В прошлый раз я давал 14 общих советов по покупке подержанного автомобиля. Сегодня эти 14 советов превращаются в 115 куда более подробных правил. Следуя им, ошибиться с покупкой автомобиля будет очень сложно. Практически невозможно. Все они составлены на основе моего и не только моего опыта по подбору подержанный автомобилей и фактически являются очень кратким и сжатым пересказом моей книги "Секреты автоподбора".
1. Точно определите свой бюджет. Должна быть конкретная сумма, которую вы максимально будете готовы потратить на автомобиль. Никаких диапазонов, типа 400-450 тысяч быть не должно. Вы же точно знаете, сколько денег у вас есть.
2. Оставьте 15% от этой суммы на ремонт, обслуживание и прочие расходы. Не надо думать, что вы найдете автомобиль, в который не придется вкладывать. Такого не бывает. Оставляйте 15% и спите спокойно.
3. Определите для себя 2-3 модели, которые будете отслеживать на сайтах объявлений. Так вы облегчите себе жизнь и сможете узнать их болячки и всю подноготную.
4. Выбирайте только те автомобили, которые вы потяните по обслуживанию. Четырехлетняя Лада и 15-летний Мерседес стоят одинаково, но обслуживание Мерседеса будет примерно в 2-2,5 раза дороже.
5. Определите список опций, который должен точно быть. Формулировка типа «комплектация как можно богаче» не подойдет.
6. Ограничьте себя годом выпуска и пробегом, с которым вы сможете жить. Только не занижайте желаемый пробег. Ограничивайте себя исходя из расчёта, что за год машина в среднем машина проезжает 20 000 км.
7. Чем четче Вы будете понимать, какой автомобиль хотите (с каким мотором, коробкой и комплектацией), тем проще будет искать.
8. Определите среднюю рыночную стоимость автомобиля, который ищите. Можете посчитать её сами, можете воспользоваться встроенными функциями на популярных сайтах объявлений.
9. Изучите модель, которую ищите, по форумам и в соцсетях, типа Drive2.
10. Перед тем, как искать машину, у вас должна быть приготовлена вся сумма наличными. Чтобы не случалось так, что Вы нашли машину, а деньги ещё нужно заказывать или снимать по банкоматам.
11. Подпишитесь на обновления интересующих вас моделей в приложениях бесплатных объявлений и звоните сразу, как только человек выложил объявление.
12. Самые хорошие машины по хорошим ценам покупают буквально за несколько часов, максимум – дней, так что не тормозите, не откладывайте звонок и встречу до вечера или до выходных.
13. Никогда не ведитесь на объявления с явно заниженной ценой. Никто в здравом уме не будет продавать машину слишком дешево. Люди, которым срочно нужны деньги, продают машины через посредников типа CarPrice или организации типа «Выкупим Ваш автомобиль быстро и дорого».
14. Установите на компьютер бесплатные расширения для браузеров, позволяющие определить, сколько машин уже было продано продавцом.
15. Никогда не переводите никому деньги в качестве задатка без расписки.
16. Не тратьте время на объявления, у которых очень много просмотров. Это фейковые объявления.
17. Не тратьте время на объявления с очень скудным описанием или со всего несколькими фотографиями.
18. Ищите в первую очередь частные объявления. У перекупщиков аналогичная машина почти всегда будет дороже, а иногда ещё и в более плохом состоянии.
19. Помните, что автосалоны даже официальных дилеров как ни в чем не бывало продают битые автомобили. И хотя автосалон автосалону рознь, среди официалов тоже есть те, кто «впаривает», а не продает.
20. «Серые» автосалоны часто проводят махинации с договорами, так что перечитывайте каждый договор, когда вам приносят его на подписание.
21. Помните, что кредитов за час не бывает. По крайней мере, с нормальными условиями.
22. Покупать машину у перекупщика можно только в самом крайнем случае, если других вариантов нет и не предвидится.
23. Если машину продает женщина, насторожитесь. Скорее всего, это оператор call-центра «серого» автосалона, который прикидывается частником.
