Белоночные хроники. Достояние Атлантиды. (Главы 11- )
Из Петрозаводска я выехал поздним, …белым вечером. Мне предстояло проехать ещё несколько десятков километров вдоль Онежского берега, до знакомого по прошлогоднему путешествию залива («губа», по-местному). Ибо, после разговоров с Фёдором, я вспомнил об интересном валуне на его берегу.
Но, и то, что мне там, на скалах низовья реки Выг, рассмотреть и понять удалось, предоставило богатую пищу для размышлений и умозаключений.
Здесь отвлекусь от основной темы данного повествования. Расскажу об этой галлерее наскальной живописи.
7 - 8 тыс. лет назад, во времена своего создания , эта галерея была морским побережьем. Но, этот Беломорский берег поднимается. И теперь, от петроглифов до воды - километров 10. (Кстати, соседний городок с интригующим названием Кемь (таким же словом называли свою страну египтяне) ещё 500 лет назад был приморским. Теперь он, по тем же причинам подъёма, - в 20 км. от берега).
Это река Выг. На её островах и находятся скалы с петроглифами (Всего- порядка 2500, если верить тем. кто считал).
Нам сюда:). От места, куда можно добраться на машине, - ещё ...немножко километров пешей прогулки по лесной тропе.
За 8000 лет своего существования каменные картинки ...не становились чётче. К тому ж, на момент когда я добрался до места, солнце стояло уже довольно низко. И фото получились- не лучшего качества. Потому, прибегну к этой "шпаргалке", чтобы прокомментировать нек. из петроглифов.
Смотрим правый столбец картинок. На верхнем рисунке изображена сцена морской охоты на белуху(?) группой из нескольких лодок с экипажами. Судя по фалам, тянущимся от лодок к зверю, охотники уже метнули свои гарпуны, и они достигли цели.
Под ним - самое древнее изображение людей на лыжах. (8000 лет назад концы лыж уже загибали вверх, как положено). Любопытно ещё то, что эти ребята на лыжах изображены ...голыми(?). Во всяком случае, на оригинале видны их мужские достоинства. (На шпаргалке эту подробность не отразили). И самый нижний рисунок - самый знаменитый. Используется в качестве логотипа одной из Норвежских фирм. И - в школьном учебнике истории. Изображает морскую охоту большого судна, с экипажем из 12(!) охотников. Запечатлён момент метания гарпуна в морского зверя. С разматывающимся за гарпуном фалом. Чуть выше - силуэт, похожий на судно с ...парусом(?)...
А вот в левом столбце левый верхний символ ...ничего вам не напоминает? Это же - почти египетский анх! «Ключ жизни». А ведь Египта в те времена ещё и в проекте не было...
Топаю далее, к скалам с петроглифами. (Данные скалы - горизонатьные, плоские).
...Знаку бесконечности - уже 8000 лет?...
Сцена, изображающая групповую охоту на лосей. Автор последовательно изобразил неск. важных моментов охоты. Загон, преследование группы животных, метание копий разными охотниками в разных лосей, добивание (скинув лыжи). Вообще, большинство петроглифов сгруппированы по принципу совр. комиксов. Последовательно изображают ключевые сцены деятельности древнего человека. В частности,- способы, приёмы охоты на того, или иного зверя. Общее впечатление: это - доисторическая школа. Место, где обучали теории промысловой профессии древние поколения NEXT.
Т.е., назначение этих петроглифов — сугубо прикладное. В отличие от Онежских, скажем, изображений. Созданных, как мне кажется, …доисторическим романтиком. Стаи длинношеих лебедей, трогательный новорожденный лосёнок — т.п.… (Покажу в след. посте).
Здесь персонаж, вооружённый луком, выгнулся от боли(?), словив две стрелы в спину и шею. Напротив него - сцена охоты из засады на медведя. (картинка перевёрнута отн. первой). Охотник поражает зверя копьём сверху, видимо с дерева, зависнув на нём вниз головой. Прорисована даже цепочка медвежьих следов.
Здесь (в верхней части фото) - то самое 12-местное судно. (См. выше коммент к "шпаргалке")
Здесь хорошо видна разница между тем, что было скрыто почвой и тем, что было от почвы свободно (Левая верхняя часть. Там тоже есть изображения, но "не вооружённым глазом" мало что разберёшь).
Нафотографировал много. Но большинство из фото - маловразумительны, как это. Потому, дальше грузить- не вижу смысла. Если где попадётся буклет с Беломорскими петроглифами - рекомендую купить. (В природе он существует. Я купил на обратном пути в Петрозаводске). Там фото сделаны с рисунков, заполненных предварительно красителем, для контрастности. Представляются гораздо более понятными и осмысленными).
В заключение- эта картинка. (Заимствована из сети).
Мысленно, почему-то сразу же назвал его "Гаргантюа":) НЕкто, горбатый, с клиновидным затылком, с одной рукой, одной ногой с непропорционально огромной ступнёй, оттопыренными ягодницами и гигантским фаллосом. Изображение, похоже, карикатурное. Автор явно не испытывал симпатий к своему персонажу, подчёркивая его физические уродства. Но, если верить публикациям исследователей, ...это - единственное изображение (там) руки и ноги с ПЯТЬЮ пальцами. Все прочие- трехпалые. И что бы это значило? Пятипалость ...тоже считалась уродством?... Ведь здесь она - явно автором подчёркнута. Даже кисть и ступня непропорционально увеличены для этого.
И ещё (возвращаясь к лыжникам): почему они - таки- на лыжах нагишом?...
Но, возвращаюсь в фарватер своей повести. Еду на Янь - губу.
К своей прошлогодней, прионежской находке («подозрительному» камню) я решил добраться ещё раз — больше — для Фёдора. Не то, чтобы меня очень уж всерьёз впечатлили его фантастические гипотезы. Скорее, даже, — наоборот. В моём отношении к теме его поисков преобладал, как раз, скепсис. И ощущение, что сказал—то мне Фёдор …не всё. Чувствовалось, что откровенен он был со мною лишь …очень отчасти. (Да и, вообще, …даже сомнения в его адекватности, порою, возникали…). Но, …ведь пообещал же человеку. Посильно посодействовать в его изысканиях. Вот и …изволь «содействовать» теперь.
Продолжение следует.
Сергей Сунгирский
- Ну, по беломорским петроглифам у меня, собс-но, всё. А до конца - ещё 42 главы. С интересом прогуляюсь виртуально с Вами по острову.