Серия «Полезное про OZON»

Изменения для селлеров в работе с акциями на OZON

Сегодня пришли новости, что со 2 апреля формально больше не будет постоянно меняющихся акций от ОЗОНа и просто сделают их постоянными. Пока не совсем понятно как это будет работать, но по сути их просто переименуют в МегаХиты и МегаХиты -5%, СуперХиты, СуперХиты -5% и Хиты без дополнительных красивых названий.

Изменения для селлеров в работе с акциями на OZON OZON, Маркетплейс, Новости, Торговля

Так же из интересного:

  • останется возможность добавлять и удалять товары из них в любой момент;

  • на FBS всегда сможем брать выходные по своему стандартному графику;

  • преимущества за участие в акциях останутся прежними — высокие позиции в поиске и каталоге, размещение на странице акций и бейдж на карточке товара;

  • скидка и дальше будет немного меняться для разных периодов;

  • если акционная цена станет медианной за 30 дней — обещают уменьшить процент скидки, который будут просить.

Очень интересно как будут работать акции по новому принципу и как быстро будет меняться медианная цена если товар постоянно будет висеть в акции и соответственно как быстро будут расти скидки. Я вот только недавно писал статью про медианные цены и то как работать с акциями. Думаю, теперь она станет еще более актуальной, т.к. раньше как минимум заканчивалась одна акция и нужно было настроить новую и тогда сразу было видно, что ОЗОН просит сильно большую скидку и можно было принять решение не участвовать в ней.

А теперь селлеры будут как лягушки на медленном огне вариться в одной и той же акции – товар всегда будет добавлен в нее и ОЗОН будет автоматически менять скидку или просто выкидывать товар из акции если он не будет проходить по цене, возможно как-то еще контролировать скидку – никакой конкретики, как всегда будем все проверять на практике я думаю. Но то, что еще ни одно изменение ОЗОНа не шло на пользу и уменьшению комисиий – факт, так что готовимся к худшему.

Показать полностью 1

Ответ на пост «Почему продают в минус?»

На самом деле очень многие компании торгуют в ноль или даже минус и не подозревают об этом.

У ОЗОНа есть минималка по тарифам доставки и даже если продаешь на FBO – все равно ниже определенной суммы стоимость доставки и обработки заказа не бывает, вот недавно только было обновление тарифов:

Логистика: упростим тарификацию на FBO и FBS
С 1 января 2024 года вместо большой таблицы с тарифами прямой и обратной логистики сделаем простое общее правило. При объёме:
• от 0.1 до 5 литров включительно — логистика товара будет стоить 63 ₽ на FBO и 76 ₽ — на FBS;
• от 5.1 до 175 литров включительно — за каждый дополнительный литр свыше 5 л будем прибавлять 7 ₽ на FBO и 9 ₽ — на FBS;
• от 175.1 литров и выше — будет единый тариф 1260 ₽ для FBO и 1615 ₽ — на FBS.

Т.е. только логистика даже на FBO стоит минимум 63 руб + комиссия с продажи + эквайринги и прочее. Так что да, многие торгуют в убыток – и себе не зарабатывают и нам не дают. Там где ОЗОНом занимаются специальные люди, и менеджеры по продажам им не указ, а директор очень занят другими делами – ничего не меняется пока не начинают вылезать серьезные убытки.

Вот в очередной раз конкуренты начали одну железяку продавать по 164 руб по FBS. И пусть у нее будет себестоимость даже 50 руб при очень большом производстве, в любом случае это +17% комиссия и 76 руб за логистику + другие расходы. И даже если ОЗОН субсидирует цену на стоимость комиссии в 17% – ее просто не берем в расчет, то при себестоимости 50 руб + 76 руб на доставку получается уже 126 руб, а еще последняя миля, обработка и эквайринг – это минимум 30 руб и получается уже 156 руб. Т.е. работают они за 10 рублей максимум. А ведь товар еще надо упаковать в пакетик какой-нибудь, распечатать минимум 2 этикетки на сам товар и отправление.

