Серия «История раннего имперского Китая для чайников»

Кто и как воевал в традиционном Китае?

История раннего имперского Китая для чайников

Средневековый Китай: культура, история, менталитет

Тёмные века Китая


Знакомясь с научной литературой об истории Китая, я волей-неволей неизбежно сталкивался с проблемой китайской армии. Как и вообще очень многое в историографии этой страны, китайская армия воспринимается дюже полярно - для одних это чуть ли не непобедимая евразийская сила, для других же - жалкая пародия на настоящую силу.

Апологеты Китая апеллируют к непобедимости китайских (ханьских) армий собственно в Восточной Азии. Успешное многовековое расширение (от маленького ареала в среднем течении р. Хуанхэ в сер. I тыс. до н. э. до половины Дальнего Востока к династии Тан во второй трети I тыс. н. э.) и победоносные заграничные походы говорят сами за себя. Критики же вспоминают, напротив, неудачные походы дин. Тан в Корею, отложение от страны Вьетнама, поражения даже в лучшие годы от тибетцев, тюрков, монгол, маньчжуров, сиречь - от кочевников, коих, напомню, те же римляне или русы успешно теснили и побеждали.

Апологетика Китая строится на изобретении военных трактатов, использовании стандартизированного массового вооружения (в т.ч. арбалетов), в конце концов - пороха и огнестрельного вооружения. Критика вспоминает очень поздно начавшийся Железный век в Китае, очень длительное (до III-II вв. до н. э.) массовое применение колесниц и позднее восприятие тяжёлой кавалерии (вплоть до III-V вв. н. э.), застой в эволюции пороха.

Наконец, очень тяжело европейцу понять принцип функционирования китайской армии. В родной Европе всё было достаточно просто - применялся сначала общинно-полисный принцип комплектования и управления армией (условно - городское организованное в фалангу ополчение, руководимое родовой или олигархической элитой), затем феодальный (феодал с ближним кругом являются одновременно руководством и ядром армии, поддерживаемые сельским ополчением), затем - наёмнический и, наконец, государственный. Но кто воевал в Китае? Кто руководил китайскими армиями? В какую форму организации были облечены китайские армии? По каким принципам они воевали? Всё это ускользает от массового читателя.


Существует большая проблема в восприятии Китая в том смысле, что он кажется каким-то одинаковым на протяжении всей своей истории. Этот стереотип настолько прочно укоренился в массовом сознании, что до сих пор многие публицисты ретранслируют миф о династическом круге. Я уже неоднократно упоминал об этом, но не лишним будет повторить вновь, что подобная ошибка является следствием буквального понимания китайской культурной парадигмы. С древнейших времён в традиционном Китае предполагалось, что всё лучшее давным-давно было изобретено великими предками, следовательно, любые реформы и изменения в существующем строе должны быть направлены не на то, чтобы изобрести что-то новое, а на то, чтобы вернуть идеальное прошлое. Поэтому, создавая что-то новое, китайцы легитимизировали оное ссылкой на древние книги (подменяя понятия и даже применяя прямой подлог исторический источников). В эту же ловушку попали и европейцы, начав знакомиться с китайской традиционной историографией. Следующей проблемой являлось фундаментальное непонимание общественно-экономических и политических особенностей китайской цивилизации, что внутренне разные системы делало в глазах европейцев внешне схожими. Попробуйте, например, абстрагироваться от своих знаний истории и посмотреть на европейскую историю глазами чужака. Действительно, римские колоны - это зависимые крестьяне, европейские сервы - это зависимые крестьяне и русские крепостные - это зависимые крестьяне. Действительно, шумеро-аккадский ном - это самоуправляемый город, античный полис - это самоуправляемый город и североитальянский город-государство - это самоуправляемый город. Человек, воспитанный в совершенно другой парадигме будет воспринимать каждую из этих трёх систем практически неотличимой друг от друга, тогда как выросший внутри данной парадигме заметит различия невооружённым глазом, даже будучи неспециалистом.

Точно так же и китайская история, и китайская армия - в разные свои этапы она слишком разная, что ускользает от понимания неспециалиста.


Что ж, введение закончилось!

