m1ncer

m1ncer

Пикабушник
поставил 1184 плюса и 65 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
10 лет на Пикабу
1364 рейтинг 0 подписчиков 6 подписок 10 постов 2 в горячем

«Платформа» Роджера Леви: фантастика о бессмертии в соцсети

Земля уничтожена. Жадность корпораций и отказ людей хоть немного пожертвовать удобствами привели к планетарной катастрофе. Человечеству пришлось немедленно искать новые планеты для жизни.

«Платформа» Роджера Леви: фантастика о бессмертии в соцсети Рецензия, Обзор книг, Будущее, Новинки кино, Длиннопост

Жизнь по новым правилам


К счастью для бывших землян, они открыли систему, пригодную для терраформирования и заселения. Платой за такую возможность стало собственное здоровье: воздействие излучения местной звезды на организм приводило к раку, при том постоянно мутирующему. Каждый был болен и имел свою особую форму онкологического заболевания. Срок человеческой жизни уменьшился, а ее скорость возросла.


Люди поселились на семи планетах в соответствии с корпоративными договорами, кредитами и обязательствами. Всех связывала единая сеть, усовершенствованный интернет — Песня.


Но были и две планеты-исключения: Геена и Неназываемый мир. Последний прекратил любые контакты с новым сообществом, а Геена оказалась единственным пристанищем религии: в других мирах вместо нее появилась всеобщая социальная сеть ПослеЖизнь. Население семи планет было подключено к ней с помощью вживленного в мозг нейрида. ПослеЖизнь дарила пользователям надежду на реинкарнацию.


В произведении две сюжетные и временные линии. Первая повествует о жизни Алефа, превосходного математика с синдромом Аспергера, — с ранних лет и до зрелости он жил на религиозной Геене. В книге он — одним из двух преступных умов, управляющих человеческой цивилизацией.


На родной планете Алеф познакомился с Пелленхорком — сыном мафиозного босса, психопатом и садистом — и стал его товарищем. Эта странная и болезненная связь впоследствии оказала огромное влияние на весь мир.


Путь Пелленхорка похож на историю Фауста, но в исполнении Мефистофеля. Геена изменила наследника криминальной империи, и Пелленхорк отдал жизнь борьбе с Богом. И не только свою.


Во второй сюжетной линии три главных действующих лица. Каждый герой Леви имеет свой узнаваемый голос. Когда слово берет полицейский и адреналиновый наркоман Бейли, его ни за что не спутаешь ни с собирательницей историй Рейзер, ни с меланхоличным ремонтником Талленом.


Бейли живет на планете, где произошла серия убийств. Полицейскому удалось спасти последнего выжившего, Таллена, но оба оказались в госпитале с сильными ранениями. Таллену предстояло несколько операций, в результате которых он превратился в киборга. Бейли продолжил расследование, не предполагая, что за преступлениями стояла лишь больная психика серийного убийцы. На помощь ему пришла Рейзер, которая имеет куда большее отношение к делу, чем сама предполагала.


Эти сюжетные линии оказываются одной историей, и каждая деталь, каждое совпадение имеют важное значение. Перед развязкой все они соединяются в единый узел на той самой Платформе, что выкачивала расплавленную кору планеты и качалась на штормовых волнах Моря, внутри которого — капсулы с телами людей, у которых была возможность на реинкарнацию.


Научная фантастика о людях


Эта книга — сай-фай высшего класса. Как из-за множества деталей миропостроения, так и благодаря отдельным продуманным, любопытным идеям. Ко всему прочему, Леви гениально пишет. Главы от имени Алефа восхищают: криминальный гений с синдромом Аспергера повествует о своей жизни ровным, спокойным голосом, а фоном чувствуется полное отчаяние и обида на судьбу. Таллен, очарованный смертью после нападения убийцы, поехал на Платформу, чтобы стать там, по сути, живым киборгом: только так он смог побороть мысли о самоубийстве. Чувствуя Платформу как собственное тело, он со временем сливался с ней и терял свой разум. Бейли неприятен другим людям, он упрям, угрюм и готов на все, лишь бы почувствовать новый прилив адреналина. А Рейзер собирала чужие истории по всей системе, но не могла поведать собственную.


