Чо добру пропадать?
Произошла эта история аж в феврале 15го года, но память о ней не просто живёт, но ещё и живёт ярко. По крайней мере, в моей голове.
С потенциальным заказчиком мы тогда очень быстро определились, что именно ему нужно, и буквально за день договорились с ценой (запросил я немного).
Потом начались препирательства на тему порядка оплаты и выполнения работ. Мне хотелось иметь хотя бы частичную предоплату, а клиент настаивал на 100% постоплате.
- Ты меня тоже пойми, - говорил он, - меня только недавно кинули. Доверия к вам, фрилансерам, никакого.
Что такое недоверие к фрилансерам я хорошо понимаю. К сожалению, неоднократно приходилось доделывать за другими их работу, потому что исполнитель или схалтурил, или кинул. В итоге согласился и в короткие сроки всё сделал.
Дальше диалог:
Я: Всё готово. После получения средств поставлю код на Ваш сайт.
З: Погоди-погоди, мне же сначала убедиться надо. Высылай код, я проверю, а потом заплачу.
Я: Вы извините, но код я без оплаты не отправлю. Если хотите посмотреть на работу кода, то я сейчас могу залить сайт на свой хостинг и вставить туда этот код.
З: Да, давай.
С самим хостингом я провозился ещё добрых полчаса по разным сторонним причинам, но код залил и отправил клиенту на проверку.
З: А на моём сайте он точно так же работать будет?
Я: Да, он будет работать точно так же.
З: Чо-то я не уверен.
Я: Я выгружал исходник Вашего сайта и проверял на нём - всё работает.
З: Хорошо, ставь код.
Я: Сразу после поступления средств поставлю.
Потом клиент надолго (на несколько часов) замолчал. Я уже думал, что пошёл до какого-нибудь терминала/банкомата перевод делать, но нет. Все последующие сообщения, коих было много, я скомпилировал в одно. Получилась концентрированная ахинея.
З: Слушай, скажу тебе честно: денег я тебе не заплачу, да там и не за что, на самом деле. Ты много запросил, а у меня бизнес затратный, я даже и минимальную сумму заплатить не готов. Но ты же уже выполнил работу, отдай мне её за так. Я поставлю этот код, а тебе приятно будет. А если денег заработаю, то позже тебе настоящих заказов подкину. Я человек слова, деньгами не обижу! Вот не дашь ты мне этот код и кому от этого лучше будет? Да и вообще - чо добру пропадать?
Я вот это одному заказчику показал (https://youtu.be/NUgBHRbQOE4). Долго смеялись. Правда... он как-то натянуто :-
Надо было ему на хост залить парочку файлов вида "ПИДОР! НЕ ОПЛАЧИВАЕТ РАБОТУ.txt"
А вообще обычно сразу понятен исход, если нет предоплаты.
Вот поэтому, когда я работал на фрилансе, всегда работал по 100%-ной предоплате. Два раза за пять лет отступил от этого правила, и оба раза кинули.
Причем оба раза были проверенные клиенты, с многолетним опытом сотрудничества. Просто если человек видит возможность не платить, он не платит, и пофиг на многолетнее сотрудничество.
Всё просто:
а) если заказ маленький, то как в 12и стульях: "..можно, но деньги вперёд!"
б) если заказ большой: 50/50, других вариантов нет!
Если увидел, что заказчик начал юлить и крутить носом - досвидос и чао-какао!
Время , потраченное на разруливание возможных прецендентов абсолютно не стоит того. А вот эти варианты типа бэкдоров, заглушек и т.д. и т.п. - детский сад.
Избегайте подобных людей!
В некотором роде несколько категорично, но позволяет на этапе предварительного общения отсеять неадекватов и избежать геморроев в будущем.
Держите нос по ветру и всем адекватных клиентов.