Серия «Православие это...»

Сегодня родительская!

Сегодня родительская! День поминовения, Человек, Церковь, Традиции, Бог, Религия, Усопшие, Telegram (ссылка)

«Сегодня родительская!» — фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры.

Что такое родительская суббота

Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.

Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Зачем приносят еду «на канун»?

Приносить продукты в храм — «на канун» — это древняя практика совершения общих тризн, то есть поминовений усопших. По традиции, прихожане храма собирали больший общий стол, для того чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Сейчас продукты, которые верующие приносят и кладут на специальный столик, идут потом на нужды прихода и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает.

Мне кажется, это добрый обычай — поминать своих почивших близких добрым делом. В данном случае -  помогая нуждающимся или облегчая бремя людей, которые служат в храме (конечно, это не только священнослужители, но и свечницы и все те, кто бесплатно, по воле сердца помогает в Доме Божием). Принося продукты в храм, мы и служим ближнему, и поминаем наших усопших.

Сегодня родительская! День поминовения, Человек, Церковь, Традиции, Бог, Религия, Усопшие, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я перестал читать комментарии к своим постам и соответственно не отвечаю на них здесь. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 1

Как правильно не заботиться о завтрашнем дне

Как правильно не заботиться о завтрашнем дне Православие, Христианство, Иисус Христос, Человек, Бог, Религия, Мир, Спокойствие, Счастье, Заповеди, Церковь, РПЦ, Вера, Жизнь, Правда, Философия, Монастырь, Монахи, Длиннопост, Telegram (ссылка)

О чём говорит Спаситель, когда призывает нас не заботиться о завтрашнем дне (Мф, 6,34)? Как же о нем не заботиться, если у каждого из нас есть обязанности – перед другими людьми? Рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Ждать у моря погоды и ничего не делать?

В Евангелии сказано: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем, достаточно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Эти слова Спасителя вполне можно понимать буквально, но только обязательно правильно.

Нигде в Священном Писании мы не сможем найти одобрения праздности. Многим из нас с детства знакома поговорка «кто не работает, тот не ест», которая как ни странно, потому что широко распространена она была в советские времена является практически дословной цитатой из Послания апостола Павла к фессалоникийцам: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Фес. 3, 10).

Безусловно, апостол Павел вряд ли решился бы как-то противоречить словам Христа Спасителя. Более того, все Священное Писание говорит о том, что со стороны человека необходим труд как духовный, так и телесный

Если мы вернемся к самому началу Священного Писания, Книге Бытия, то увидим, что человек получил повеление в поте своего лица снедать свой хлеб, то есть трудиться своими руками, уставать, утомляться и таким образом добывать пропитание, для себя насущное.

Поэтому в словах «не заботьтесь о завтрашнем дне» нет призыва к праздности. Что же означает «заботиться» в этом контексте? Чрезмерно много думать о том, будет ли мне завтра что есть, что пить, во что одеться.

Думать нужно иначе: мне просто нужно сегодня делать все, от меня зависящее, для того, чтобы завтра у меня все это было. Мне необходимо быть в своих расходах скромным, бережливым, мне необходимо работать усердно, но при этом избегать страха, волнения, внутренней суеты, которая рождается у человека, не доверяющего Богу и Его Промыслу о себе. Ведь этот страх порой появляется у людей, которые уже имеют все необходимое, но с большими сомнениями и тревогой смотрят в завтрашний день. И этот страх без какой-то реальной причины начинает уничтожать человека изнутри.

Границу между здравым попечением и суетностью не так сложно определить. Все, что здраво, носит конструктивный характер. Когда человек рассчитывает свои силы, средства, обдумывает все обстоятельства и не мечется от этого, а напротив, чувствует себя более спокойно и уверенно, это можно назвать здравой, нормальной заботой.

При этом если человек верующий, то он понимает, что его планы могут подкорректироваться в соответствии с волей Божией. А значит, так тому и быть, потому что в конечном итоге все обратится к пользе. Когда же человек в этих мыслях и в этом попечении пребывает непрестанно, когда этот страх его мучает и заставляет глотать успокоительные препараты, то, конечно, грань здравого отношения человек уже переступил.

Здесь и сейчас, всё и сразу?

Выражение «не заботьтесь о завтрашнем дне» в сознании некоторых людей приобретает совершенно превратный смысл: живи беспечно, одним днем, «бери от жизни все», не думай о последствиях. Очевидно, что такая подмена понятий может произойти только в сознании человека, который свои представления о том, как правильно прожить эту жизнь, черпает где угодно, но только не в Евангелии.

Это, скорее, даже какая-то сатанистская идеология, ведь известно, что один из постулатов современного сатанизма — это «здесь и сейчас», то есть я должен получить все, что захочу, прямо здесь и прямо сейчас, невзирая ни на моральные, ни на материальные ограничения.

А почему происходит эта подмена? Она происходит тогда, когда человек теряет веру. Это то, о чем говорил Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено». И если нет вечной жизни, то хочется действительно получить максимум удовольствия от каждого дня жизни земной. Человек просто не задается вопросом: «А что потом?», или же задается и дает себе на него отрицательный ответ: «Никакого «потом» не будет».

