КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (третья волна)

3 этапа развития КПТ

Как отмечает В. Нойфельд в истории развития КПТ можно различить 3 фазы: в первой фазе в фокусе исследования находилось поведение и возможности его модификации, во второй — мышление и возможности его модификации. В третьей фазе, начавшей развиваться в 90­е годы XX века, в фокус исследования больше входят эмоции, отношения, интеракции, темы ценностей и смыслов, духовность.


Основными течениями третьей волны являются:

1. Когнитивная терапия основанная на осознанности — Міndfulness ­Based Cognitive Therapy (Segal et al., 2002).

2. Основанная на осознанности редукция стресса — Mindfulness­ Based Stress Reduction (Kabat­Zinn, 1990).

3. Терапия принятия и ответственности — Acceptance and Commitment Therapy (Hayes, Strosahl, Wilson, 1999).

4. Диалектико-поведенческая терапия — Dialectical behavior therapy (DBT) (Linehan, 1996).

5. Функционально-аналитическая терапия — Functional analytic psychotherapy (FAP) (Kohlenberg, Tsai, 1991).

6. Схемотерапия — Schema Therapy (Young, 1990).

7. Десенсибилизация и переработка движениями глаз — Eye Movement Desensitization and Reprocessing (Shapiro, 1989)

8. Метакогнитивная терапия — Metacognitive Theraрy (Clark, Wells, 1994).

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (третья волна) Когнитивно-поведенческая терапия, Психотерапия, Поведение, Психология, Теория, Бек, Длиннопост

Фундаментальность парадигмы:


Поведенческая психология  S (стимул)  -  R (реакция)

Когнитивная психология S (стимул) - O (организм) - R (реакция)

Нейропсихология и нейрофизиология

Психолингвистика и психосемантика

Нарративный подход и лингвистический анализ Л. Витгенштейна

Философский базис


Философский базис КПТ:


Новая эффективная философия – New Effective Philosphy:

Запад – Античность – стоицизм: Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека, Зенон

Эпикур – ответственный гедонизм

Экзистенциализм (Ж-П Сартр, П. Тиллих, М. Хайдеггер)

Общая семантика (А. Коржибски, В. Джонсон)

Философия науки (Т. Кун)

Феноменология (Э. Гуссерль)

Восток – Будда и Лао Цзы


Влияние других психологических школ:


А. Адлер

К. Хорни

Ф. Хайдер

Г. Салливан

Г. Келли


Трилогия разума:


Когниция – обработка информации, аргументация, мышление, узнавание, познание, память, понимание

Конация – целенаправленное действие, мотивация, воля, инстинкты, желания

Аффект – эмоции, чувства, настроение


Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией и построение и осуществление программы действий


Когнитивные функции:


ВОСПРИЯТИЕ (перцепция) – активный процесс поиска требуемой информации, выделения существенных признаков, сличения их между собой, создания адекватных гипотез и последующего сличения этих гипотез с исходными данными;


ПРАКСИС – способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки;


ВНИМАНИЕ – избирательная направленность на тот или иной объект;


ПАМЯТЬ - способность фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опята и использовать его в поведении;


РЕЧЬ - способность обмениваться информацией с помощью высказываний;


ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ – набор высокоуровневых когнитивных процессов, позволяющий планировать текущие действия в соответствии с поставленной целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным процессам и контролировать результат поведения.


МЫШЛЕНИЕ сложная форма психической деятельности, обеспечивающая опосредованное и обобщенное познание объективной реальности с помощью сопоставления получаемой информации, нахождения общего и различий, и вынесения суждений и умозаключений.



Когнитивно-поведенческая психотерапия:

– это активный, директивный, ограниченный во времени, структурированный подход. В основе данного подхода лежит теоретический посыл, согласно которому эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он описывает для себя и структурирует реальность. Представления человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта.


3 базовых положения:


Когниции влияют на поведение и эмоции;


Человек может отслеживать свои мысли и имеет возможность работать над их изменением;


Желаемое изменение в поведении и эмоциях может быть достигнуто посредством изменения мышления.


3 самые популярные школы КПТ:

Рационально-эмотивно-поведенческая психотерапия (А. Эллис)

Когнитивная терапия (А. Бек)

Терапия Реальностью и Теория Выбора (У. Глассер)


В работах Бека выделяются три уровня мышления:

1) произвольные мысли;2) автоматические мысли;3) базовые убеждения (установки) и когнитивные схемы.

Третий уровень является наиболее глубоким и поэтому наименее осознаваемым, произвольные мысли – наоборот, наиболее поверхностны и легко осознаваемы, автоматические мысли занимают промежуточное положение. Автоматические мысли отражают содержание более глубокого уровня – убеждений и схем.