Каждый из героев, включая злодеев, испытывал страх и одиночество. И каждый старался найти что-то или кого-то близкого. Результатом этих поисков могло стать новое счастье, но и несчастья случались ничуть не реже.


Соцсети — это сплошная ложь, иллюзия. Такими они представлены и в романе. Но ПослеЖизнь — это не просто контролирующая судьбы людей программа или обещание свободы от алчных корпораций, как это представлено в большинстве произведений киберпанка и научной фантастики. В книге ставится много вопросов. Можно ли жить без веры? Стоит ли жизнь той боли, которую она причиняет? Насколько поступки важнее намерений?


Тема, не дающая автору покоя, — одиночество


Вся система ПослеЖизни держалась на простом принципе: память некоторых людей оцифрована во всей полноте, и человечество, прослушав и оценив всю историю их жизни, могло проголосовать, возрождать этого человека или нет. Но в результате возможность поделиться своим рассказом, остаться в памяти людей, быть понятым и принятым оказывалась даже важней реинкарнации.


Соцсеть в «Платформе» показана тем, чем хотелось бы, — местом, где люди рассказывают свои истории, и где тебе скажут, что ты не один. Недаром ресурс, на который работала охотница за историями Рейзер, проигрывал в популярности только ПослеЖизни. И не зря его создали те же люди.


Произведение Леви — это умная фантастика, которую необходимо читать вдумчиво и неторопливо. Хотя заключение романа вышло довольно смазанным: как минимум две сюжетные детали остаются непонятными читателю, и этот фактор ослабляет восхищение книгой. И все же любителям серьезной фантастики «Платформа» очень рекомендуется.

Показать полностью 1

Роберт Маккаммон «Граница»: битва с инопланетянами за Землю

Беда пришла, откуда не ждали: людей погубила не ядерная война, экологическая катастрофа или метеорит, а то, что Земля расположена в неудачном месте. Планета оказалась в зоне конфликта двух высокоразвитых инопланетных рас, которые совершенно не интересует благополучие аборигенов.

Роберт Маккаммон «Граница»: битва с инопланетянами за Землю Обзор книг, Рецензия, Книги, Что почитать?, Длиннопост

Отличный сюжет для фильма


По книге несколько городов пришельцы превратили в заповедники, чтобы наблюдать за смешными людишками. Большинство же других земных поселений лежит в руинах, а их население едва сводит концы с концами. Однако возможное спасение не за горами: в лагере беженцев, укрывшихся в бывшем отеле, оказывается мальчик лет пятнадцати по имени Этан, который почему-то уверен, что способен остановить войну.


Изначально может показаться, что «Граница» понравится единицам: читатели, предпочитающие экшен и быстрое развитие событй, не оценят длинные монологи героев. Впечатлительная часть аудитории будет возмущена большим количеством расчлененки. Любители линейного повествования возмутятся странными прозрениями действующих лиц, а легкий флер потусторонних сил не понравятся приверженцам традиционной научной фантастики.


Но есть одна категория людей, которая придет в восторг от такого повествования, а именно — кинопродюсеры. Эффектные появления персонажей и неожиданные спасения, кровавые сцены и зубодробительный экшен — все это наводит на мысли о голливудских боевиках. Теперь добавьте в этот коктейль еще пару ингредиентов, без которых произведение не было бы таким колоритным: мутанты, жестокие инопланетяне-киборги, пришельцы, могущественные артефакты. Вместе это уже потенциальный блокбастер!


А вот читателю то и дело придется перелистывать страницы с чересчур натуралистичными описаниями кровавого насилия или многократным повторением одной и той же мысли. Кроме того, в глаза бросается переусложненность задач, стоящих перед героями, — автор предпочитает их распутывать старым добрым приемом, замешанным на рояльном и божественном. В основном всех спасает, естественно, «избранный» Этан, который в ключевые моменты вдруг «что-то понимает» и выводит героев из тупика. Особенно удивляет финальный «финт ушами» — настолько нагло он нарушает уже сложившиеся правила игры.


Кроме того, людей в лучших традициях постапокалиптики преследуют внутренние «демоны». Особого разнообразия в подборке личных трагедий нет (утрата близких — основной лейтмотив), а вот их влияние на настроения среди выживших столь сильно, что атмосфера получается гнетущая. Вкрапления юмора сглаживают ситуацию, но незначительно.