Если продолжить разговор о подменах, то приходится вспомнить, что часто в некой беспечности обвиняют многодетные семьи: мол, люди рожают детей и не думают о том, как они их будут воспитывать. Такие семьи на самом деле часто сталкиваются с бытовыми и финансовыми проблемами. Но, на мой взгляд, данная постановка вопроса вообще неправильна и неправомочна.

Какая альтернатива предлагается? Заниматься планированием рождаемости? Это совсем не христианский подход. Мы видим семьи, в которых родители хотят иметь детей, и Господь им их не посылает; и видим семьи, в которых действительно есть определенные материальные трудности, отсутствие достатка, и рождается ребенок за ребенком. Ведь это тоже дело Промысла Божия.

Появление каждого человека в этот мир это всегда некое чудо. Вот не было его а потом он явился. И мне кажется, что это именно как чудо и как волю Божию надо принимать, а не упрекать людей в беспечности.

А насколько уж удается обеспечить детей необходимым, это, наверное, в значительной степени зависит не от того, сколько их рождается, а от того, как в целом складывается жизнь родителей: насколько они востребованы как профессионалы в своей области, насколько они в свое время потрудились, чтобы такими профессионалами стать.

Вот на чем нужно концентрироваться, а не на количестве детей. Ведь нет ничего дурного в том, чтобы приобретать профессию, которая может сделать человека твердо стоящим на ногах.

Просто не надо, с другой стороны, и как-то безутешно скорбеть, когда по какой-то причине труд невысоко оплачивается, лишь бы он был честным и не связанным с чем-то греховным.

Есть, конечно, такие семьи, где детей рожают одного за другим и не занимаются ими. Но здесь проблема не в многодетности, ведь по большому счету нет разницы: один ребенок предоставлен самому себе, или двое, или пятеро. Вся суть в родителях, которые либо пьют, употребляют наркотики, либо им просто нет дела до своих детей.

Во многих многодетных семьях дети не только не предоставлены самим себе, но они еще и участвуют в воспитании друг друга, и их количество становится не проблемой, а наоборот, решением проблемы.

Заповедь о труде

Я еще раз возвращусь к Книге Бытия и к повелению в поте своего лица добывать хлеб. Все необходимое нам в жизни действительно добывается с трудом, и это некая епитимия, которую несет человек после грехопадения. А что мы знаем о епитимии? Плохо, когда приходится ее нести, ведь это означает, что есть некий повод, который определяет ее необходимость. Но если уж ее нам определили, то нужно ее выполнять.

Как правильно не заботиться о завтрашнем дне Православие, Христианство, Иисус Христос, Человек, Бог, Религия, Мир, Спокойствие, Счастье, Заповеди, Церковь, РПЦ, Вера, Жизнь, Правда, Философия, Монастырь, Монахи, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Посильное, разумное попечение о своих материальных нуждах тоже составляющая часть епитимии, данной нам после грехопадения. Фактически это еще одна заповедь Божия трудиться и добывать свой хлеб.

А возвращаясь все-таки к этому слову «не заботьтесь», или, как сказано в церковнославянском тексте, не пецытесь (не пекитесь) хочется вспомнить рассказ Аркадия Аверченко, замечательного дореволюционного писателя, которого называли королем смеха.

Герою этого рассказа, который пытался сделать какое-то дело и для этого блуждал по многим инстанциям, все время говорили: «Надо бы похлопотать». Он никак не мог понять, что значит «похлопотать»: бегать, хлопать руками, крутиться, еще что-то делать?

Так и человек, который излишне о чем-то печется, он как бы бессмысленно «хлопочет» бегает, машет руками, а толку от этого никакого нет, потому что внутреннее беспокойство, суета способны только лишь помешать человеку сделать то, что ему необходимо.

Если речь, допустим, идет не о семье, а о монастыре, то и там эконом совершенно обязательно должен рассчитать запасы, денежные средства так, чтобы их хватило на питание, на одежду для братии, на все необходимое для богослужения. Если он этого не рассчитывает, то грош ему цена как эконому и, наоборот, выполняя свое монашеское послушание, он ни в коем случае не приходит в противоречие с Евангелием.

Как правильно не заботиться о завтрашнем дне Православие, Христианство, Иисус Христос, Человек, Бог, Религия, Мир, Спокойствие, Счастье, Заповеди, Церковь, РПЦ, Вера, Жизнь, Правда, Философия, Монастырь, Монахи, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Однако если он без конца ходит мрачнее тучи и говорит: «Завтра мы все умрем с голоду», хотя на день сегодняшний есть все необходимое, он, безусловно, против доверия Богу погрешает. Мы можем видеть множество примеров в истории различных обителей, когда открывали амбар с полной уверенностью, что он пустой, а он чудом Божиим ломился от пшеницы или других запасов.

Господь тем самым явным образом показывал, что человек посредством собственного попечения ничего не может обрести, что Он заботится о нас Сам, и мы получаем то, что нам потребно. Ведь в Евангелии есть и такие слова: Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6, 27). Сделайте все, что от вас зависит, а в остальном положитесь на Бога.