Во-первых, надо понимать специфический характер публичной власти в Китае. Я об этом уже очень подробно рассказывал в других своих статьях, так что ограничусь тезисами. Во-первых, в Китае очень сложно зафиксировать единоначалие в европейском смысле этого слова - решения принимались коллективом разноранговых людей. В европейской истории приняты две вариации принятия решений - либо строго единоначальное (старший приказывает младшему, сюзерен - вассалу и так далее), либо строго коллегиальное (совокупность равноправных людей какой-либо формой голосования принимает решение). В Китае же в принципе было практически невозможно найти двух полностью равноранговых людей, а коллегиальное принятие решения означало неизбежное единогласие после прений - отдельные представители коллектива имели разные функции в коллективе (кто-то владел деньгами, кто-то - рабочей силой, кто-то был квалифицированным специалистом и так далее), поэтому даже несмотря на более низкий ранг отдельных его членов, они были в нём незаменимы. И, как вы понимаете, эта же концепция ретранслировалась в армию (или, наоборот, из армии в гражданские институты, тут неясно, где курица, а где яйцо). Большую часть имперской истории китайская цивилизация не имела иной постоянной армии, кроме гвардейских и гарнизонных частей - армия собиралась по специальному указу для решения конкретной задачи, получала пул документов, временно назначенную бюрократию и офицерство (отсюда специфический чисто китайский феномен "наёмных генералов"), а также точно таких же временно призванных солдат. Подчинение одних людей другим имело смешанную правовую природу - с одной стороны действовало знакомое всем любителям отечественной истории местничество (условно - если один чиновник исходил из знатной семьи с плеядой предков - а, учитывая строгих документальный учёт чиновничества и огромный размер и непроницаемый характер китайской традиционной семьи цзунцзун, известных предков могли знать на 3-5 веков в прошлое - а другой имел худшую родословную, то первый мог оскорбиться приказом подчиняться второму и отказаться либо от своего поста, либо от исполнения приказа "в моменте"; причём зачастую без весомых для себя негативных последствий - по праву чести), с другой же стороны существовала запутанная и всё более усложняющаяся с веками публичная система чиновнических рангов. Более того, формально назначенный чиновник подчинялся не Императору и не своему начальнику на месте, а Поднебесной и закону. Подчинение одних другим было очень громоздким процессом - оно зиждилось на обычном праве, на ритуалах, на родственных институтах, на бюрократической системе мотивации (например, при династии Тан непосредственный начальник в отчётах в столицу ранжировал подчинённых по степени принесённой ими пользы, что становилось главным фактором в присвоении оным новых наград и рангов). Подобное с позволения сказать офицерство было гораздо более рыхлым, нежели римское или феодально-европейское.


Практика китайской военной организации - это настоящее пиршество для любого фаната "Игры Престолов"! В Китае за века складывались целые династии потомственных "чиновников"-военных, которые могли быть бедными, но профессиональными. Ситуация, при которой условное повстанческое движение крестьян курирует прямой потомок Сунь-цзы - явление обычное. При этом - и это во-вторых - конвертировать свой талант к организации насилия в политическую и экономическую власть было очень сложно. В европейской истории, напротив, тяжело найти период, когда успешный и удачливый командир не превращал свою армию в источник своих богатств. В Китае же целый комплекс причин этому мешал. Во-первых, таких праздношатающихся наёмных офицеров пруд пруди - в коллектив взрослых мужчин, принимающих решения, таковой всегда входил, но куда важнее было сей коллектив превратить в эффективно работающую машину. Неслучайно в Китае так много историй, когда в период междуцарствия неудавшийся претендент на трон был военным гением, а будущий основатель династии (например, Хань) - организатором и дипломатом, но не самым лучшим военачальником. Кроме того, не всегда семьи "военной косточки" были в Китае в почёте. Вообще, эффективная китайская армия на самом деле рождается весьма поздно - только в династии Тан (вторая половина I тыс. н. э.), во многом благодаря синкретизму с тюркско-монгольскими культурами. И это Северный Китай! Здесь формируется потомственная провинциальная военная аристократия, внешнему наблюдателю неотличимая от европейского рыцарства - особое положение в обществе (например, невхождение в состав общины, свобода от уплаты налогов, специфическая культура и честь), семейное обучение конной езде и обращению с оружием, почётное служение Поднебесной на поле брани и так далее. Но в чём же отличия? Во-первых, эти военные аристократы находились в созависимости со свободными общинниками - иными словами, не могли им приказывать, не были вправе их судить, не собирали с них налоги, вообще не имели функций гражданской власти. Во-вторых, были интегрированы (причём на приниженных правах по отношению к гражданским чиновникам) в государственный аппарат - занимались военной службой. В-третьих, имели потолок капитала - свободные общинники и олигархи могли быть и были на местах сильно их богаче. Иными словами даже функционально самый эффективный институт китайской организации армии был зажат в тиски китайской общественной системы сдержек и противовесов. Результат налицо - в Китае практически никогда не правили те, кто за Китай сражался, что неизбежно приводило к деградации и стагнации военной культуры.


Итак, мы разобрали, как управлялась китайская армия и кто управлял китайской армией. Теперь осталось разобрать самое главное - кто же сражался в китайской армии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала вспомнить, кем же были солдаты в европейской истории. В греческих полисах это были равноправные граждане, которые формировали городское нерегулярное ополчение. В Риме после реформ Гая Мария появилась профессиональная добровольческая регулярная армия - "солдатство" превратилось в профессию. В раннесредневековый период существовало племенное ополчение, в котором участие в военных походах было частью мужской человеческой природы. В классическом Средневековье ядром армии были профессиональные солдаты - мелкие феодалы-дружинники, а также их регулярные и иррегулярные спутники.