Бесконечная вера в лучшее


В это сложно поверить, но произведение Маккаммона, при всем обилии клише и провалах в логике, интересно читать. Не самые удачные фрагменты быстро исчезают из памяти, и к концу книги остается приятное послевкусие, ведь помимо избитых идей здесь есть настоящие находки.


Атмосфера обреченности идет через весь роман, однако часто возникают проблески надежды на светлое будущее. Несмотря на кровь, боль, смерть и отчаяние, преследующие героев, Маккаммону удивительно точно удалось передать общий оптимистический настрой.


Книга заставляет читателя поверить в то, что любое горе можно пережить, а после темной ночи обязательно будет яркий рассвет. В результате после прочтения хочется пристально вглядеться в чистое небо, обнять близких и молиться кому угодно, чтобы нам всем в реальности не пришлось испытать того, что выпало на долю персонажей. А еще появляется мысль пройти курс выживания в экстремальных условиях — на будущее, мало ли что.


Итог: шаблонный, но хорошо вправляющий мозги постапокалиптический роман, не лишенный удачных находок.


Стоит ли это читать? Да, и особенно тем, кто переживает сложный период в жизни. Книга поможет понять, что не все так печально — бывает и хуже.


Роберта Маккаммона часто сравнивают со Стивеном Кингом, упрекая его при этом во вторичности. Однако Маккаммон объясняет определенное сходство их творчества так: «Мне нравится мысль, что некоторые идеи словно витают в “эфире”, из которого их могут выловить разные люди, а не кто-то один».


«Когда Этан, главный герой произведения, конструировал модель и составлял план выступления в классе, ему пришло в голову, что в анатомической кукле не хватает какой-то чрезвычайно важной части человека, которую не покажешь на уроке естествознания: она неосязаема, ее нельзя ни взвесить, ни измерить. Однако без нее остальное, в сущности, — это пустая оболочка», — говорит автор.

Показать полностью 1

Вартан Саркисов «Нет времени мечтать»: научная фантастика или фантастическая автобиография Вартана Георгиевича?

Один из дебютных романов российско-испанского писателя в 2022 году отмечает юбилей — первое издание книги на тот момент мало кому известного автора появилось на книжных полках магазинов ровно 25 лет назад. А сегодня «Корректировка Вселенной» — это уже классика.

Вартан Саркисов «Нет времени мечтать»: научная фантастика или фантастическая автобиография Вартана Георгиевича? Обзор книг, Аннотации, Вартан Саркисов, Книги, Длиннопост

Зачем они летят и куда?


Хороший вопрос. Но столько дел, что пока не до него.


О том, вернутся ли они когда-нибудь обратно, немногочисленные жители исследовательского космического корабля «Вирджиния» вообще стараются не думать. Пятьдесят участников авантюрной экспедиции, среди которых десяток профессиональных военных со всех колонизированных планет Солнечной системы, привыкли беспрекословно доверять своему капитану — Вильяму Альфредовичу Бугмену, человеку, легко узнаваемому по массивному киберпротезу вместо левой руки. Не может же тот, чьим именем назвали планету — конечный путь их маршрута, подвести! Он знает цель и как ее достичь, остальное — не столь важно!


Если говорить о мотивации команды, отправившейся покорять новую, похожую на Землю планету, то ею движет, в первую очередь, жажда открытий. Обсерватория Плутона смогла доказать, что планетная система, к которой они направляются, не только никому не принадлежит, но на ней точно отсутствует разумная жизнь. Сразу несколько планет в системе могут быть аналогом Земли, поэтому с целью их оценки и была собрана сто семнадцатая экспедиционная команда — главные персонажи романа Вартана Саркисова «Нет времени мечтать». Ядром сюжета являются взаимоотношения двух ученых — Александра Мирмидонова и Алисы Карауловой.


Философия Саркисова


В моменты выхода галактического судна из гравитационного колодца очередной системы Александр Мирмидонов всегда вспоминал не обо всех тех мириадах звезд и прочих космических телах, что встречались на его пути. Он как истинный космический философ размышлял о том, как могло бы все сложиться в его жизни, последуй он совету родителей, а не лучшего друга своего отца — Рыцаря Магелланова Облака, участника двух экспедиций на корабле, развивающем скорость до 0,7 парсек, Рубена Константинова. Прообразом Константинова стал человек, благодаря которому биография Вартана Саркисова перестала быть ориентированной на инженерию, как мечтали его родители.