Старец Паисий говорил про себя: когда нужно что-то сделать, я сначала делаю все по моим силам, что требуется, а потом становлюсь на молитву, воздеваю руки и молюсь о том, чтобы Господь дал то, чего не хватает. Вот самое лучшее попечение, самая лучшая забота о завтрашнем дне.

Инна Стромилова, игумен Нектарий (Морозов)

Как правильно не заботиться о завтрашнем дне Православие, Христианство, Иисус Христос, Человек, Бог, Религия, Мир, Спокойствие, Счастье, Заповеди, Церковь, РПЦ, Вера, Жизнь, Правда, Философия, Монастырь, Монахи, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 3

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы Богородица, Богоматерь, Православие, Ангел, Иисус Христос, Христианство, Длиннопост, Telegram (ссылка)

«Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!»

Мало в христианской Церкви, в религиозной традиции, в религиозной памяти христианских народов столь радостных и светлых праздников, как весенний праздник Благовещения. А вместе с тем, кажется, ни одно из событий, описанных в Евангелии, не вызывает у неверующего, у скептика, у рационалиста столько недоверия и скептицизма, как именно это странное событие. Этот ангел, посылаемый с неба к юной женщине, это странное обещание, этот непонятный разговор… Нет, даже если и готов скептик, как он говорит, признать некую историческую основу у христианства, если готов не все скопом отрицать, то не здесь, не в этой детской сказке. И выходит, что вся наша радость, весь этот взрыв ликования: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!» – что все это, так сказать, – ни о чем, о легенде, о мифе, или даже еще страшнее… об обмане.

Но пройдите по музеям всех стран, и со всех стен будут сиять на вас эта лазурь неба, этот радостный и трепетный лик ангела, обращенного к Деве, Ее смирение, Ее неземная красота. Войдите в храм в вечер под Благовещение и дождитесь этого торжественного момента, когда в наступившей тишине раздастся эта сладостная песнь, которой мы ждем целый год: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся!» Что это?

Обман, самообман, длящийся почти две тысячи лет? И если обман, то как же ему радоваться и о чем эта особенная благовещенская радость?

Вот тут, в такие минуты так ясно становится то трагическое, слепое, тупое и злобное непонимание, которым обращено к религии неверие. Это какой-то вечный, неистребимый Смердяков, с прихихикиванием развенчивающий стихи. Действительно, кто же это говорит в «стихах-с» – глупо и ненужно. И торжествует Смердяков свою вечную победу, и кажется ему, что со стихами покончено, ибо как можно серьезно защищать их – глупость, и дело с концом. Но вот и после Смердякова люди не только пишут стихи, но и зачитываются ими, и они нужны им неизмеримо больше, чем та плоская и утилитарная премудрость, о которой возвещают, что она приведет человечество к полному и окончательному счастью. Но вот и после всех развенчаний религии приходится собирать совещания по вопросу, «что делать с ростом религиозности у молодежи». Слышите? – У молодежи, а не у уходящих и обреченных поколений. Ибо ведь вот оно, то, чего никогда, никогда не поймет Смердяков. Не поймет, что есть другая правда, высшая правда, та, к которой неприменима таблица умножения и химический опыт, неприменима даже наша обычная, рассудочная, рациональная речь. Эту правду нам дает, сообщает, раскрывает поэзия. И эту же правду, на неизмеримо большей глубине, дает, сообщает нам религия.

Да, это, конечно, детские слова, да, это своего рода сказка: «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Мария». И потом: «Радуйся!» (Лк.1:26–28), и это обещание, и это сомнение, и эта самоотдача… И, конечно, неприменимы к этому таинственному рассказу наши обычные категории – как, когда, каким образом, – как неприменимы они и к торжественному утверждению Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Ибо и речь идет тут не о событиях в нашем понимании этого слова, а о событии духовного порядка, об откровении душе и сердцу. На этой плоскости это именно правда, и правда более глубокая, чем все наши земные и ограниченные правды; и доказательством тому эта радость, что вот уже две тысячи лет ключом бьет и разражается светлым ливнем хвалы: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!».

Ведь вот, даже пословица говорит – нет дыма без огня. Но какой же тогда должен быть этот огонь, что и горит, и светит, и греет, и побеждает в нашем темном, холодном и таком плоском, смердяковском мире? Благовещение, благая весть – новость, никогда не переставшая быть новостью – новой, неслыханной и ослепительной. Ведь вот – вчерашние новости истлевают в желтеющих ворохах газетной бумаги. Но вечно новой остается эта весть о спасении, о радости, о пришествии к нам Бога. И вечно трепетным остается это смиренное принятие: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк.1:38). И вечно новым остается это сочетание неба и земли, красоты небесной и красоты земной, Божественного голоса и человеческого приятия. А все это и есть праздник Благовещения.

И в Церкви в этот вечер мы не рассказываем о прошлом и не вспоминаем того, чего не можем помнить. Все это как будто на наших глазах, на этой земле случается с нами. Мы – свидетели и участники не события и не факта, а таинственной глубины того, что за всеми событиями и за всеми фактами, той глубины, которая находит наконец в жизни свой последний смысл, свою высшую цель, свою внутреннюю ценность.