Всего вышеперечисленного в китайской истории найти практически невозможно. Как уже было сказано выше, применение насилия в этой цивилизации не коррелировалось с политической властью и наличием у человека капитала. Подробно останавливаться на китайских военных системах тюньтянь, фубин и других я сейчас не буду - это слишком обширная область. Надо сказать главное - и это в-третьих - в Китае солдатами были как бы все. Подобная система была самоподдерживающейся и органичной - с одной стороны, отсутствие регулярной армии заставляло все общины думать о самообороне; с другой стороны, если все думают о самообороне, значит, вместо создания регулярной армии можно просто призывать солдат с мест. Строго говоря, для неё не то чтобы нужна была необходимость - Китай находился в окружении враждебных племён и народов, но не полноценных государств, он очень рано пришёл к необходимости "народной войны" и к существованию "фронтира". Представьте себе ситуацию - во все стороны потенциально пригодная к окультуриванию земля, на которой проживают варвары. Вместо того, чтобы единым кулаком пытаться победить эту совокупность самовооружённых варварских племён вы легализуете военные фермерства - даёте крестьянам инвентарь, право на заселение варварских земель, а также чиновников, которые бы помогли крестьянам наладить сельскохозяйственные работы и военную организацию. В итоге село без вашей помощи само проходит регулярные военные сборы, для него стычка с варварами - просто вторник, а в каждом доме хранится дедовский меч. Но века проходят, вчерашний фронтир уже внутренняя провинция, меняется ли что-то?.. Ну, в самые спокойные времена избыточное население изнутри переселяется на варварские земли наружу или становится рекрутами в регулярные императорские военные кампании (после чего вчерашние солдаты возвращаются домой, кладут копьё и доспехи в шкаф и возвращаются к рисоводству). Но так-то это село самостоятельно решает кадровую проблему при необходимости патрулирования улиц и истребления разбойников, а также может присоединиться к очередному крестьянскому восстанию. Граница между человеком-солдатом и человеком-не-солдатом очень размыта. Пахарь? Будешь копейщиком. Охотник? Станешь лучником. Скотовод? Прямая дорога во всадники! И именно в таком направлении шла эволюция военной машины Китая. Нужна стандартизированная армия? Давайте разместим в каждом уезде арсеналы со стандартным вооружением. Нужно защититься на сотни километров границы с варварами? Создаём дотационные военные поселения с солдатами-пахарями в качестве прослойки. Причём сражаться в Китае принципиально могли все. Даосские и буддистские храмы имели вооружённое ополчение своих монахов, сёла возводили стены и самостоятельно занимались защитой, для самой мало-мальски знатной семьи было хорошим тоном владеть оружием точно так же, как владеть каллиграфией и стихосложением. Но - это очень важно - из военного дела не делали культ, про него не слагали песен и поэм, а заниматься им не было престижно. И, соответственно, это привело к тому, что Китай не познал истории армий в европейском понимании - здесь не появились свои легионы или свои кампании.


Итак, отвечая на поставленный в начале вопрос - так кто всё же прав, апологеты или критики китайской военной машины? Мне кажется, что, к сожалению, критика гораздо уместнее апологетики.

Созданная парадигма военного дела была цивилизационно укоренена в Китае, она слишком тесно переплелась с общественно-экономическими отношениями в самых базовых свойствах. Она была невероятно полезной для Китая - с одной стороны, решала внешнеполитические задачи, с другой стороны, способствовала специфической китайской меритократии и, на мой взгляд, помогла сделать китайское общество таким внутренне справедливым и успешным.

Однако специфика китайского военного дела превратилась в непреодолимый тормоз на пути модернизации китайского общества во II тыс. н. э. Увы, когда речь заходит о причинах отсутствия эволюции порохового оружия, то, как говорится, слона-то и не замечают. Пороховая армия - это всегда профессиональная регулярная армия, это всегда организованное на основе единоначалия производство вооружения. Китайцы отнюдь не были глупцами, но их институты на глубинном уровне противоречили принципам организации пороховой армии.

Показать полностью

Почему исторический Китай настолько странен?

Я уже давно давно пишу заметки о Китае. И вот, когда у меня уже кончились действительно интересные темы об этой стране, поступил вопрос: "А как вообще Китай стал таким?"

Вот тут-то я понял - пора! Пора писать новый пост!

В предыдущих сериях:

Средневековый Китай: культура, история, менталитет. Ч. I

Средневековый Китай: культура, история, менталитет. Ч. II

Средневековый Китай: культура, история, менталитет. Ч. III

Средневековый Китай: культура, история, менталитет. Ч. IV

Средневековый Китай: культура, история, менталитет. Ч. V

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо?


Почему исторический Китай настолько странен? Средневековье, Цивилизация, Китай, Китайцы, История (наука), Длиннопост

Как современные китайцы воспринимают своего Жёлтого Императора

Для начала, обозначим проблему. Сказать, что Китай "другой", "странный", "необычный" - это не сказать ничего. В Китае ломаются не только законы исторического развития - в Китает "сломаны" базовые кирпичики культуры, благодаря которым, например, араб, воспитанный в духе исламской философии примерно поймёт немца, воспитанного в духе христианской философии. Хрестоматийно - и уже много где разобрано - в этом плане для меня сюжет эпического произведения "Мулан". Одни и те же события европейцы трактовали как акт женской эмансипации, а азиаты - как акт величайшего самопожертвования на благо государства.

Китайцы выстроили своё понимание семьи и семейных ценностей, свои общественные отношения, свою математику, своё отношение к собственности, к сословиям. В китайской культуре, например, в принципе нет архетипического для всей западноевразийской культуры раннеклассового разделения на вождей и жрецов.

Поэтому, очевидно, как и с изучением любого явления в истории, у учёных возникает три естественных вопроса - "как", "когда" и "почему".


Почему исторический Китай настолько странен? Средневековье, Цивилизация, Китай, Китайцы, История (наука), Длиннопост

Китайская деревня. Каждый раз поражаюсь тому, что "деревня" в Китае - это маленький город с зашкаливающей численностью населения на квадратный метр застройки

Существует две принципиально разные позиции в синологии по этому вопросу. Они настолько полярные, что - и это довольно забавно - носители одной идеи либо сознательно игнорируют существование другой, либо просто о ней не знают. Это буквально две школы!