Но это все будет ровно до того момента, пока директор не попросит подробный отчет и сам не разберется хотя бы в том, что они убыточны на ОЗОНе. Это ведь не первая такая история, компании миллионы на этом теряли – на Ютубе куча таких историй, когда приходят к директору крупной торговой компании или производства молодые и горящие ребята, берут товара на несколько миллионов и вкидывают на ОЗОН его, вроде движение идет, торговля есть, обороты бешенные, но проходит пол года-год и оказывается, что убыток уже не в один миллион по этому направлению.

А еще одна причина низких цен может быть потому что у некоторых компаний очень большой ассортимент, они просто делают некоторую постоянную наценку в процентах на все товары и соответственно для товаров которые стоят хотя бы 1000 руб наценка покрывает все комиссии и расходы на доставку, а на дешевые – нет, т.к. есть минимальная сумма за логистику. В среднем по палате получается нормальная прибыль, но часть товаров торгуется в убыток. Мы когда только выходили на ОЗОН и не было инструмента решить этот вопрос, то просто отключали продажу товаров с ценой ниже 300-400 руб. Потом, когда появился инструмент накидывать на каждый товар свою комиссию сверху – начали и их продавать, но теперь товар который в рознице стоит у нас 220 руб, на ОЗОНе продается за 520 руб и тогда это получается выгодно.

Показать полностью

Как продавцу участвовать в акциях OZON и не прогореть?

В комментариях к моему прошлому посту про возмещение стоимости поврежденных товаров некоторые продавцы писали, что не могут совладать с акциями и ОЗОН постоянно их нагибает сильными скидками. Может я сейчас и не открою Америку, но расскажу про медианную цену, а так же как работать с акциями и не остаться без штанов.

Как продавцу участвовать в акциях OZON и не прогореть? OZON, Продвижение, Маркетинг, Боги маркетинга, Акции, Скидки, Маркетплейс, Продажа, Длиннопост

Во-первых, нужно разобраться с тем, что такое медианная цена – это цена по которой товар дольше всего продавался в этот период. Вот новость ОЗОНа от 25 января 2024 года:

Медианная цена: исключим из расчёта часть акций
Как и всегда, будем считать скидку в акциях крупных распродаж от медианной цены за последние 30 дней — то есть от цены, по которой товар дольше всего продавался в этот период.
Но в расчёт медианы не будем включать дни, когда товар участвовал в «МегаХитах» и «МегаХитах -5%» других распродаж — ранее не учитывали ещё «СуперХиты» и «СуперХиты -5%».
А если медианной станет цена, по которой товар участвовал в «Хитах», «СуперХитах» и «СуперХитах -5%», то в следующей такой же акции цена со скидкой будет такой же или немного ниже.
Например, товар 20 дней участвовал в «Хитах» со скидкой 5%, и его акционная цена станет медианной. Тогда в следующей распродаже для участия:
• в «Хитах» — попросим снизить стоимость от прошлой акционной цены максимум на 1%;
• в «СуперХитах» — попросим снизить стоимость лишь на разницу между предыдущей скидкой и новой. Допустим, если для категории установили общую скидку в 11%, то вам нужно будет снизить предыдущую цену лишь на 6% (11%-5%).

Т.е. медианная цена считается за последние 30 дней, а это значит если продержать нужную вам цену 30 дней, то она точно станет медианной и уже от нее будет ОЗОН требовать сделать ту или иную скидку в зависимости от условий акции. Но по факту должно хватить и 15 дней или даже меньше если цена часто менялась, ведь они сами пишут:

Например, товар 20 дней участвовал в «Хитах» со скидкой 5%, и его акционная цена станет медианной.

Просто нужно периодически заходить в акции и смотреть какую скидку от вас требует ОЗОН для участия и в один момент цифры станут ближе к тому, что пишется условиях. Вот пример где ОЗОН говорит что скидка будет от 10% в зависимости от категории:

Как продавцу участвовать в акциях OZON и не прогореть? OZON, Продвижение, Маркетинг, Боги маркетинга, Акции, Скидки, Маркетплейс, Продажа, Длиннопост

Но по факту он от нас сейчас просит больше 40% чтобы товар попал в акцию, а уже есть случаи и по 50%, хотя изначально скидки были куда скромнее – всего 10-20%, просто постепенно они растут с понижением мидианной цены:

Как продавцу участвовать в акциях OZON и не прогореть? OZON, Продвижение, Маркетинг, Боги маркетинга, Акции, Скидки, Маркетплейс, Продажа, Длиннопост

А теперь еще и в медианную цену будут попадать товары участвующие не только в Хитах, но и СуперХитах. Не берется в медиану только цена с которой товары участвуют в МегаХитах.