Христианство начинается с благовещения, начинается со слышания нами небесного голоса. И с нашего принятия этой вести. Благовещение – это действительно и в полноте своей праздник Божественной любви и человеческой свободы. Свободы, свободно принимающей любовь. Именно поэтому: «Благовествуй, земля, радость великую, пойте, небеса, Божию славу!». Вот скоро соберемся мы снова и услышим эти слова, услышим: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся!» И то, что произойдет с нами, – это чудо прикосновения к неземному, к такой чистоте, к такой любви, к такому послушанию, которых мы не знаем в этом мире и в наших грешных отношениях. Все это будет снова дано нам как некий небесный дар, а получение этого дара, слышание этого голоса и принятие и есть сущность праздника, сущность веры, сущность христианской жизни.

Протопресвитер Александр Шмеман

Благовещение Пресвятой Богородицы Богородица, Богоматерь, Православие, Ангел, Иисус Христос, Христианство, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 1

Боль и скорби в нашей жизни

Тропа жизни – это боль и слёзы; на ней повсюду терния и шипы. На каждом шагу – Крест, борьба и скорбь, Гефсимании и Голгофа. Боль постоянно пронзает нас острым копьём. Если бы мы могли взять землю и как губку отжать её, то потекли бы кровь и слёзы.

 «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет», – говорит псалмопевец.

 Всё прекрасное связано с болью, но и боль ведёт к радости. Роза производит шипы, а из шипа вырастает роза. Радуга обычно появляется после грозы. Буря должна пройти, чтобы на небе стали видны звёзды.

 Рассуждение, просвещённое христианской верой и любомудрием, рождает способность прозорливо смотреть вглубь вещей. В боли оно видит радость и надежду, ведь и Христос восторжествовал через боль Страстей и Креста.

 Для создания шедевра скульптуры требуется большая работа молотком. Великие души обязаны своим величием тяжёлым скорбям. Золото и драгоценные украшения сначала проходят через огненную печь.

Боль сокрушает человеческое существо. Это пожирающий огонь. Это гроза и буря. «Как море, внутренняя моя никогда не бывают в покое», – говорит Соломон. Бывают моменты, когда испытания находят одно за другим или обрушиваются все вместе одновременно. Крест тогда весьма тяжек. Напряжение достигает апогея. Душа испытывает такую тяжесть, что едва держится. Всё вокруг и внутри видится чёрным. Кругом тьма, кругом безысходность. Святой Григорий Богослов говорит: «Хорошее ушло; бедствия вызывающи и обнажены; путь лежит среди ночи; маяка не видно нигде, Христос как будто спит».

 Жизненные скорби как копья и ножи. Копья и ножи, которые безжалостно разрывают и терзают сердце, палят его и парализуют, полностью лишая сил.

 Единственное, что нам остаётся в такие моменты, – вопль, сетование и вместе с тем горячие просьбы к Богу: «Помилуй мя, Господи... душа моя смятеся зело... Утрудихся воздыханием моим...», «Бысть сердце мое яко воск таяй...», «Помилуй мя, Господи, яко скорблю... изчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих... забвен бых яко мертв...», «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь... вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя?».

 Человек поставлен как царь творения, но венец его сплетён из терния. Когда-то путь его жизни удаётся как песня и радостная симфония, но чаще этот путь получается лишь как бесконечный печальный траурный марш.

 Вопрос о смысле страдания вечен. Его изучали философы и обществоведы, психологи и многие другие. Но подлинный ответ на него – в христианстве, в вере, в Законе Божием.

 Этот ответ двойственный. С богословской стороны, боль есть результат падения, как и прочее зло. Она результат неправильного пользования свободой, плод преслушания. Со стороны этической и нравственной, она есть средство для приобретения добродетелей и совершенства.

«Я буду всегда чтить Бога, – говорит Григорий Богослов, – каким бы испытаниям Он бы ни попустил на меня прийти. Боль для меня есть лекарство спасения». Василий же Великий говорит так: «Поскольку Бог уготовляет нам венец Своего Царствия, поводом к добродетели пусть будет болезнь».

 «Скорби, – говорит святой Златоуст, – ставят нас ближе к Богу. И если будем думать о пользе скорбей для вечности, то не станем печалиться».

Святой апостол Павел, претерпевший столько гонений и скорбей, весь уязвлённый «язвами Господа», учит, что Бог попускает человеку страдать «на пользу, да причастимся святыни Его».

 У Бога есть тысячи способов, чтобы явить тебе Свою любовь. Христос может обратить несчастье в мелодичную песнь славословия. «Печаль ваша в радость будет», – говорит Господь.

Каково сражение, такова и победа. На небесной купле нет дешёвых вещей. Время страдания и жертвы есть время благословения: вслед за каждым крестом – воскресение. Что из того, что теперь мы страдаем и непрестанно рыдаем? «Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам», – говорит апостол Павел.

Человек, который терпит страдания, есть настоящий подвижник, одерживающий славные победы, и сполна будет вознаграждён вечными благами. «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его», – говорит апостол Павел в послании к Коринфянам.