Первые - и это направление доминирует в КНР - эдакие великодержавники-удревнители. Они говорят, что китайская цивилизация в принципе возникла в вакууме, в изоляции от всего остального человечества. Они предполагают, что азы азов китайского общества возникли ещё в неолите, а воспоминания оттуда дошли до нас через призму религии и мистики - в виде воспоминаний о Жёлтом Императоре Хуань-ди и легендарных императорах прошлого. Которые открыли все знания, всему научились и людей своих научили тоже. С этой точки зрения Китай стал Китаем не позднее середины III тыс. до н. э. Так или иначе, этого мнения придерживаются все "оптимисты" в истории Китая - ну, эта армия учёных, которые "в Китае точно были не*бических размеров корабли-сокровищницы" и "я прям зуб даю, семья-цзунцзун точно была естественной для Китая с древнейших времён", а также "я вот ВООБЩЕ не понимаю, как НАСТОЛЬКО великая цивилизация не совершила промышленную революцию ещё при Хань... Ну, в крайнем случае, в Южной Сун!"

Проблема данного подхода очевидна. Мы не можем твёрдо и чётко отделить ранее второй половины II тыс. до н. э. зёрна от плевел - там произошло завоевание народа культуры Ян народом культуры Шан (которые точно китайцы). Сколько в полученном винегрете от пришлых, а сколько от старых - хрен его знает. Второе - китайская история всегда оптимистична, причём ретроспективно-оптимистична. Иными словами, раньше пони блевали радугой, а сегодня тупые ЕВНУХИ всё засрали. И даже реформируя старое, китайцы всегда (начиная с Конфуция и заканчивая земельной реформой Сун, хотя между ними пропасть в полторы тыщи лет) апеллировали к тому, что это самое "новое" на самом деле хорошо забытое "старое", просто опять всё не так переписали и перевели. Поэтому традиционная историография в Китае пошла по альтернативному маршруту - если ещё Геродод и Фукидид (а после них добрая часть историков Античности и Средневековья) всегда засирали объект исследования - или, по крайней мере, писали непредвзято - то в традиционной китайской историографии писать плохо про стародавние времена - это дурной тон. Поэтому если у тех же антиковедов принято обелять императоров (поскольку историки принципата жесть как много грязи на них льют), то у синологов-пессимистов, напротив, принято слегка снижать градус Величия Китая.

Итак, первый ответ на вопрос заголовка: "Китай зародился в изоляции в незапамятные времена и дожил до наших дней практически без потрясений. В следствие этого там, где в Западной Евразии все развивались в одном культурно-этническом контексте, последовательно впитав шумерское земледелие, египетский фольклор, греческую философию, римское право, монотеизм Тёмных веков, Китай пошёл своей дорогой ещё на стадии Шумера, если не неолита. Отсюда и инаковость".


Почему исторический Китай настолько странен? Средневековье, Цивилизация, Китай, Китайцы, История (наука), Длиннопост

Серьёзно, я могу вечно смотреть на эти поля. Эти черти могут горы превратить в хлеб. Это всё равно, как если бы Кавказ превратился в житницу Восточной Европы. "Волосы стынут в жилах" (с)

Второй ответ - это ответ пессимистов. Потому что если убрать всю эту многослойную мишуру, мы увидим чрезвычайно печальную для великодержавного китайцы картину. До культуры Шан-Ян мы не можем однозначно утверждать существование цивилизации (камон, эти ребята деревянной сохой пользовались и мы не можем доказать использование вьючных животных - быки были, но их использование в не-ритуальных целях недоказано). А это, я прошу прощения, однозначно можно датировать только 13 в. до н. э. - на минуточку, уже пирамиды в Египте тыщу лет стоят, Законам Хаммурапи лет шестьсот стукнет, Шумер завоевали аккадцы и вот-вот грянет Катастрофа Бронзового века. А в Китае где-то в это время додумались животными поля рыхлить.

Дальше - больше. В Китае очень поздно наступает Железный век (с гарантией датировать мы его может 7-6 вв. до н. э.), очень поздно приходят боевые лошади (массовое применение боевых колесниц известно в том числе в Эпохе Воюющих Царств - 5-3 в. до н. э., а появление массовой конницы связывается с легендой о "небесных лошадях" Сыма Цяна - то есть, это уже династия Хань, 2 в. до н. э. По ней китайский караван очень эпично смог заполучить отару тюркских среднеазиатских лошадей. Тяжёлая кавалерия появилась в Китае только в результате сяньбийского нашествия в 3 в. н. э. (вспоминаем возраст тех же персидских катафрактов, на секундочку). Дальше - больше. В Китае при всех её чудесах ирригации и инженерии было очень мало мельниц (отдельные пессимисты утверждают, что у них в принципе ручные орудия труда никогда не были железными и что в принципе не было развитой механизации труда, но это, на мой взгляд, невероятное преувеличение) - причём если в 16 веке сильно меньше чем в Европе, то в 3 веке сильно меньше, чем в Индии. Индийского и ближневосточного качества металлургии Китай в принципе не достигал никогда. Мореходство в Китае, во-первых, связывают с народом юэ (то есть, "китайцы" того же евнуха Чжэн Хэ и тех китайских кораблей, что в Египте и в Аравии торговали - это народ "юэ", что был в составе Китая что тогда, что сейчас; а для арабов все эти чужаки на джонках - китайцы), во-вторых, хронологически не раньше 7-8 вв. (но точно датируются только 12-13 вв., когда появляется богиня-защитница мореходов). А знаменитые корабли-сокровищницы баочуань пока не прошли проверку экспериментальной археологией (это когда учёные втаптывют в грязь пламенные сердца поклонников Великой Тартарии и доспехов-и-монголов-не-было, проверяя возможность создать исторический предмет аутентичным способом, а также проверить его работоспособность), поэтому сам факт их существования ставится под сомнение.

