при Брежневе. В 80 году переехал на Бессарабию в другой колхоз, за 5 лет в селе построили 3х этажную школу, садик, дорогу сделали , ток построили с 8линиями по переработке фуража, мельницу,склады, ремонтный цех для техники свой, технику новую закупали каждый год новую.рогатый скот разводили, свиней, коней. Сад свой был. колхоз был миллионером, село росло(когда приехали новых домов не было и в селе было 2 улицы). А потом пришла перестройка, а за ней тотальный пиздец, дед не выдержал и в 94 году умер. Колхоз просто нещадно разобрали,растащили. На сегодняшний день в селе ни одной дойной коровы, техники полтора трактора, коровников, свинарников, да и вообще сх сооружений только контора, да ток с ржавыми ангарами и линии разобранные. В селе молодняка вообще не осталось, все выехали на заработки.одни пенсионеры остались. Здобулы епт!
Автор поста оценил этот комментарий

ну наконец то!!! Продолжение!