 Тот, кто смотрит на страдания сквозь призму вечности, уже победил. Он избранник, непреклонной верой в Бога достигший радости, вкусивший благости Господа; он – потенциальный венценосец. Он может вслед за апостолом Павлом победно воскликнуть: «Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он».

 В таком духовном измерении преодоление боли и преображение её в искупительную радость становится реальностью. Это – изменение, производимое силою Божией. Такое обновление, абсурдное для рационально мыслящего человека, есть следствие христианской веры. Если для безбожного материализма такое обновление есть неразрешимый вопрос, а для человека плотского – мечта, то для верующего – это великое чудо изменения Божия.

Духовное отношение к страданиям даёт решение великого вопроса и ведёт из тьмы к свету.

Итак, нужно относиться к скорбям, которые на нас находят, как к благословению Божию. Зерно в земле угнетается, разлагается и тогда производит жизнь. Богат благословенный урожай скорбей. Велико благословение Божие на поле слёз – благословение, которое обретает тот, кто истинно верует благодаря дару рассуждения. Благословение Божие и милость почивают на тех, кто прошёл через пещь многообразных скорбей, укреплённый Божией силой и рассуждением. Их ожидает вечное, бессмертное и всеблагое отдохновение в Боге! Аминь.

Архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

p.s. На ваши вопросы или пожелания, я готов ответить в Telergram: Prostets2024

Для новых посетителей моей странички, рекомендую прежде размещённый материал:

Серия диалогов неверующего со священником: Диалоги

Серия постов: Наука и религия

Серия постов: Вера и неверие

Пост о «врагах» прогресса: Мракобесие

Пост: Сильная слабая личность человека

Показать полностью

Христианство сделало человека личностью

Христианство сделало человека личностью Христианство, Иисус Христос, Православие, Человек, Личность, Бог, Совершенство, Свобода, Идеал, Религия, Критическое мышление, Длиннопост

Большинство мировых религиозных учений дают инструкцию, как следует себя вести. Но только не учение Христа. До его появления мораль строилась, с одной стороны — на вековых традициях, с другой — на том, что в Ветхом Завете называли Законом. Закон — это набор правил, данных людям свыше. Человеку не надо рассуждать об их смысле, ему надо их исполнять. Это касается практически всего язычества, за исключением разве что античности, да и то лишь отчасти.

С христианством в мир приходит новое понятие: свобода выбора. Теперь Закон — лишь инструмент осознания своей свободы. Слепо следовать ему — путь фарисея, Богу не нужны автоматы. Но совсем отбросить Закон тоже нельзя, ибо без него можно свернуть с истинного пути и неумело распорядиться собственной свободой. Поэтому свои поступки надо соотносить одновременно и с тем, и с другим, что, увы, получается не всегда.

Христианство подвергло сомнению и традиции общества. На Страшном Суде нельзя оправдаться тем, что так же как ты поступали и твои предки. Блаженный Августин на вопрос о правилах поведения христианина говорил: «Возлюби Бога и делай, что хочешь». То есть вначале нужно принять Божественную Благодать, а затем просто жить, руководствуясь ею.

И именно благодаря такому подходу мы сегодня видим в человеке личность с неповторимым набором качеств, а не просто винтик общественной системы.

Еще один важный пункт: для христианства человек от природы греховен. Это утверждение светская культура пытается побороть с самого Возрождения, оправдывая испорченность человека влиянием общества и государства. Христианин же начинает свой путь не с нуля, а в минусе. Адам уже сделал за нас первый выбор и сделал плохо. Теперь мы должны это исправлять. Но — надо заметить — принимая на себя первородный грех (которого отдельный человек вроде бы не совершал), человек получает право унаследовать все творение с его смыслом, стать частью великой мистерии бытия.

Вообще, культура Европы не лучшим образом обошлась с христианством, объявив его архаичной мифологией, приписав его идеи достижениям мирского разума. А ведь именно христианство дало нам основы всей современной светской морали.

Понятие о правах человека в зачаточном состоянии было и в Риме, но без христианства оно бы никогда не сформировалось. Это Средние века научили правителей, что у людей есть права, данные Богом, и никто на Земле не может их отобрать.

Христианство же приучило мир к личной ответственности, которая также существовала лишь в зачаточном состоянии, да и то в пределах античного мира.

Наконец, христианство дало миру уникальное понятие смирения. К нему сегодня относятся скептически, но каков был мир до него?

«Раб Божий» — это звучит гордо. Это значит — «... и больше ничей!» В античности рабов не жалели. Свободный человек должен был погибнуть за свободу, а раб... Если он так живет — значит, ему это нравится. Христианство же приучило видеть в мирском поражении возможность духовного возрастания.

Смирение — это не мазохизм. Напротив, это путь вверх. Оно позволяет сказать: «Я бесконечно мал, но я осознал это, нашел систему отсчета и могу подниматься вверх». Это сложно, этому нужно учиться, но это — Путь.