Проблема данной позиции очевидна. Во-первых, Китай - это невероятно производительная цивилизация, причём исторически, во все времена. Вплоть до 18 в. китайские товары пользовались большим спросом по всему миру, являлись предметом роскоши и восхищения, а торговыми партнёрами Китая были страны по всему миру - от индусов до западных европейцев. Нельзя говорить о какой-то "отсталости" Китая до середины 18 века. Как совместить настолько высокоразвитую цивилизацию с мыслью об отсталости её институтов - большой вопрос.

Итак, второй ответ на вопрос из заголовка: "Китай - очень молодая цивилизация. Европа и Ближний Восток заимствовали весь багаж западноевразийской цивилизации через импорт римско-христианской культуры, история цивилизации Западной Евразии начинается с конца IV тыс. до н. э. Тогда как Китай сформировался как цивилизация в 13 в. до н. э., развивался в абсолютной культурной изоляции и всегда был крайне контекстуальной цивилизацией - скажем, морские путешествия в данной географии не требовались, следовательно, они и не развивались. Соответственно, Китай инаков как и другие изолированные общества - Южной Индии, Чёрной Африки, Мезоамерики и других; различие только в том, что Китай культурно, экономически, демографически и технологически смог догнать Западную Евразию и, до середины 18 в., сохранял с ней паритет".


Почему исторический Китай настолько странен? Средневековье, Цивилизация, Китай, Китайцы, История (наука), Длиннопост

Случайная китаянка из дорамы как бы говорит: "Этот глупый лаовай опять пытается понять загадочную китайскую душу"

Обе точки зрения слишком радикально, на мой взгляд, воспринимают причинность инаковости Китая. Несмотря на то, что я стою на позиции строгого пессимизма (как говорит один наш препод: "нет источника - нет факта"), меня невероятно восхищает то, насколько великой стала эта крохотная локальная цивилизация в среднем течении Хуанхэ. Это как если бы Кортес увидел бы перед собой не мезоамериканское государство ацтеков, а империю от Канады до Чили. В таком контексте, честно говоря, Китай уважаешь ещё сильнее.

Мои попытки ответить на этот вопрос не увенчались успехом. Китайская цивилизация абсолютно логично, закономерно и, сохраняя причинно-следственные связи, совокупностью маленьких шажков где-то далеко-далеко в глубинах истории пришла к обществу, которого не существует нигде в природе и, по мнению всей (ноне устаревшей) гуманитарной науки 19 века, не должно существовать.

Так и живём.

Ставим лайк, нажимаем на колокольчик, постим китаянок и ходим в библиотеки. Пишите ваши вопросы, авось что станет темой следующего поста.

Показать полностью 4

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо?


В своей серии постов Средневековый Китай: культура, история, менталитет я дал некоторую идеалистическую картину китайского традиционного общества. Это немудрено, ведь китайский государственный и общественный идеал - это некая гармония каждого человека и общества, соединение каждой детали в единый работающий как часы механизм.

Первый взгляд на Китай рождает именно такую мысль - никак каждый друг другу братом был, каждый сверчок знал свой шесток, а всякий человек, находясь на своём месте в обществе, был награждён по своим заслугам и не хотел, и не мог своего места покинуть?..

Как бы не так! Вся история Китая - это история банки с пауками, где каждый хотел отщипнуть как можно больший кусок пирога!

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо? Средневековье, История (наука), Китай, Чиновники, Юмор, Кому на Руси жить хорошо, Мат, Длиннопост

Китайский дракон. В Китае реально обожают драконов, это не стереотип! Так что нехай символизирует цивилизацию, ведь он реально крут


Начнём с самых низов. В Китае было лично несвободное население - гуань нуби (рабы), гуань ху (семьи рабов), фань ху (барщинные рабы), цза ху (2-годичные барщинные рабы - по истечении срока барщинной службы становятся свободными), а также частные рабы - цитируя современников, "полулюди-полускот". Численность рабов колебалась от 2% до 20% (это фиксируется по налоговым спискам), между свободными (лян) и несвободными (цзянь) были запрещены браки. По хорошему, в любом нормально обществе эта группа консервировалась бы внутри себя, постепенно сливаясь в единую кашу одинаково несвободных людей (как это произошло с колонатом в Риме, поскольку кто только не вписывался в эту категорию изначально - и бывшие рабы, и бывшие земледельцы, и вчерашние потомки ветеранов, и приходящие варвары - но все сваливались в одну социальную страту). Но нет же, в Китае мало того что численность несвободных постоянно (тысячелетиями) была невелика, так ещё и ассортимент, если можно так выразиться, рабов постоянно множился! Это говорит только о том, что этот "воздушный шарик" рабов постоянно как-то сдувался - иначе бы они размножились естественным путём. Что любопытно, если гуань нуби и гуань ху - это явно патриархальные рабы, то фань ху - явные колоны-крепостные, а частные рабы - это античный вариант рабства. Сосуществование этих категорий на протяжении длительного времени парадоксально. Так что же случалось?..

