Легендарная разведчица Анастасия Вшивцева

Вшивцева Анастасия Семеновна

Разведчица 287-го гвардейского стрелкового полка 95-й гвардейской стрелковой дивизии.

Легендарная разведчица Анастасия Вшивцева Великая Отечественная война, Чтобы помнили, Подвиг, 95-я гвардейская, Длиннопост

Это лицо видели сотни миллионов людей по обе стороны океана. В 17-й серии киноэпопеи «Великая Отечественная», которая демонстрировалась и в Соединенных Штатах Америки под названием «Неизвестная война», была показана разведчица 95-й гвардейской дивизии Анастасия Вшивцева. Лишь мелькнула на экране эта одетая в военную форму высокая, стройная девушка. А ведь захватывающих событий в ее жизни было столько, что они не вместились бы даже в многосерийный фильм.


...Сентябрь 1943 года. Взвод разведчиков в суровом молчании выстроился у свежевырытой могилы. Сколько их осталось, таких могил, где вечным сном спали их товарищи, на бесконечных дорогах войны. Смерть ежесекундно собирает на войне свою жатву, но привыкнуть к этому нельзя. И не черствеют сердца в страшную военную пору – каждая утрата горька.


Но эта была особенно тяжкой. Разведчики 287-го полка хоронили Асю Вшивцеву.


Все хорошо помнили, как она появилась в полку. Это было на огненной Курской дуге. Отразив натиск гитлеровцев, дивизия перешла в наступление. В ночь на 7 августа разведчики 287-го захватили в плен группу фашистов. Докладывая о ночном поиске, младший лейтенант Жарков отметил сноровку и хладнокровие новенькой.


– Чувствуется навык, – сказал Жарков. – Как выяснилось, она в разведке – с 1942 года.


Анастасия о себе рассказывала и писала мало, и для многих ее друзей настоящим откровением были короткие строки под фотографией, появившейся в те дни в центральной печати (в полку побывал фотокорреспондент).


«Действующая армия, – гласила подпись под снимком. – Доброволец, бывший преподаватель средней школы Саратовской области Анастасия Вшивцева за время Отечественной войны заслужила большой авторитет среди товарищей по оружию как смелый разведчик. Она прошла суровую школу войны. Недавно группа разведчиков с ее участием захватила в плен восемь немцев. За боевые дела Анастасия Вшивцева представлена к правительственной награде».


За словами «прошла суровую школу войны» стояли бои под Острогожском и Россошью, Касторной и Харьковом, выполнение заданий в тылу врага. Авторитет, о котором писала газета, дался нелегко. Вначале разведчики встретили ее, бывшего батальонного писаря, с оттенком недоверчивости. На «серьезные дела» пока не посылали. Ее это никак не устраивало. Ведь не для того изо дня в день ходила к командиру бригады генерал-майору Ладыгину, как в свое время к Духовницкому райвоенкому. И добилась своего от военкома – отправки в действующую армию, от Ладыгина – назначения в разведку.


Все изменилось, когда ей удалось однажды спасти жизнь командиру отделения, взять в плен фашистского офицера. И бывалые солдаты признали, что у Вшивцевой есть все необходимые разведчику качества: смелость в соединении с точным расчетом, умение не теряться ни при каких обстоятельствах.


...Раненная в обе ноги, она, возвращаясь из вражеского тыла, сумела не только дойти до своих, но и дотащить истекающего кровью товарища.


В 95-ю гвардейскую дивизию Вшивцева попала уже из госпиталя.


И вот она лежит на краю вырытой могилы, и через несколько минут над нею вырастет земляной холм, прогремит винтовочный залп, которого она не услышит. Николаю Конову, командиру одной из групп, только вчера шедшей в разведку вместе с Вшивцевой, стало нестерпимо больно от этой мысли. И невольно ожили в памяти события прошедшей ночи.


Накануне разведчиков вызвал к себе командир полка подполковник Соловьев.


– Вот глядите, – он развернул карту, показал тоненькую ниточку на ней. – Железная дорога Харьков – Полтава. Вот тут, у Ковяг, мы стоим. Держат они нас сильнейшим артиллерийским огнем. Почему, спрашивается? С той стороны высота, за ней слышен шум моторов. Не танки ли сосредоточивают, контрнаступление готовят? В общем надо пройти, посмотреть, по возможности захватить контрольного пленного, – закончил Соловьев.


Разведчики двинулись в путь едва стемнело. Перед самым передним краем наткнулись на минное поле.


Проделать проходы в нем поручили Анастасии – у нее был в этом деле немалый опыт.


У высоты, о которой говорил Соловьев, увидели большие копны соломы. Разведчики недоверчивы – подползли поближе и обнаружили, что перед ними замаскированные соломой танки.