И самое трудное нравственное понятие христианства — Любовь. Любить тех, кто нравится, могут все. И лишь христианство требует любить всех остальных, даже врагов. Это не значит соглашаться с ними и поддакивать им. Любовь — опыт небезразличия. Это попытка понять другого, осознать себя на месте другого.

Все это делает путь христианской нравственности очень трудным. На этом пути нельзя опереться на что-то одно. И Закон, и Благодать, и уважение к обычаям предков, и право, и естественная мораль, и уход из мира, и ответственность за него, — все эти принципы поддерживают и восполняют друг друга. Ни от одного нельзя отказаться. Но что делать — человеком вообще трудно быть. Так же труден был выход человека из животного царства, и похоже, что люди при первой возможности норовят туда вернуться. (Напрасно, кстати говоря: дверь уже закрыта.) Слишком пугаться тоже не стоит: на этом пути кроме прямой Божьей помощи есть помощь Писания, предания, общины верующих, духовника. Наконец, того, что называют «христианской культурой». Порой может показаться, что мы в своем светском обществе далеки от ее излучения. Но, поверьте, мы просто слишком к ней привыкли и слишком многое приписали достижениям мирского «прогресса». Ну разве не смешно, что слово «свободомыслие» зачастую используют как синоним безрелигиозности, тогда как именно опыт христианства показал, как истина делает человека свободным.

Показать полностью

Сердце духовное – орган преображения

Сердце духовное – орган преображения Бог, Религия, Человек, Сердце, Дух, Духовность, Мир, Длиннопост

Один из принципов работы сердца можно пояснить на примере сердца телесного, ибо, как было уже сказано, между сердцем духовным и вещественным есть определённое соответствие. Сердце как физиологический орган обеспечивает через кровообращение всё человеческое тело питательными веществами и жизненной силой. Исполняя эту работу, оно одновременно и принимает в себя, и износит из себя кровь. Нечто подобное совершает и душевно-духовное сердце. Оно впитывает в себя все впечатления внешнего мира, в том числе и духовные, таинственно объединяет их в себе, переживает их и реагирует на них через изменение настроения, желания, эмоции, помыслы, побуждая человека к определенным поступкам, и т. д.

После грехопадения сердце человека «вдыхает» в основном внешние впечатления, а «выдыхает» помыслы и желания, чаще всего суетные, земные, нередко греховные – собственное «хочу». Такое сердце не может в полной мере реализовать своё предназначение. Предназначение же это – не столько в том, чтобы чувствовать и адекватно реагировать. Сердце есть орган преображения и совершенствования человека. Личный опыт жизни, собираемый в сердце, освящается благодатью Божией. Но для этого божественная благодать должна беспрепятственно входить в сердце. Если по какой-то причине вход ей закрыт, сердце бессильно исполнить своё истинное предназначение, хотя бы и желало того.

Упрощенно сердце можно представить как плавильную печь, в которую попадают предметы разного рода и преображаются под действием огня. Если сердце человека горит божественным пламенем, то всё греховное в нём постепенно сгорает, а всё доброе очищается и становится бесценным вечным сокровищем души. Если же сердце объято пламенем греховных страстей, то оно стремится воспринять только то, что поддерживает этот огонь, а всё доброе, противодействующее страстям, отвергает. Такое сердце становится личным крематорием, преддверием ада. Оно производит в основном греховный пепел и шлак, порождая предчувствие вечных мук.

Большинство людей находятся в промежуточном состоянии: в их сердцах происходят более сложные процессы, постоянно идёт борьба добра со злом. При недостатке любви к Богу греховные пристрастия, проникшие в сердце, не сгорают полностью, но лишь вытесняются из сознания, как бы прячутся, и снова обнаруживают себя в соблазнительных ситуациях в виде помыслов, желаний, воспоминаний и т. д. Поэтому грехи легко повторяются, а их внутренние причины остаются сокрытыми от сознания человека. По причине временного молчания страстей, духовной слепоты и самооправдания люди часто не замечают в себе корни грехов и потому могут считать себя даже праведниками. Только святым даёт Бог видеть в себе скрытую греховность, отчего они и сознают себя великими грешниками, даже обладая явными свидетельствами собственной святости.

В то же время по милости Божией люди, поработившие себя греху, не способны полностью уничтожить в себе богодарованное начало – образ Божий, поэтому даже глубоко ниспав в грех, они чувствуют приглушенные укоры совести, и если ещё не переступили порог телесной смерти, могут возродиться и наполнить своё сердце божественной благодатью.

Подлинное преображение возможно лишь в случае, если человек имеет благодатное единство с Богом. Тогда его сердце, наполненное благодатью, имеет силу для такого преображения. Преподобный Макарий Великий учит: «На скрижалях сердца благодать Божия пишет законы Духа и небесные тайны, потому что сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении. И когда благодать овладеет пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами: ибо там ум и все помыслы, и чаяние души. Почему благодать и проникает во все члены тела». В этом случае человек во внутреннем плане соединяется с той благодатью, которую стяжал в своём сердце, и становится способным отреагировать на события богоугодно и содействовать преображению окружающего мира.