А случались крестьянские восстания. Причём стабильно раз сто лет какое-нибудь крупное общекитайское, а провинции да уезды полыхали постоянно. И эта армия рабов, не будь дураками, вместе со свободными общинниками на равных сражалась с мерзкими сяо жэнь ("подлыми людьми", проклятыми коммерсантами) и сильными домами-латифундистами. Нередко несвободные становились переселенцами на фронтир, пользуясь царскими-императорскими предложениями переехать. Совершенно очевидно, что в условиях клановой системы цзунцзун (когда женщина "умирала" для семьи отца и "рождалась" для семьи мужа, меняя фамилию и не наследуя никакого имущества), не было никакой экономической проблемы отдать дочь замуж за несвободного - обе группы населения сращивались между собой.

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо? Средневековье, История (наука), Китай, Чиновники, Юмор, Кому на Руси жить хорошо, Мат, Длиннопост

Восстание краснобровых. Одно из первых эпических крестьянских восстаний в Имперском Китае


Дальше только интереснее. Все лично свободные земледельцы (категории лян) считаются в историографии сословием нун. На практике же, впрочем, отделять собственно нун от какого-нибудь служащего-гуань можно очень условно - в отличие от этой вашей Европы в Китае человек мог родиться в селе крестьянином, затем сдать экзамены в столице и стать шэньши (образованным), затем пойти на службу к Императору и стать гуань (служащим-чиновником). А потом, проворовавшись, стать мерзким коммерсантом сяо жэнь. То есть, социальные дороги лично свободному крестьянину были открыты все. Но... Почему?

Потому что их закрытие сулило государству беду! И не сказочно-отдалённую, а вполне себе естественную - крестьяне регулярно восставали. Причём характер крестьянских восстаний в Китае был очень... Китайским. Зачастую у них не было требований и деклараций - они тупо шли по Китаю, сжигали города, жестоко истребляли всех богатых и только когда считали, что государство их больше не обижает, расходилось по домам. Что интересно - например, в случае с Восстанием Жёлтых повязок государство вступило с ними в бой и одолело (в этом случае всех восставших перебили), а вот когда восстал Ань Лушань и на его фоне регулярно начали вспыхивать местные бунты, то разошедшихся крестьян никто не репрессировал - себе дороже.

Это вообще любопытно, но знатность в традиционной китайской историографии - это палка о двух концах. С одной стороны, в "Троецарствии" особое внимание уделяется родословной всех героев, с другой же, традиционная историография династии Мин вменяет в вину династии Суй (бывшей на тысячу лет раньше) то, что знатность там была в почёте - дескать, закрыли социальные лифты и назначать стали по предкам, а не по личным качествам.

Так что плох тот крестьянин в Китае, что не точит нож на соседа-феодала!

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо? Средневековье, История (наука), Китай, Чиновники, Юмор, Кому на Руси жить хорошо, Мат, Длиннопост

Сыхэюань - традиционный крестьянский дом в Китае. Сразу даёт понять о размерах традиционной крестьянской семье + как видим, представляет собой маленькую крепость. Пять таких домов уже могут дать роту солдат повстанческой армии ^_^


...А что там с соседом-феодалом? Ну, представьте, что вы - успешная семья. Как и положено в Китае, здесь что ни поколение, то приключения. Ваша семья владеет богатствами в этом уезде вот уже семь поколений - она пережила пару-тройку крестьянских восстаний (поэтому вы всегда щедро раздаривали простым людям подарки), выходцы из вашей семьи всегда занимают пару-тройку непыльных мест в столице (и вы все очень гордитесь этими людьми, а также всем у себя в провинции постоянно напоминаете об их существовании), вы не были заподозрены в "подлых занятиях" (мерзкой коммерции) и, вообще, в каждом цзун вашей непомерной цзунцзун есть кто-то, сдавший экзамены хотя бы на первую ступень. Кто вы?

Правильно! Вы - "сильный дом"! У вас есть земельный фонд по системе цзин тянь ("колодезные поля" - каждому человеку мужского пола по праву рождения даётся от государства поле, способное прокормить его и его семью), наследные поля за государственную службу, немножко полей без права передачи по наследству за действующих чиновников, а также совсем капельку незаконно отобранных у фермеров полей за долги. Вы начинаете вовсю играть в местного феодала - отрезаете у свободных крестьян новые земли, нанимаете их к себе на поля на работу, скупаете рабов, чтоб, опять же, трудились на полях. Выходцы из вашей семьи оккупировали местное чиновничество и заняли должности местной интеллигенции-шэньши. У вас большой гарем с молоденькими красотками, на столе каждый день свинина мушу, не жизнь, а сказка. Что же может пойти не так?..

Загибаем пальцы. Во-первых, крестьяне могут восстать. Самое обидное даже не то, что ваши крестьяне могут восстать, а то, что в соседней провинции крестьяне могут восстать (а соседние провинции буквально по периметру границ), а потом прийти к вам и объяснить уже вашим крестьянам, насколько вы были неправы, отрезая их кусочки себе. Во-вторых, к вам может в любой день прийти проверка из Юйшитай (Цензорат), получившая жалобу на местных чиновников. В столице очередные многоходовочки и к власти пришли евнухи (в любой непонятной ситуации вини евнухов) - из-за этого вам подняли налоги, отобрали государственные земли (по щелчку пальцев весь этот громадный земельный фонд, что вы насобирали по наследству за госслужбу) и, вообще, отправили служить в другую провинцию. По хорошему, все эти проблемы решаются деньгами, а у вас есть всё - уважение, хлебные должности, связи и положение, но денег... Их не то чтобы прям много. Точно недостаточно, чтобы всем заплатить. Нужны связи с местными олигархами. Придётся обращаться к сяо жэнь.