ОЗОН так же пишет, что они будут просить снизить цену максимум на 1%, но либо они лукавят, либо из-за того что акции длятся не очень долго и постоянно обновляются по факту уже через несколько месяцев с вас будут просить от изначальных 20-25% сделать 40-50%. Вот такие сложные проценты у ОЗОНа получаются.

Как мы боремся с этим?

Сразу скажу, давайте не будем обсуждать то, что продавцы сначала поднимают цену, потом снижают и как это все неэтично. Как говорится – это не мы такие, это жизнь такая. Маркетплейсы сами начали принуждать продавцов к скидкам для своих акций. Те кто посообразительнее смекнули что так можно выделиться и заранее задрали цены, а потом и остальные подтянулись от безысходности. Фактически сейчас все эти акции, скидки и т.п. это фикция и пережиток. Чем быстрее маркетплейсы от них откажутся – тем лучше будет для всех. А пока вот коротенький рецепт:

  1. При первой загрузке товаров и цен нужно сразу делать запас на возможную скидку, лучше делать хотя бы +50%, многие делают +100% и выше судя по карточкам товаров и скидкам на них. Причем если вы уже загрузили товар с нормальной ценой – ОЗОН ее запомнит и будет от нее считать медиану. Если вы так не сделали, то в любом случае придется задрать цены и просто три-четыре недели подержать их высокими чтобы вернуть нужную медианную цену. Тут уже каждый решает сам, сделать +100% и дать сразу скидку 25% или задрать +50% и сделать скидку 5%. В любом случае покупатель не дурак и при слишком большом (в 2-3 раза) отрыве от конкурентов не будет покупать ваши товары.

  2. Лучше соответственно размещаться в МегаХитах, т.к. эти цены не попадают в медиану и навязываемая ОЗОНом скидка растет не так сильно, у нас сейчас ОЗОН может требовать сделать в Хитах скидку 40%, а в МегаХитах 41% – разница минимальная, но МегаХиты гораздо лучше продвигаются (по крайней мере они так пишут) и при этом не участвуют в медиане. Но стоит вам 2-3 месяца покрутится в Хитах – вы сразу увидите как ОЗОН каждый раз вам будет увеличивать и увеличивать требуемую скидку.

  3. Если наступил момент, когда требуемая скидка больше чем мы можем дать – нужно устроить период охлаждения и держать высокую цену чтобы восстановить медианную цену до нужно уровня. На это время стоит включить разные способы продвижения, особенно хорошо работает продвижение в поиске, но оно и самое дорогое. Да, у вас будет много отказов т.к. не устроила цена (люди будут заказывать ваш товар, находить дешевле и отказывать), вы потеряете деньги за продвижение и возвраты, но по нашему опыту, благодаря высокой марже оно отобьется и в минус вы не уйдете точно. Конечно, результаты по прибыли будут все равно хуже обычного, но это позволит вам вернуться в акции уже через несколько недель и отбить эти потери.

Почему стоит участвовать в акциях?

Помимо всяких продвижений акционных товаров в выдаче, красивых плашек, красной цены, главное – это скидка для покупателя, которую ОЗОН возвращает вам баллами. Про баллы нужно писать отдельный пост, но фактически это позволяет вам продавать свои товары дешевле конкурентов как бы без убытка для себя. Раньше было так же правило, что для того, чтобы ваши товары субсидировал ОЗОН, в акциях должно было участвовать не менее 70% товаров, судя по всему оно действует и сейчас, потому что у нас в данный момент в акциях 54% товаров и остальные доп.скидку от ОЗОНа не получают.