Сердце духовное – орган преображения Бог, Религия, Человек, Сердце, Дух, Духовность, Мир, Длиннопост

p.s. Прошу прощения, если мой пост оказался для кого то неприемлемым. Для недопустимости такого случая в будущем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

Показать полностью 2

Что даёт мне Православие?

Что даёт мне Православие? Православие, Иисус Христос, Христианство, Церковь, Человек, Храм, Бог, Религия, Радость, Счастье, Любовь, Спокойствие, Мир, Длиннопост

Часто приходится писать статьи в стиле «православие против». И действительно, православие против много чего в нашем современном мире: начиная от однополых браков и прочих извращений, заканчивая пережитками язычества в сознании большинства наших современников.

Да, об этих пережитках я сам пишу много. Это и завешивание зеркал, когда в доме покойник, и вера в сны, приметы, гороскопы. В общем, всё то переплетение христианства и язычества, с которым постоянно сталкиваюсь как священник. Но ведь православие не только «против», как думают многие антиклерикалы, кричащие, что «Церковь нам запрещает жить в том грехе, в котором мы хотим». Православие еще и «за»! Православие – это огромный духовный и культурный пласт, который открывает человеку, желающему в него погрузиться, огромный мир. Поэтому сегодня мы поговорим о другой стороне вопроса – что дает мне православие?

Что даёт мне Православие? Православие, Иисус Христос, Христианство, Церковь, Человек, Храм, Бог, Религия, Радость, Счастье, Любовь, Спокойствие, Мир, Длиннопост

Православный – кто это?

Давайте определимся, кто такой православный. По данным социологических опросов, абсолютное большинство россиян исповедуют православное христианство. Правда, когда опросы идут несколько «вглубь» и учитывают частоту участия в церковных таинствах, чтение Священного Писания и многие другие проявления религиозности, то цифры резко падают.

Так что же значит быть православным? Быть православным – значит реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26) – эти слова апостола Иакова по праву могут быть обращены к абсолютному большинству людей, называющих себя православными в социологических опросах.

Что такое быть православным? Быть православным – это значит жить духовной жизнью, это значит жить во Христе, значит реализовывать свою веру делами.

Православие – это путь

История из жизни. Великий пост. На собеседование перед Крещением приходит взрослый человек и говорит, что хочет сам креститься. Задаю ему простой вопрос: «Если я Вас крещу, будете ли Вы соблюдать Великий пост?» Зачастую возникает неловкая пауза. Человек с удивлением узнает, что на Крещении духовная жизнь начинается, а не заканчивается.

Бывает и другая ситуация. Приходит взрослый человек в состоянии кризиса. Скорее даже жизненного, а не духовного. Бросил муж или ушла жена, долго нет работы или что-то подобное. В общем, дела житейские. Поговорили с ним, попытался поддержать. Зачастую бывает так, что человек прошел непростой путь: по дороге в храм побывал у экстрасенсов, всякого рода парапсихологов и наконец-то пришел к священнику.

– Что мне делать? – спрашивает. И ведь понимаешь, что человек хочет от тебя универсальный рецепт, как получить счастье!

Обычно советуешь этому человеку в первую очередь начать регулярно исповедоваться, причащаться, читать утренние и вечерние молитвы, поститься. А дальше – Господь Сам его направит. И тут есть очень важный момент: это не универсальное решение проблемы, а правильный путь.

Принципиальная разница между священником и каким-нибудь «ясновидящим» заключается в том, что священник указывает на непростой, но правильный путь. «Ясновидящий» предлагает набор действий, которые нужно совершить, чтобы «все стало хорошо».

– Живи духовной жизнью, причащайся, будь с Богом, – скажет Вам священник.

– Прочитай ночью молитву на перепутье трех дорог, съешь клевер и запей это водой из колодца, и будет тебе счастье, – скажет современный экстрасенс.

Итоги этих путей будут совершенно разными. Если пойти по сложному первому пути, то в его конце будет Сам Господь, и трудный путь покажется легким. «Легкий» же путь покажется на самом деле самым тяжелым, так как принесет лишь временное облегчение.

Обычно стараюсь объяснить этим людям, что православие предлагает не решение проблемы – возвращение мужа или жены или новую работу. Быть может, не получится восстановить семью или найти хорошую работу. Но может случиться самое главное – путем этих испытаний Вы обретете Христа.

В этом и заключается принципиальное отличие временного и вечного решения проблемы.

«Суть христианства мне всегда, с детства, представлялась в том, что оно не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет», – написал в своих «Дневниках» протопресвитер Александр Шмеман. И действительно, православие не пытается решить какую-то сиюминутную проблему, пусть она даже будет очень и очень важной. Православие предлагает Вам глобальное изменение Вашей жизни.