24. Машину с чистым двигателем и подкапотным пространством следует проверять с двойным пристрастием. Двигатель моют либо по незнанию, либо чтобы скрыть какие-то следы и подтеки.
25. Смотрите на место встречи в объявлении. Частники обычно указывают район или улицу, перекупщики – только город.
26. В машине на фотографиях должны быть следы жизни, потому что, как правило, частники ездят на машине, пока не продадут.
27. Присматривайтесь к мелочам. Бирки на ключах, специальные коврики, очерненные шины и так далее выдают автосалоны и перекупщиков.
28. Всегда задавайте по телефону максимально много вопросов и запоминайте ответы.
29. Спрашивайте не общие вещи, а конкретные. Например, когда было последнее ТО, где оно было и что меняли. И так далее.
30. Запоминайте или даже записывайте ответы, их нужно будет вспомнить, если дело дойдет до осмотра.
31. ПТС должен быть оригинальным, если машине меньше 8 лет. Почему – это отдельная история. Просто запомните это правило, чтобы не рисковать.
32. Продавать машину должен тот, кто указан в качестве владельца в ПТС. Не кум, не брат, не сват. В крайнем случае машину жены может продавать муж. В этом случае проверьте штамп в паспорте.
33. Проверяйте VIN на машине и в ПТС. Обязательно. Многие забывают делать эту банальную проверку, думая, что никто не будет идти на такое откровенное и очевидное мошенничество.
34. Спросите у продавца то же, что спрашивали по телефону, и сравните ответы.
35. Если можете, то возьмите в аренду толщиномер и посмотрите в интернете нормы толщины ЛКП для конкретной модели.
36. Проверяйте толщину краски минимум в пяти местах на каждой детали. То есть дверь нужно измерять минимум в центре и в четырех углах. И так далее. Чем больше точек проверки, тем лучше.
37. Проверяйте толщину краски на крыше и в дверных проемах, на стойках дверей.
38. Если можете, возьмите в аренду прибор для диагностики электроники. Если не можете, не расстраивайтесь, с ним ещё нужно научиться управляться.
39. Не покупайте машину с толщиной ЛКП больше 1000 мкрн на кузове и больше 400 мкрн на силовых элементах кузова (стойках, лонжеронах и так далее).
40. Сравнивайте оттенки и тона краски на соседних элементах кузова.
41. Смотрите, нет ли подтеков краски.
42. Смотрите, нет ли в лаке вкраплений пыли и волос.
43. Смотрите, нет ли краски на молдингах, хромированных деталях, уплотнителях.
44. Смотрите на шагрень на соседних деталях. Отражение должно быть одинаковым. Шагрень – это по-простому как рябь на воде. Если все равно не понятно, что такое шагрень, этот пункт можете пропустить.
45. Смотрите, нет ли «паучков» на кузове и очагов ржавчины. «Паучки» - это едва заметные растрескивания краски в разные стороны.
46. Посмотрите пороги. Часто тоновые переходы при покраске делают там, чтобы было незаметнее.
47. Отогните уплотнитель, посмотрите, не отличается ли там тон краски.
48. Посмотрите на зазоры, они должны быть одинаковые слева и справа.
49. Осмотрите машину при хорошем дневном освещении, желательно в облачную погоду, под разными углами. Любая даже самая маленькая вмятинка или царапинка – повод для торга.
50. Осмотрите лакокрасочное покрытие машины очень внимательно на каждом элементе. Микрократоры – углубления размером не больше миллиметра в краске или лаке - говорят, что машину красили.
51. Зазоры должны быть равномерные по всей длине. Если это только не старая ВАЗовская «шестерка».
52. Проверьте маркировку и дату выпуска каждого стекла.
53. Посмотрите, стыкуются ли между собой выштамповки и молдинги на разных деталях. Часто их очень сложно подогнать после снятия детали.
54. Смотрите на бампер. Он не должен выступать за кузов.
55. Посмотрите на фары и противотуманки. У них должна быть одинаковая маркировка и они должны быть одинаково помутневшими от возраста.
56. Загляните под коврик в багажнике. Там могут быть следы покраски или повреждений. Там их обычно никто не маскирует и они очевидны.