Подозрения Соловьева имели основания: на небольшом участке гитлеровцы сосредоточили более двадцати танков и бронетранспортеров.


Пора домой, – скомандовал громким шепотом младший лейтенант Жарков, и Конов согласно кивнул. Надо спешить, пока не рассвело. К переднему краю фашистской обороны добрались без приключений. Но вдруг темноту ночи прорезала вспышка ракеты. Разведчиков обнаружили, и по ним ударили автоматные очереди. Группа, отстреливаясь, продолжала идти к своим. Анастасия увидела, что из траншеи выскочили трое гитлеровцев и бросились к ней, чтобы взять живьем. Вшивцева срезала их очередью. И тут ощутила тупой удар по голове...


У бывалых солдат наметанный глаз. Их медицинские познания приобретались в огне сражений. Сомнений не было – оба ранения в голову смертельны. Но ее не оставили на той стороне – потащили на плащ-палатке.


Утром похороним, – угрюмо сказал Конов.


И вот он наклонился к ней, чтобы проститься. Вытер платком запекшуюся на лице кровь. И резко отшатнулся, растерянно посмотрел на окружающих.


– Мне показалось, – сказал он, запинаясь, – что она дышит!

– Да ты что!


Один из солдат недоверчиво глянул на Конова:


– Две пули в голову и дышит?


Но обоих оттолкнул Павел Тюкин. В руке его блеснуло маленькое зеркальце. Он приложил его ко рту Вшивцевой и потом бережно поднял. Поверхность зеркальца словно запотела.


– Дышит!


Строй сломался, кто-то побежал за санинструктором. Прошло несколько минут, и носилки, на которых лежала Анастасия, уже погрузили в кузов медсанбатовской машины.


...Она пришла в себя только на девятнадцатый день уже во фронтовом госпитале. Это заметили лишь врачи. Говорить не могла, все части тела были парализованы, девушка ничего не видела.

Ее эвакуировали в Острогожск. Здесь Вшивцевой сделали сложную операцию. Но состояние разведчицы оставалось тяжелым.

Потом потянулись долгие месяцы лечения в Ереване. Именно там начинался второй подвиг в ее жизни. Часами настойчиво растирала кисти рук, онемевшие пальцы. Заново училась разговаривать, читать вслух.


Только в марте 45-го вернулась домой. Уже накануне Победы в полк пришло ее письмо. В нем были строки: «Лежу в постели парализованная, но заверяю вас: пока бьется мое сердце, пока по жилам течет кровь, я буду приносить пользу Родине».


Недуг приковал к постели на четыре года. Она не теряла времени даром: проводила политзанятия в рыб-колхозе, выпускала стенгазету. И все время училась ходить на костылях. Сначала ей это плохо удавалось. Но весной 1949 года она впервые прошла по улице. Это было продолжением подвига.


В том же году Вшивцева уехала сдавать экзамены в Саратовский педагогический институт. Хоть и набрала нужное количество баллов, в списке студентов себя не увидела. Не приняли из-за болезни. Она не отступила и добилась своего. В том же году в ее жизни случилось памятное событие: студентку Вшивцеву приняли в ряды КПСС.


Дни учебы. Напряженные, заполненные до отказа. Для нее в особенности. Но была довольна – только так и стоило жить. И вдруг новый удар – резко ухудшилось здоровье. Снова больничная койка. Ее опять оперировали и не раз. Одну из сложнейших операций сделал выдающийся советский хирург Угрюмов.


Поправлялась она быстро. Сказывалась неуемная жажда деятельности. Быстро догнала своих товарищей по учебе и в 1953 году получила диплом с отличием.


Заслуженный учитель РСФСР Анастасия Семеновна Вшивцева преподавала историю в Духовницкой вечерней школе сельской молодежи. Не очень далеко от ее дома до школы, но каждый шаг на костылях дается нелегко. Она никогда не говорила об этом, как и о возможности жить без волнений, получая пенсию.


За заслуги перед Родиной награждена орденом Отечественной Войны I-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.


Скончалась 7 мая 1988 года. Похоронена на Вечно-Хуторском кладбище Духовницкого района.


Гвардии генерал-майор Олейников А.И.

Вторая Мировая

4.2K постов8.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.

7
Автор поста оценил этот комментарий

ПОТРЯСАЮЩЕ!!! Вот то чувство, которое возникло после прочтения. Огромное спасибо.

8
Автор поста оценил этот комментарий

Вот про кого нужно сказать "Героям слава!!!"

2
Автор поста оценил этот комментарий
А где кадр из 17 серии?
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
В конце рассказа всегда смотрю на дату смерти героя. Слава богу не дожила до развала своей страны.
Автор поста оценил этот комментарий

Я её видел, я её земляк.