Бог хранит нас в бурях, а не от бурь

Православие – это тяжелый путь. Это дорога, идя по которой, Вы столкнетесь с самыми разными искушениями и проблемами. И еще одно сравнение. Не бесспорное, конечно. Представьте, что Вы стали заниматься спортом. Никогда этого не делали и вдруг решили серьезно заняться своим здоровьем. Какая будет первая реакция организма? Боль. Мышцы, привыкшие к покою, станут жутко болеть. Так и с духовной жизнью. Если Вы никогда не молились, не постились и вдруг начали, то Вы встретитесь с сопротивлением. С сопротивлением привычки и склонности к греху, с сопротивлением бесовских сил, которые с ужасом увидели, как добыча начала уходить из их цепких лап. Столкнетесь с самыми разными трудностями на жизненном пути. Но в этом и суть православия. Есть такой принцип: «Бог хранит нас в бурях, а не от бурь».

Это тоже важное отличие православного понимания «решения проблемы» и «легкого пути». Современный человек хочет, чтобы при соблюдении каких-то простых условий «все было хорошо». Поставил свечку – и ждет счастья. Наверное, поэтому в нашем мире так популярна эзотерика самых разных мастей и калибров. Ведь она предлагает «простые» пути решения проблемы. Клади монетку под денежную жабу – будут деньги. Носи «глаз Фатимы» – не будет сглаза.

А православие нигде не говорит, что все будет легко и просто. Вспомним Евангелие. Господь называл своих учеников «светом миру» (Мф. 5, 14), но вместе с тем предупреждал их: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20).

Поэтому надо понимать: легко не будет. Но будет правильно. И напомню еще одни слова Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Что даёт мне Православие? Православие, Иисус Христос, Христианство, Церковь, Человек, Храм, Бог, Религия, Радость, Счастье, Любовь, Спокойствие, Мир, Длиннопост

Вечная радость

Так все же: что дает мне православие? Православие – это радость жизни во Христе. Это та особая радость, которую сложно рационально описать. Да, православные такие: они молятся, большую часть года постятся, им многое нельзя, но у них есть самое главное – радость духовной жизни во Христе. Та радость, которую невозможно логически объяснить.

Когда я стал готовить эту статью, то задал на своей странице на Facebook вопрос: «Что дает Вам православие?». Ответы были самые разные, но в большинстве своем люди писали про радость. Понравился ответ: «Вера дает мне возможность жить, а не существовать!» или «Спасение души, и вообще с Господом быть так хорошо» и многие другие. Ведь общий смысл один: христианство – это радость пребывания с Богом.

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18), – призывает нас Новый Завет. Не радоваться – значит и не верить. «Начало «ложной религии» – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться», – писал все тот же отец Александр Шмеман.

Но до этой радости нужно дойти. Нужно сделать не одну тысячу поклонов Великого поста, чтобы почувствовать подлинную радость Пасхи. А когда переживешь не один Великий пост, переживешь его в храме, тогда почувствуешь радость от самого поста, от этого непростого времени работы над собой. И так, совершенно потихоньку, приобретается радость от духовной жизни. И тогда уже многие скорби на пути к ней перестают быть такими значимыми.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7) или, как говорили древние, «дорогу осилит идущий». Надо только идти.

Священник Александр Ермолин

P.S. Решил добавить несколько слов от себя лично:

- Православие даёт мне даже не веру, а некую уверенность в том, что наша смерть, это не конец, а необходимый порог, перед началом новой и уже вечной жизни

- Православие, это моя надёжная жизненная опора при любых трудностях и скорбях

- Православие дало мне возможность отчасти узнать своего внутреннего человека, увидеть и прочувствовать повреждённую человеческую природу

- Православие помогло мне избавиться от части греховных привычек и страстей, рабом которых я был мною десятков лет

- Православие открывает новый, незашторенный взгляд на окружающий нас мир и людей

- Православие дало мне много новых и дущеполезных знакомств

- Православие дало мне возможность увидеть реальных людей, которые ведут святую жизнь

- Православие дало мне возможность увидеть и прочувствовать лично, Божию любовь и заботу к падшему и грешному человеку

Показать полностью 2

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Спасение – это просто

Спасение – это просто Душа, Спасение, Человек, Бог, Счастье, Иисус Христос, Православие, Религия, Философия, Дух, Духовность, Мудрость, Христианство, Рай, Критическое мышление

Душа глазами ребёнка (детский рисунок)

Присмотритесь к себе. Наше тело перемещается в пространстве, через наши чувства проходят разные ощущения, наш ум наполняется сменяющими друг друга мыслями, но дух наш все время остается на месте. Ему некуда перемещаться. Он создан бесконечным, вечным, нерушимым.

Куда ему идти? Поэтому от себя, как не старайся, уйти не получится.

Наш дух и есть единственная и незыблемая ценность, все остальное – миражи пустоты

Бог прост, такой же является и духовная жизнь. Таким же простым есть и путь спасения. Его находят не образованные и начитанные умы, а добрые и простые сердца. Здесь нет никаких сложностей, интеллектуальных заморочек, логических цепочек.

Простой Бог создал сложным мир, чтобы мы учились уходить из сложности в простоту, а не наоборот. Не нужно искать Христа в книгах, Он не живет за облаками, Спаситель вообще никогда тебя и не покидал. Мы Его не видим за облаками собственных помыслов, смотря на мир с вершины своего ума, в то время как Христос ждет нас в нашем сердце.

Стоит только увидеть Христа в себе, как тут же начинаешь видеть Его и в других людях.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!