У семьи Саркисова был друг — учитель русского языка и литературы Константин Сонин. Его-то и послушал юный Вартан, начав описывать свои мысли в прозе. Поначалу человеку с физико-математическим складом ума было сложно последовать этой рекомендации. Тем не менее, Вартан Георгиевич попробовал. И вот уже через пару месяцев первый его рассказ «Путь к звездам» зачитывают в рамках литературного кружка в местной библиотеке.


Женские образы


Еще одним ярким персонажем романа, в котором биографы творчества Вартана Георгиевича разглядели реально существующего человека, стала «женщина лет тридцати пяти, коллега Мирмидонова по изучению космических минералов и доктор геологических наук Солнечного Союза Алиса Караулова».


Можно заметить, с какой нежностью и с использованием каких конкретно средств выразительности строится образ Карауловой: это многочисленные эпитеты, аллитерации в речи персонажа (когда Алиса злится на подконтрольную ей команду ученых), ассонанс (когда девушка разговаривает с явно симпатичным ей Мирмидоновым).


Почему Саркисов столько внимание уделяет раскрытию данного женского персонажа?


Очевидно же! Алиса — это Сирвард, любимая мама автора. Через несколько дней после рождения писателя, его маме как раз исполнилось 35 лет. Да и образование Алисы («геолог») уж очень схоже со специальностью, полученной Сирвард в Ванадзорском государственном университете — «биолог».


Аллюзии и реминисценции


Во многих произведениях фантастической литературы второстепенные персонажи нужны лишь для того, чтобы раскрыть главного героя, подчеркнуть ту или иную черту его характера или же развить сюжетную линию. Однако порой романисты создают едва ли не культовые фигуры, которые могут иметь ограниченное время на страницах произведения, но способны сделать его намного лучше. Герои второго плана яркие, живые, нешаблонные. Например, один из попутчиков Мирмидонова — Дезислав Ингварссон. Есть все основания предполагать, что это списанный с лучшего друга Вартана — Дениса Ковалева — персонаж. Вместе с Ковалевым будущий писатель провел свое детство в Королеве, вместе они поступали в университет, а в 1993 году отправились в Европу в рамках обмена опытом среди молодых выпускников технических вузов и средних специальных учебных заведений.

Показать полностью 1

Вопиющая несправедливость. Пикабу на помощь!

Добрый день друзья, меня зовут Алексей, я родился и долгое время рос в Кумертау, это мой родной город.


Сейчас я живу в Уфе, но в Кумертау остались моя мама и мой отец и мне очень больно осознавать тот факт, что в моём городе происходит ужасный произвол со стороны властей.


Я оплачиваю счета своих родителей и понимая, что некоторые родители живут только на пенсию и им приходится сталкиваться с таким кощунством, мне становится не по себе.


Дело в том, что в моём родном Кумертау есть своя ТЭЦ, которую выкупили частные предприниматели, после чего тарифы начали расти в геометрической прогрессии.


Самое интересное, что комитет по тарифам бездействует. Уже были обращения в прокуратуру, но ответа так и не последовало. Пенсионеры выходят на улицы, но даже таким образом не могут добиться ответа.


Я не знаю как помочь людям, кроме как создать резонанс на фоне этой ситуации, ведь власти всегда боятся огласки.

Вопиющая несправедливость. Пикабу на помощь! Кумертау, ТЭЦ, Бездействие власти, Несправедливость, Государство, Россия, Произвол, Видео, Длиннопост
Показать полностью 1 1

Парадокс

Раньше все споры связанные с Украиной были о том, как правильно произносить/писать на Украине или в Украине, а что сейчас.

Эксперимент нтв. Как педофилы воруют детей. Тема актуальна

Украсть ребенка за 90 секунд: чтобы похитить ребенка, действительно достаточно всего полторы минуты, а то и меньше.

Когда веришь в свою любимую команду.

Мелочь, а приятно.
Когда веришь в свою любимую команду. Мелочь, а приятно.

Не очень то и радует

Не очень то и радует
Отличная работа, все прочитано!