Базовые убеждения не могут быть названы нормальными или патологическими, их можно разделить лишь на адаптивные или дезадаптивные. Более того, одно и то же базовое убеждение, в зависимости от ситуационных особенностей, в разное время может быть как адаптивным, так и дезадаптивным. Дезадаптивные убеждения приводят к возникновению выявляемых при анализе автоматических мыслей когнитивных ошибок.


Взаимосвязь мышления, эмоций и поведения была известна ещё древнегреческим философам-стоикам. Они знали, что способ, которым человек интерпретирует свой опыт, предопределяет то, как он будет себя чувствовать и как действовать. А. Бек использовал этот факт как фундамент для построения высокоструктурированной и краткосрочной методики когнитивной психотерапии.


Поскольку эмоции и поведение человека во многом определяются его мышлением (когнициями), то, меняя мышление, можно изменить эмоциональное состояние и повлиять на поведенческую активность человека. Поэтому главное значение в когнитивной психотерапии придаётся изменению процесса обработки информации человеком, трансформации мышления клиента.

Бек считал, что существенной разницы между нормальными и патологическими эмоциями и поведением не существует, и что наблюдаемые при психических расстройствах дисфункциональные эмоции и поведение представляют из себя не принципиально новое явление, а лишь чрезмерно усиленные нормальные адаптивные процессы.


Когнитивные ошибки – это искажения мышления, которые возникают при обработке информации клиентом, мешают логично мыслить и способствуют возникновению и сохранению психопатологических расстройств. К числу наиболее распространённых когнитивных ошибок относятся следующие:

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (третья волна) Когнитивно-поведенческая терапия, Психотерапия, Поведение, Психология, Теория, Бек, Длиннопост

Произвольное умозаключение – склонность формулировать выводы при отсутствии фактических доказательств, которые подтверждали бы их истинность, или даже при наличии доказательств обратного (т. е. когда реальность совершенно не согласуется с выводами).


Избирательная абстракция (селективное внимание) – избирательное проявление внимания к отдельной, вырванной из контекста, детали при одновременном игнорировании иной, более существенной информации.


Сверхобобщение (сверхгенерализация) – – поляризующее мышление оперирующее крайними позициями и жесткими оценками «все или ничего», «всё прекрасно» или «ужасно», очень хорошо или очень плохо. Синонимичные термины: чёрно-белое мышление, мышление «или – или», поляризованное мышление, мышление по типу «всё или ничего».


Преувеличение и преуменьшение – некорректная оценка каких-либо событий, расценивание их как гораздо более или менее важных, нежели они есть в действительности.


Персонализация (персонификация) – склонность приписывать себе значение событий, связывать внешние события с собой при отсутствии каких-либо доказательств.


Дихотомическое мышление – это максималистское мышление (т. е. мышление, для которого характерен максимализм), мышление в полярностях всё прекрасно или ужасно, очень хорошо или очень плохо. Синонимичные термины: чёрно-белое мышление, мышление «или – или», поляризованное мышление, мышление по типу «всё или ничего».


Катастрофизация – тенденция выбирать худший прогноз и сценарий будущего, характеризуется мыслями, высказываниями и оценками «кошмар», «ужас», «катастрофа», «конец» и подобными.



Когнитивная терапия, как правило, проводится в короткие сроки. Стандартная продолжительность одного сеанса составляет 45 минут. Курс лечения депрессии требует от 15 до 20 сеансов, которые проводятся в течение 12 или более недель лечения. Курс лечения тревожных расстройств состоит из 5 – 20 сеансов. Лечение завершается постепенно: после основного курса лечения клиенты получают возможность на протяжении одного или двух месяцев при необходимости посещать дополнительные занятия.



P.s.: Далее планирую сделать продолжение, в частности о "Рационально-эмотивно-поведенческой терапии Эллиса" + добавить немного практической части.

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

3
Автор поста оценил этот комментарий

То есть когнитивно-поведенческая психотерапия помогает человеку, к примеру, избавиться от черно-белого мышления? А насколько длительны эти изменения? Бывает так, что при сильном стрессе человек снова скатывается в черно-белое мышление, к примеру?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Первая же мысль по прочтении была об НЛП. Погуглила, действительно НЛП формально можно отнести к когнитивной терапии.

Это я к чему. У меня внутри спорят два персонажа. Одна я говорит - это работает ситуационно, и больше похоже на таблетку по симптомам, чем на поиск причины, как ищет психосоматика, например. Другая я говорит - иногда снятие симптоматики просто необходимо.

Я к психологам отношусь мало, я технарь. И систематизирую привычными мне категориями. Пожалуйста, могли бы вы как-то прокомментировать мой внутренний спор, возникший после прочтения?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за пост!


А вы работаете в русле когнитивной терапии?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Очень удивлен здесь увидеть текст своей презентации с фотографией и слайдами, без ссылки на авторство. "Автор" прошу объяснений.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Это материал авторские права на который принадлежат Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Терапии. Поэтому свяжитесь пожалуйста с нашей организацией для решения возникшей проблемы.  http://associationcbt.ru/ info@associationcbt.ru