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо? Средневековье, История (наука), Китай, Чиновники, Юмор, Кому на Руси жить хорошо, Мат, Длиннопост

Марксистский историк называет их "феодалами", современники - "крестьянами" (иногда в значении "фермеры"), современная историография - "сильные дома". Те же самые свободные крестьяне, но сильно богаче остальных.


Итак, поздравляю, вы - сяо жэнь и к вам обращается очередной уважаемый человек за деньгами. Проблема в том, что этих "уважаемых" очередь, а вы в этом списке - самый неуважаемый. Ваш общественный статус где-то на уровне мафии в американском бизнесе 20 века - все знают, что вы существуете, вам даже руку пожимают, пока вы берега не путаете, но, в случае любой проблемы, во всём всегда виноваты вы. И есть законы, по которым у вас кровью заработанные миллионы можно забрать.

Для начала надо вспомнить, откуда у вас ваши богатства. Поскольку сяо жэнь (а также всем их родственникам до седьмого колена) запрещено занимать государственные посты и сдавать экзамены, то весь аппарат государственной жизни - чиновничество, служба гражданская и военная, а также сельская, провинциальная и столичная интеллигенция - для вас закрыт. Ремесленников пруд пруди, вы явно разбогатели не на ювелирном деле. Скорее всего, вы или купец, или ростовщик, или предприниматель (допустим, из бывших несвободных, которые переселились на фронтир, начали копать гору и наткнулись на соль). Денег у вас до жопы, земли нет, должностей нет и вас все ненавидят. Приехала комиссия разбираться, почему люди голодают - виноваты вы; местные аристократы что-то не поделили с сильными домами - виноваты вы; крестьяне бунтуют от голода - виноваты вы, нечего было рябчиков жрать!

Поэтому всегда проставляемся, всегда делимся с уважаемыми людьми. Копеечку общине, копеечку сильному дому, оплачиваем все взятки столичным проверяющим и молимся на то, чтобы дочери понавыходили замуж за госслужащих (или хотя бы за старейшие семьи общин), чтобы в случае очередных проблем было кому-нибудь за вас заступиться. А если начинается восстание, то первым делом оплачиваем восставшим оружие и еду - государство и так, и так за вас не заступится, а так хоть община ваш дворец не сожжёт. Если, конечно, аристократия позволит.

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо? Средневековье, История (наука), Китай, Чиновники, Юмор, Кому на Руси жить хорошо, Мат, Длиннопост

Вы только посмотрите на эти наряды - пока приличные женщины в поле вкалывают, эти модницы ребёнка в узорчатой ванне купают!


О, а что, если вы - аристократ (ши)?! Скорее всего, вы - тот самый герой китайских фильмов, который летает на верёвочках, выглядит как Леголас и задумчиво глядит на прудик с лилиями в лунную ночь, в ожидании своего возлюбленного духа прекрасного пола.

Вы - ночная грёза самых красивых девушек этого села, вы - прекрасный, белолицый, невероятно образованный человек, вы - белая кость этой провинции, причём вами можно только родиться. Ваш предок пятьсот лет назад помог местному царю победить другого царя и, с тех самых пор, ваша фамилия хранится в столичном архиве. Что же может пойти не так?..

Во-первых, скорее всего, вы - нищеброд. Не прям как крестьянин (у вас свой домик и прудик, чтобы любоваться лилиями), более того - вся община вас кормит, а вы решаете местные судебные тяжбы и разборки из-за случайно заколотой чужой свиньи. Однако вам западло профессионально заниматься ремеслом, вы не имеете права становиться сяо жэнь и не факт, что станете служащим-гуань (по наследству не всегда мозги передаются). Где же вам реализовать себя?..

Конечно же в большой политике! Раскулачиваем местного сяо жэнь, машем платочком отцу и едем в столицу искать на жопу приключений. Там приходимся ко двору, бегаем на побегушках у крутого чиновника (придавливая гонор, поскольку чиновник - вчерашний крестьянин, а ты - аристократ), получаем престижные и почётные титулы (формально сами становясь служащими-чиновниками), с почётом возвращаемся домой, женимся и живём приятную старость в окружении молоденьких красоток-жён (если она ещё из семьи сяо жэнь, то живём безбедно).

...Однако любая проблема требует вашего участия. Община собралась восставать - вы должны её возглавить (иначе потеряете лицо) и получить п*зды, если восстание не удастся. Кстати, если удастся, вы не пожнёте лавры победы - община будет ставить наместниками, императорами и прочими уважаемыми людьми выходцев из себя самой (вы же и так аристократ, вам не по чину желать богатств). Вы - умный чел, который реализует себя на стезе чиновника? Каждая собака будет напихивать вам за то, что вы знатного рода, а, значит, ваше продвижение - позор для Поднебесной. А вот в монастыри вы пойти можете - это даже почётно.

Что-то очень много служащих в этом абзаце. А, значит, самое время поговорить про...

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо? Средневековье, История (наука), Китай, Чиновники, Юмор, Кому на Руси жить хорошо, Мат, Длиннопост

Как-то так выглядел ши в глазах современников


...Гуань! Чиновников! Служащих! Мандаринов! Вот она - белая кость Китая! Да?..

