Мемуары моего прадеда. Часть 19. Приезд семьи.

Пост не форматный, прошу отнестись с пониманием.

Часть 1. http://pikabu.ru/story/memuaryi_moego_pradeda_chast_1_detstv...

Часть 18. http://pikabu.ru/story/memuaryi_moego_pradeda_chast_18_nacha...

Продолжение:


Часть 19. Приезд семьи.


Мы, советские офицеры с женами, изредка встречались в выходные дни, вместе отдыхали, посещали музеи, осматривали Авалу - интересный памятник на высокой горе под Белградом в виде шести статуй - женщин в национальных одеждах из серого гранита, которые удерживают надгробье над могилой неизвестного солдата.


Были свободные часы и в рабочие дни, особенно, когда я постоянно работал в Управлении связи Генштаба. Генштаб работал с 9 часов утра до 12 часов, затем четырехчасовой перерыв на обед (самая жара) и продолжал работу с 16 до 19 часов вечера. В обеденный перерыв, как правило, все ехали на Саву купаться, а затем уже обедали.


Как только ко мне приехала семья, мне предоставили квартиру вблизи Генштаба. Сын Борис в первые же дни познакомился с местными ребятами (Мичкой и др.) и, как правило, проводил большую часть времени с ними, играли, ходили в кино, купались. Он очень быстро овладел сербским языком, и в нем трудно было узнать русского ребенка. Даже начал забывать некоторые русские слова, зачастую спрашивал меня, как по-русски называется "степеница", или еще что. Он рос очень подвижным, шаловливым и смышленым проказником: то катается на поварском лифте ресторана "Балкан", то заберется на ремонтные леса дома соседнего и падает вниз, то приносит его садовник и жалуется, что помял или порвал цветы на газоне. Жена наказывала его за проказы, я же защищал. Как-то Борис, играя с ножницами, порезал красивую занавеску на окне, я еле удержал жену от строгого наказания, уж больно она расстроилась и рассердилась на непоседливого сына.


Напротив нас жила сербская семья: Водушек - начальник инженерной службы ЮА и его жена Бранкица. Мы с ним очень дружили, особенно часто забегал к ним наш сын, которого они очень любили и баловали. Как-то к нам пришли их старые знакомые и, увидев Бориса, спросили: ’’Это Ваш сын?" Борис, недолго думая, ответил утвердительно, начал с ними разговаривать, отвечать на вопросы.


И только когда Бранкица сказала, что это русский мальчик из соседней квартиры, ее знакомые узнали истину и были очень удивлены, как четко Борис разговаривает по-сербски.


Моя жена, кроме забот о семье, принимала участие и в общественной работе. Вместе с другими женами наших советников по просьбе работников нашего посольства в Югославии принимала участие в выявлениях, регистрации и оформлении документов о подданстве СССР эмигрантов, оказавшихся в Югославии с первой мировой войны. Было оформлено более шести тысяч человек.


Отпуск я получил летом, и мы решили поехать на Адриатику. Адриатическое море давно меня привлекало, но возможности поехать туда по делам службы не представилось. Поезд быстро мчал нас по красивой пересеченной местности. Приехали в Макарскую - морской порт и курорт. Остановились на частной квартире. Сразу же по приезде искупались в воде прекрасного Адриатического моря. Цвет воды изумительный (изумрудный). Вода очень прозрачная, плывешь и все видишь на дне: и тень свою, и весь животный мир на дне моря. Но это море очень насыщенно солями. Как только мы вышли из воды, тело наше, обсыхая, покрылось белой солью и с непривычки так защипало, что стало невыносимо. Мы даже сначала хотели переселиться в гостиницу, где имелась пресная вода, и можно было после купания в море сразу ополоснуться под душем обычной пресной водой. Но постепенно мы привыкни к морской воде и не замечали этого пересыщения солью.


Местные жители обычно имеют у себя бетонированные подвалы, где собирают дождевую воду с крыши дома для своих нужд. Иногда привозят ее издалека, с высоких гор побережья.


Высоко в горах тоже живут люди - обычно вблизи источников воды. Огороды - искусственные, из принесенной земли. Еще прадеды и деды таскали в рюкзаках землю из долин в горы и так постепенно расширялись в горах земельные участки.


Утром, подходя к Макарской, бросаются в глаза цветники - сплошные заросли высоких кустов роз, разных красивых цветов с каплями росы на лепестках. Ближе к воде - песчаные пляжи. По побережью, заросшему сосновым лесом, проложены прогулочные дорожки, причем не ровные, как стрела, а извилистые, романтичные, и чувствуешь себя, как в диком лесу.


Мы прекрасно провели время: купались, загорали, рыбачили, совершали прогулки пешком и на прогулочном теплоходе вдоль побережья. Возвращаясь с пляжа, по пути на базаре покупали фрукты и шли отдыхать в дом. Вечером отправлялись на прогулку или занимали слабо освещенный столик в открытом ресторане на природе, где пили приятное вино, слушали музыку, шум прибоя и своеобразный шелест качающихся сосен.


На память о Макарской мы сфотографировались.


Однажды рано утром мы пошли на рыбалку. Сразу после отлива на песке осталось много всяких морских существ и предметов: крабы, рачки, морские звезды и много другой всякой всячины. Борис все это внимательно рассматривал, трогал, бросал обратно в изумрудную воду моря.


Рыбы мы, конечно, не поймали, так как не знали здешних ее повадок и не имели соответствующих рыболовных снастей. Но зато нам рассказали трагическую историю, разыгравшуюся здесь на побережье перед нашим приездом. За прибывшим теплоходом с моря подвязалась большая акула. Команда теплохода это заметила, и по прибытии теплохода на всем курорте было объявлено отдыхающим, чтобы далеко не заплывали и вообще, чтобы были осторожными на воде в связи с приплывшей в прибрежные воды акулой. Однако одна отдыхающая, имея разряд по плаванью, пренебрегая предупреждением, заплыла далеко от берега. Все следили за ней, переживали за возможные последствия. Вдруг пловчиха резко поворачивает к берегу, и все ясно заметили, что около нее забурлила вода и несколько раз большая рыба выскакивала возле нее из воды. Может быть, это играл с ней дельфин, а может, и в самом деле акула. Пловчиха быстро приближалась к берегу. Затем встала и быстро пошла по мелководью и как только ступила на сухой песок берега - тут же замертво упала от разрыва сердца.