57. В нише запасного колеса не должно быть воды и плесени.
58. Посмотрите на сварные швы и на точки точечной сварки. Они должны быть с обеих стороны, быть симметричными и одинаковыми.
59. Посмотрите на износ шин. Шины должны быть изношены равномерно.
60. Смотрите на лонжероны. На них не должно быть складок, следов краски, мастики и чего-то ещё. Если не знаете, что такое лонжероны, посмотрите картинки в интернете – это будет в тысячу раз нагляднее, чем словесное объяснение.
61. Подкапотное пространство не должно быть вымытым, но и не должно быть подтеков. Должны быть только следы нормальной эксплуатации.
62. Посмотрите, не сбита ли краска с болтов дверей, капота, двери багажника.
63. Посмотрите, одинаковые ли болты везде.
64. Посмотрите, нет ли содранной краски в дверном проеме. Если есть, посмотрите есть ли аналогичные следы на самой двери. Если есть, значит, дверь трется о порог – это плохо. Если нет – это царапины от каблуков и сумок – все нормально.
65. Обратите внимание на лючок бензобака, краска с болтов не должны быть сбита. Дело в том, что лючок бензобака чаще всего используют для подбора краски при ремонте машины.
66. Проверьте амортизаторы, нажав на машину с каждого угла, чтобы она раскачалась. Должно быть только одно колебание вверх-вниз, в противном случае амортизаторы придется менять, а это почти всегда дорого.
67. Посмотрите на то, как изношен руль, педали, рычаг КПП и подлокотник. Это даст вам представление о реальном пробеге машины. И хотя у разных машин износ может быть разным, потренировавшись, вы сможете стать экспертом в этом деле.
68. Если руль в чехле, снимите его, чтобы оценить состояние руля.
69. Принюхайтесь. В салоне не должно пахнуть сыростью или плесенью. Не должно быть вообще никаких посторонних запахов.
70. Насторожитесь, если будет сильно пахнуть ароматизатором. Скорее всего, продавец хочет замаскировать какой-то другой запах.
71. Проверьте обивку под сиденьем. Она должна быть сухая и не должна рассыпаться.
72. Поднимите коврики в салоне. На ковролине и под сиденьями не должно быть разводов.
73. Посмотрите есть ли под ковриком вмятина от пятки правой ноги. Если есть, пробег далеко за 200 тысяч км.
74. Проверьте, работают ли фиксаторы дверей. Если нет, пробег за 200 000 км.
75. Посмотрите на обивку потолка. Она не должны быть вспученной.
76. Посмотрите на переднюю панель. На ней не должно быть разрывов.
77. Посмотрите на ремни безопасности. На них должны быть пластмассовые ограничители для бляхи, которая вставляется в замок. Если их нет, скорее всего, машина была в аварии.
78. Проверьте работу кондиционера. Лучше всего по спаренным металлическим трубкам, идущим из подкапотного пространства в салон (одна должна быть холодной, другая горячей), но можно и просто включив кондиционер на максимальные обороты и на минимальную температуру.
79. Проверьте, горят ли все контрольные лампы на панели приборов при включении зажигания.
80. Лампочка давления масла и подушек безопасности должны гаснуть по отдельность.
81. После запуска двигателя все контрольные лампочки должны гаснуть (кроме ручника, если он затянут).
82. Проверьте масло. Уровень должен быть между отметками минимум и максимум и оно (масло) не должно быть черным (особенно если мотор бензиновый).
83. Масло не должно пахнуть гарью, не должно быть никаких посторонних частичек, налета, мусора.
84. Заведите машину. Из выхлопной трубы не должен идти густой дым любого цвета.
85. Если машина на механике, проверьте сцепление. Если оно схватывается в начале – хорошо. Если в конце – сцепление придется скоро менять, а это дополнительные траты и повод торговаться.
86. На автомате не должно быть рывков и дерганий при переключении коробки из P в R или из R в D и обратно.
87. Не должно быть рывков при переключениях во время движения с нажатой до упора педалью газа.
88. Машину не должно уводить в сторону при движении.
89. Руль должен стоять прямо, когда машина едет прямо.