Ну, во-первых, сразу определитесь с веткой прокачки. Вы или гражданский чиновник, либо военный. Первых называют "книжниками", что очень почётно в мирное время, но уничижительно в военное (надеюсь, вы родились в правильное время). Вторые же... Как гласит китайская пословица: "Из хорошего железа не делают гвоздей, из хороших людей не делают солдат". Если вы - военный, то, скорее всего, часть жизни вы будете прожигать в столице, а оставшую большую её часть - в ебенях, служа Родине. И, поверьте, в Китае ВСЕГДА идёт война. Вы будете нужны либо на фронте либо с из двух дюжин северных варварских племён, либо в джунглях Индокитая, либо в горах Тибета, либо усмиряя очередное о-Небо-когда-же-они-уже-закончатся крестьянское восстание. Но вы же не простой доходяга, вы - военный чиновник! Поэтому очень скоро начнёте обрастать титулами (вы же успешный военный чиновник, вы же не умираете в сражениях, а побеждаете этих голожопых лаоваев, правильно?), примелкаетесь во дворце, обязательно найдёте столичную дочку из знатной семьи - но, скорее всего, женитесь на её младшей сестре (младших уже как щенков раздавать можно, а старшую лучше выдать за породистого красавца-аристократа), в общем, обеспечите себе и имя, и положение, и полный кошель. Пока не перейдёте дорогу евнуху, не потеряете из-за его левой пятки всё (кроме жены) и не поедете лет в сорок к себе в родные ебеня... Начинать крестьянское восстание! Ибо когда уже этот беспредел евнухов прекратится?! Доколе?! Всю меритократию разрушают!!!

Ладно-ладно, вы - гражданский чиновник. Как и любой чиновник, служите там-сям, амбары чините, каналы строите, архивы от пыли очищаете, в общем - живёте не тужите. Откуда может прийти опасность?.. Загибаем пальцы! Юйшитай начнёт против вас расследование, лишит всех титулов и сошлёт в провинцию. Ваш дальний родственник замарается коммерцией и вас лишат титулов и сошлют в провинцию. Кто-то протащит своего земляка на место чуть выше вашего, который назначит своего сына по праву Тени на ваше место - не сильно плохо, но обидно. И, конечно же, евнухи - евнухам моча в голову ударит, они лишат вас титулов и сошлют в провинцию! Обидно!

Крестьяне восстают?.. Лучше бегите.

Вы случайно оказались не в той дворцовой фракции, даже если вы пятый писарь с конца? Штош, мои соболезнования - возвращайтесь в провинцию.

Вы настолько честный, что не обросли связями? Сочувствую - ваш начальник не упомянул вас в рапорте, вы не получили новый титул и последние три года службы насмарку.

И, конечно, евнухи. Небо обязательно накажет этих евнухов!

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо? Средневековье, История (наука), Китай, Чиновники, Юмор, Кому на Руси жить хорошо, Мат, Длиннопост

Пафосный чиновник трудится в своём кабинете.


Да, а если вы - евнух? Во-первых, совсем не обязательно то, что вы не сможете наслаждаться девушками - при "белом" оскоплении вы можете сохранить способность испытывать оргазм. Но если не повезло, то, штош. Значит, не повезло.

Скорее всего, из всех ваших удовольствий вы оставили себе только два - еда и власть. В худшем случае вы стали мерзким евнухом, который жрёт и нагибает, но, скорее всего, вы выкинули "20" на кубике и скипнули ту часть, когда вы достигаете всех высот лет в сорок с хвостиком после десятилетий упорного труда. Вы ещё юнцом попали в гарем к девчонке, которая стала вертеть Императором как хочет и, служа ей, стали типа старшего брата или любимого дядюшки новому Императору, который буквально рос на ваших глазах. Итак, вам сорок, Император понимает, что вокруг него - чиновники всех сортов и расцветок (которые, служат Поднебесной, а не Императору - то есть, например, могут законно уйти со службы без потери титулов и земель) и решает окружить себя лично преданными ему доверенными людьми.

И вы начинаете искренне служить своему Императору! Вы не связаны по рукам и ногам паутиной взаимных обязательств, вам не нужно думать о безбедной старости, у вас нет потомства, которому хорошо было бы обеспечить место при дворе. Поэтому вы жрёте в три горла (камон, эти рябчики для бюджета - копейка!), но очищаете страну от казнокрадов, выскочек, неумелых управленцев и причин этих еб*чих крестьянских восстаний!

...Причины недовольны вами, называют злобным евнухом, пишут книги про злобных евнухов (явно намекая на вас), говорят народу о том, что во всём виноваты злобные евнухи (потому что вы вправе лишить титулов и сослать в провинцию, но не казнить казнокрадов).

...Вас убивают. Нет, серьёзно, скорее всего, убьют и вас, и вашего Императора. Если нет - поздравляю! Это реально очень круто.

Потому что, серьёзно, иногда генералитет может ковровую дорожку варварам обеспечить до столицы, лишь бы вас убить. Настолько вас все ненавидят.

О внутренней кухне средневекового Китая или кому в Китае жить хорошо? Средневековье, История (наука), Китай, Чиновники, Юмор, Кому на Руси жить хорошо, Мат, Длиннопост

Любое китайское традиционное произведение учит одному - в любой непонятной ситуации режь евнухов

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!