Как продавцу участвовать в акциях OZON и не прогореть? OZON, Продвижение, Маркетинг, Боги маркетинга, Акции, Скидки, Маркетплейс, Продажа, Длиннопост

Вот так выглядят товары с доп.скидкой от ОЗОНа, в данном случае ОЗОН дает скидку 10%, но бывает и 15%, и 20%. От чего зависит не знаю, но наблюдал разные показатели и в любом случае вам это выгодно.

Так же в этой новости от 25 января 2024 года был такой текст:

Товары вне акций: дадим преимущества за выгодную цену
Теперь товар не обязательно добавлять в распродажу, чтобы он получил акционное продвижение в поиске, место на странице распродажи и акционный бейдж на карточке.
Ежедневно будем сами назначать всё это товарам:
• цена которых равна или ниже той, которую мы попросили бы в акциях текущей распродажи — например, если вы просто взяли и в моменте снизили цену;
• с выгодным индексом цены — сравним вашу цену с учётом скидки, которую добавляем от себя и компенсируем вам баллами, с ценой таких же товаров со скидками от других площадок.
Если цена вашего товара подрастёт или конкурент поставит цену выгоднее, преимущества отключатся. Но включим их опять, когда ваш товар снова станет выгоднее.

Я писал в поддержку и они подтвердили, что теперь не нужно специально участвовать в акциях чтобы попасть в нее – товар автоматически добавится и получит все привилегии, но работает это только если у вас была цена, скажем, 1000 руб, для участия в акции нужно сделать скидку 20% и вы сами ставите цену 799 руб, либо сделали свою акцию со скидкой 21%. Но как я понимаю, пройдет 30 дней и цена 799 руб станет медианной и больше вы в акцию не попадете автоматически. Второй вариант опирается на индекс цен, но в ОЗОНе лично у нас он криво работает, то цепляет другие товары дешевле в т.ч. и наши на других площалках, но с чуть другими характеристиками, то вообще не видит ни наши товары ни конкурентов – на этот вариант я бы вообще не рассчитывал. И лучше самому контролировать все через акции.

Показать полностью 4

OZON больше не возмещает Продавцу стоимость повреждённых товаров

Мы являемся продавцами на @Ozon с 2021 года и считаем его лучшим из большой тройки маркетплейсов, но вот сегодня получили очередной возврат и очень сильно разочаровались. Возврат оказался фактически уничтоженным и все бы ничего – раньше в таком случае просто выплачивалась компенсация, но теперь появилось одно новое правило:

Ozon не возмещает Продавцу стоимость повреждённых товаров, которые были переданы Клиенту, а после возвращены (в том числе непосредственно при получении) .

OZON больше не возмещает Продавцу стоимость повреждённых товаров Право, Закон, Юристы, Длиннопост, OZON

На первый взгляд – логичное правило, если клиент получил товар, сломал его и вернул, OZON не должен нести за него ответственность (спойлер: он просто должен не принимать такой возврат, но это уже совсем другая история). А вот эта приписка "в том числе непосредственно при получении" полностью развязывает им руки чтобы отказывать практически в любом случае кроме как если товар полностью утерян и не дошел до клиента.

Так получилось и в нашем случае. Нам вернулась запчасть которая была обильно вымочена в какой-то жидкости от которой аж пошла коррозия по металлу. Вероятно, что-то протекло и затопило весь ящик с посылками и естественно клиент от такого заказа отказался. При этом надо отметить, что запчасть была упакована в ZIP-пакет, а потом еще и дополнительно в стандартный курьерский пакет с клапаном, но это не помогло.

Ровно такая же ситуация у нас была года полтора назад и в том случае после предоставленной записи упаковки, и фотографий дефекта товара нам полностью компенсировали стоимость заказа. Но не в этот раз...

Несмотря на то, что в причине возврата указано "Отказ при вручении: покупателя не устроило качество товара" по мнению поддержки OZONа это означает, что клиент получил посылку и вернул ее уже такой. Хотя по факту, если клиент посылку забирает, то возврат идет по другому сценарию – нам в личный кабинет приходит заявка с фотографиями дефекта на возврат и мы в течение суток должны одобрить или отклонить ее, а тут т.к. посылка фактически не была получена – возврат был моментальный.

