Клиент и терапевт - первая встреча
Я с некоторого времени очень верю, что психолог может помочь человеку в сложной ситуации, верю в то, что наша профессия полезная. Но бывают случаи, когда что-то не складывается, клиент уходит.
И не всегда понятно однозначно, почему это произошло. Может быть, действительно, этот психолог ему не подходит как человек: не нравится, как и что он говорит, смеется или, наоборот, умствует, как слушает или выдает интерпретации.
Бывает, что у клиента свои представления о работе психолога, он хочет быстрого результата, а терапевт ему его не дает.
Много всего бывает. Бывают причины глобальные, а бывают на мой взгляд небольшие, которых можно избежать. Я и хочу про них написать.
Адресую пост в первую очередь начинающим терапевтам, которые поднимают свою практику, а также клиентам, которые хотят найти своего психолога и которым интересна обратная сторона вопроса.
В общем, я за психологическую работу и за клиентов, которым это помогает.
В первую очередь, я хочу восхититься теми людьми, кто идет к психологу, его хорошо не зная и не видев ранее его работы. По знакомству или по рекомендации, прочитав что-то в интернете или посмотрев видео. Так все равно не узнаешь наверняка, какой челочек этот психолог. Сейчас не так много мероприятий, где можно лично познакомиться с психологами, для этого часто нужно ехать на психологические интенсивы или конференции, что делать, если тебе не очень еще близка тема психологии, ее подходов и направлений, не очень то хочется.
Доверить свою историю, рассказать про сложности и тупики человеку, которого ты видишь в первый раз в жизни, довольно смелый поступок (не для всех это так, но для большинства все-таки да). Я как психолог, довольно редко про это вспоминаю, но это так.
Итак, клиент дошел до первой встречи, это уже хорошо. Задача психолога на ней (как и пишут во всех книжках) выстроить атмосферу доверия. И это правильно. Но не везде пишут и про то, что на первой встрече обязательно нужно задать формат работы. Рассказать про конфиденциальность, регулярность и непрерывность, про то, сколько будет длиться встреча, в каком подходе вы работаете и какого и когда результата от вашей работы ожидать (если клиент совсем не знает о вас и о том, как вы работаете).
Когда клиент озвучил запрос, очень правильно, на мой взгляд, в конце встречи обсудить, сколько примерно сессий займет работа с данным запросом. Здесь очень важно заключить договор (устный), и понять, что человек готов на условия, которые терапевт ему предлагает (по оплате, по количеству встреч, по пропускам и отменам встреч, по тому, что если клиент решил закончить терапию, он приходит на еще одну-две встречи, чтобы обсудить причины ухода и либо пройти сложные моменты, либо правда терапию завершить).
В конце встречи (несмотря на то, что клиенту много еще хочется всего рассказать) нужно взять время на то, чтобы спросить, как ему было сегодня с вами, хочет ли он продолжить работу.
Многим специалистам кажется, что лучше уделить клиенту максимум времени, особенно когда много чувств и информации. Это отличный порыв, и я его знаю. Но лучше ассимилировать то, что уже было сказано и поговорить о его намерениях и вашей работе. Это важно для клиента не меньше, а даже больше, чем еще 10 минут слушания его рассказа.
Тут же нужно решить вопрос про следующую встречу - ее дату, время. Не откладывать это до телефонного разговора или до переписки. Клиент может решить все сейчас, на самом деле он уже знает. Если клиент откажется от работы, это будет понятно уже сейчас, а не через несколько дней.
Важно понимать, что терапевт не ограничивает клиента рамками договора и не запирает его обязательствами, а создает условия, чтобы эта работа была эффективной. Очень важно в это верить. Если не верить, тогда кажется, что действительно что-то впариваешь или навязываешь, работаешь продавцом. Но терапевт не продавец, он психолог и его работа может быть очень важной, иногда жизненно важной.
Клиентам мне хочется написать: не бывает очень большого и быстрого волшебства, очень быстрого результата, хотя я верю, что все мы-психологи стараемся. Мне в одно время очень нравился подход, о котором мне рассказали: после того, как клиент озвучил свой запрос, спросить его сколько он живет с этой проблемой, а потом - сколько, как он думает, может занять работа с ней. Такое ненавязывание своих сроков, разделение ответственности. И даже если клиент не представляет, как вы работаете (хотя за одну встречу может быть уже примерно ясно), он назовет какую-то цифру.
С другой стороны для клиентов хочется написать, что очень важно верить и доверять себе. Мне не хочется в этом посте к кому-то больше проявлять лояльности, ни к клиентам, ни к терапевтам. Я была и тем, и другим. Я уходила и от меня уходили.
Так вот, если встреча была не такой, какой вы ее себе представляли, что вы чувствуете, что что-то все-таки было полезно и вы хотите еще раз попробовать, идите. Если не хочется и думаете: Может, дать ему еще шанс? думаю, не стоит. Я за профессионализм терапевта.
А еще мне хочется написать, чтобы вы верили в себя. Терапевты - в то, что они хорошие терапевты и даже если что-то не получилось, потом можно сходить на супервизию и все прояснить, клиенты - что сможете найти своего терапевта и справиться с тем, с чем сейчас приходится справляться, станет лучше и радостнее.
Автор: Татьяна Сабрекова. Опубликовано на b17.ru.
Психология | Psychology
20.1K постов59.4K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.