90. Выключите музыку и прислушайтесь к звукам. Любой звук зафиксируйте в голове, чтобы потом описать его профессионалу.
91. Резко затормозите. Руль не должно бить, заодно, возможно, получится проверить работу ABS.
92. Все посторонние звуки, которые услышали во время тест-драйва, расскажите мастеру при заезде на сервис перед покупкой. Вам должны проверить подвеску и сказать, насколько всё там серьезно. У вас будет как минимум повод поторговаться с продавцом.
93. Если не делали диагностику электроники сами, проверьте её в ближайшем автосервисе.
94. Торгуйтесь только обоснованно.
95. Проверьте машину на сайте ГИБДД.
96. Проверьте машину на сайте Федеральной службы судебных приставов.
97. Проверьте машину на сайте Avtokod.mos.ru, если покупаете машину в Москве и области.
98. Проверьте машину по базе Федеральной нотариальной палаты.
99. Составлять договор купли-продажи можно в простой письменной форме одной ручкой и одним почерком, указывать там нужно паспортные данные покупателя и продавца и все данные из ПТС. Никакой дополнительной юридической силы и гарантии чистоты сделки договор купли-продажи, составленный у посредников, не несет.
100. Четко прописывайте дату и время сделки в договоре купли-продажи. Это убережет вам от уплаты штрафов предыдущего владельца.
101. Четко прописывайте стоимость автомобиля и сумму, переданную продавцу. Если что, то именно её вам вернут через суд.
102. Прописывайте пункт о том, что автомобиль на момент составления договора не был продан кому-то ещё, на него не имеет права собственности кто-то ещё, автомобиль не заложен, не арестован и не является предметом спора.
103. Всего должно быть три экземпляра (для вас, для продавца и для ГИБДД).
104. Вносить изменения в ПТС нужно только одной ручкой и одним почерком.
105. Вместе с ПТС И ДКП продавец должен вам передать два комплекта ключей, в том числе от сигнализации и противоугонки, СТС, диагностическую карту.
106. Если вы отдали деньги продавцу, а он вдруг просит вас расторгнуть договор и возвращает деньги, проверяйте деньги в банке. Часто отдают обратно не ваши деньги, а фальшивки.
107. Для постановки машины на учет нужен ПТС, паспорт, старое СТС, новая страховка и квитанция об оплате госпошлины. По умолчанию старые номера переходят новому владельцу.
108. Перерегистрировать машину на себя нужно в течение десяти дней, иначе будут проблемы. Вплоть до очень серьезных.
109. Лучше брать продавца с собой в ГИБДД.
110. Проверяйте, чтобы в ДКП, в ПТС и в паспорте был один и тот же человек.
111. Не ставьте свою подпись в ПТС, где уже стоит подпись прежнего владельца. Могут возникнуть проблемы с регистрацией.
112. Верьте только тому, что проверили сами, не доверяйте продавцам.
113. Не покупайте машину у друга, родственника, знакомого без проверки. Он просто может не знать о всех проблемах, а вы потом разругаетесь и перестанете общаться.
114. Если у вас есть друг, который разбирается в машинах, не стоить слепо доверять ему. Дайте ему хотя бы эти правила или проверяйте параллельно сами.
115. Загонять на сервис для проверки нужно только автомобиль, который устраивает по всем остальным параметрам. Нет смысла тратить деньги на диагностику каждой машины. Как правило, вы проверяете только тот автомобиль, который в конце концов и купите. Ну, или на один больше.
Удачи в поиске и приятной вам четырехколесной покупки. Не забудьте лайкнуть пост, чтобы его увидело как можно больше людей, сделайте репост, чтобы не потерять эти советы, когда придет время покупки "нового" подержанного автомобиля. И переходите на сайт моей книги, если время покупать уже настало и вам нужна более подробная информация с примерами.
А ещё, тем, кто интересуется машинами, рекомендую подписаться на мой канал в Телеграм. Раз в день или раз в два дня я выкладываю туда свои статьи про автомобили, тест-драйвы, отрывки из книги и так далее. Милости прошу. Вбивайте в Телеграме "О машинах" или @adyellow8888.