OZON больше не возмещает Продавцу стоимость повреждённых товаров Право, Закон, Юристы, Длиннопост, OZON

Когда ввели такое правило мне неизвестно, но по факту теперь в случае повреждения товара в процессе транспортировки к клиенту или от него – OZON будет отказывать в компенсации, т.к. формально клиенту такую посылку выдадут, он тут же откажется и все. Даже если он ее в руках не держал, OZON не предоставляет никаких видео-доказательств и просто отказывает в возврате. Имейте это ввиду когда будете в следующий раз передавать свои посылки для отправки в OZON и максимально хорошо их упаковывайте, потому что если вот так чужой товар испортит вашу посылку или курьер по дороге будет пинать посылку от машины до ПВЗ – OZON больше за это ответственность не несет.

Если что, вот подробный ответ поддержки на данную ситуацию:

Здравствуйте. Благодарю за ожидание.
Понимаю ваши переживания.

Ozon не должен нести ответственность за повреждения, которые возникли в результате клиентского касания, т.к. наша ответственность прекращается в момент фактической передачи товара клиенту.

Согласно п. 1.1. Договора, права и обязанности по сделкам, связанным с реализацией товаров Продавца и заключенным от его имени, возникают непосредственно у Продавца (ст. 1005 ГК РФ).

Согласно пп. в) п. 4.3. раздела «Ответственность», Ozon не несет ответственность по сделкам, связанным с реализацией товара Клиентам.

Согласно п. 3.2. Приложения №2 к Договору, Ozon отвечает перед Продавцом за их утрату или повреждение, если они произошли по вине Ozon в период с момента получения Ozon Отправлений и до момента вручения отправлений Клиентам, либо до момента возврата невостребованных отправлений Продавцу.

В соответствии с п. 3.4. Приложения №2 к Договору, если в ходе исполнения обязательств отправления или товары Продавца находятся у Ozon или Партнёра Ozon, он отвечает перед Продавцом за их утрату или повреждение, если они произошли по вине Ozon или Партнёра Ozon в период с момента получения Ozon или Партнёром Ozon Отправлений и до момента вручения отправлений Клиентам, либо до момента возврата отправлений Продавцу.

Согласно п. 1.2. раздела «Возврат товара», Ozon (по поручению Продавца) предоставляет Клиенту условия приема возврата товаров, не ухудшающие положение Клиента по сравнению с требованиями законодательства РФ.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Таким образом, согласно закону и договору, бремя возмещения за некачественные возвраты полностью возлагается на Продавцов.

Согласно статье 16 закона «О защите прав потребителей» мы с вами не можем ограничивать покупателя, желающего вернуть товар. Так что он имеет полное право принести продукцию без заводской и транспортной упаковки. Все возвращённые товары сотрудники ПВЗ готовят к транспортировке — насколько это позволяет ситуация. Если упаковка уже утрачена, они никак не могут дополнительно защитить товар. В договоре услуга по дополнительной упаковке возвратов не предусмотрена.

Мы всегда на связи. Доброго дня.

Особенно понравилась формулировка "в результате клиентского касания". @OZON, скажите пожалуйста, как так клиент должен был коснуться нашего заказа, чтобы он был весь в какой-то жиже которая вызывает коррозию у покрашенной запчасти? Почему тогда ваш сотрудник принял все это обратно? Или он был в курсе и сразу выдал клиенту его в таком виде?

А вот и сам отказ с еще одной очень интересной формулировкой:

Здравствуйте, спасибо за ожидание.

Вынуждены отказать вам в компенсации. Мы изменили подход к возврату товаров и предоставили продавцам больше инструментов для самостоятельного управления этим процессом.

Все наши действия при возврате товаров закреплены в регламентах по схемам работы. И в каждом из этих документов закреплено, что в такой ситуации мы не компенсируем какую-либо часть стоимости товара: регламент FBS — https://ozon.ru/t/VkZnbEQ

В торговле всегда есть риск, что какой-то товар повредится. Даже в обычном магазине его могут случайно смахнуть с прилавка.

Всегда на связи!

Очень хочется подать на них в суд, но в данном конкретном случае стоимость товара настолько мала, что в этом нет никакого смысла. Но если есть люди, кто собирает по этому поводу коллективный иск – готовы присоединится к ним!

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!