Почему фильмы финансово проваливаются, собрав в кинотеатрах больше своего бюджета

В комментариях к посту о неудаче фильма "Сто лет тому вперед" огромное количество людей задавало вопрос "как это он провалился, если при бюджете 900млн рублей он собрал 1,2 миллиарда? Значит заработал 300млн рублей!".

Почему фильмы финансово проваливаются, собрав в кинотеатрах больше своего бюджета Фильмы, Российское кино, Сто лет тому вперёд, Экономика, Кинотеатр, Оппенгеймер (фильм), Аватар, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Примерно так меня представляли комментаторы.

К сожалению, это не так и здесь я попробую объяснить как работает экономика кинотеатрального проката у нас и в мире.

Начнем с бюджетов. Студии не всегда охотно рассказывают о стоимости производства своего фильма, особенно, если не уверены в успехе. Но о российском кино мы знаем больше из-за государственных денег, которые выдает Фонд Кино на производство многих картин и тут хочешь не хочешь, а надо раскрывать информацию. Но не всю, если вернутся к фильму "Сто лет тому вперед", то известен производственный бюджет в 900 миллионов рублей, но неизвестно сколько затратили на маркетинг фильма, это может быть как 50млн, так и 300. Но тут что есть, имеем цифру в 900, от нее пляшем.

Комиссия кинотеатров. Общепринято, что студии получают 45-50% от сборов своего фильма в кинотеатрах. Это касается как российского проката, так и общеевропейского, у них схожие цифры. Остальное уходит киносетям на поддержание штанов. Таким образом, студия зарабатывает примерно половину от сборов фильма и если вернуться к "Сто лет тому вперед", то картину однозначно можно считать финансово провалившейся, так как при сборах 1,2млрд, создателям вернулось примерно 600млн рублей при бюджете в 900млн и это мы еще не учитываем маркетинг. Возьмем по минимуму - 50млн рублей, как справедливо отмечали комментаторы к тому посту - трейлеры были отвратительные, а многие вообще про фильм не слышали. Студия в минусе грубо на 350млн рублей, как бы это кого ни огорчало. И да, я знаю, что часть денег на фильм было выделено на безвозмездной основе государством. Но это не значит, что эти деньги можно списать и все, просто в данном случае в минусе и студия и государство, выступившее как соинвестор проекта.

Почему фильмы финансово проваливаются, собрав в кинотеатрах больше своего бюджета Фильмы, Российское кино, Сто лет тому вперёд, Экономика, Кинотеатр, Оппенгеймер (фильм), Аватар, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Единственный, кто хорошенько заработал на фильме, а ты не завидуй! Актер, между прочим, к Оскару стремится!

Интереснее ситуация в общемировом прокате. Например, для голливудских студий как ни странно, наиболее важным является домашний рынок США, так как они получают с него около 60% сборов, а в остальном мире 40-50% (кроме Китая, о нем ниже). Есть и исключения. В очень редких случаях студия может включить гопника и требовать от киносетей возвращать бОльший процент. Такое случилось со студией Disney - они потребовали от американских и европейских кинотеатров 75% от сборов своего фильма "Звездные Войны. Последние Джедаи", угрожая кинотеатрам лишить их лицензии на прокат фильма "Мстители: Война бесконечности", который выходил через полгода.

Почему фильмы финансово проваливаются, собрав в кинотеатрах больше своего бюджета Фильмы, Российское кино, Сто лет тому вперёд, Экономика, Кинотеатр, Оппенгеймер (фильм), Аватар, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Большинство проглотили и согласились, кроме немецких кинотеатров, которые в ответ пригрозили устроить студии бойкот и отменить показ всех ее фильмов на территории Германии. Но такое случается редко, ну или мы об этом просто не знаем.
Еще важным отличием голливудских фильмов от нашего или европейского кино является рекламный бюджет. Так как блокбастеры прокатываются по всему миру, то и рекламировать их нужно везде, а это дорого и зачастую фильм с бюджетом в 150млн дополнительно обрастает рекламой ценой в 100, а то и 120млн, что сильно затрудняет окупаемость. Ну а если фильм претендует на Оскар, то к рекламному бюджету нужно прибавлять еще миллионов 50, именно столько дополнительно потратили на продвижение в среде киноакадемиков недавнего "Оппенгеймера".

Почему фильмы финансово проваливаются, собрав в кинотеатрах больше своего бюджета Фильмы, Российское кино, Сто лет тому вперёд, Экономика, Кинотеатр, Оппенгеймер (фильм), Аватар, Видео, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Эти статуэтки стоят дороже, чем кажется

А самым ярким примером здесь является "Аватар. Путь Воды" студия заявила о том, что фильм окупился, только когда сборы достигли 1,7млрд долларов при производственном бюджете 350млн! Нехитрая математика говорит, что на рекламу фильма потратили баснословные 500млн долларов.

И отдельно про китайский прокат. Стандартно кинотеатры поднебесной возвращают студиям жалкие 25% от сборов, остальное оставляя себе во имя партии. Но существует система, по которой эту цифру можно увеличить. Так, если в голливудском фильме присутствуют китайские актеры и в работе над ними задействованы китайские студии, то отчисления поднимаются до 35%. Так, например, версия фильма "Железный человек 3" для китайского проката была длиннее на 3 минуты и содержала дополнительную сцену, где Тони Старка лечили в китайской клинике китайские врачи. Но чаще просто берут на роль второго-третьего плана известных китайцев, этим объясняется увеличение их числа в современных блокбастерах.

Та самая сцена из "Железного человека 3"

В экономике проката существует еще огромное множество нюансов, в том же Китае существует квота на количество американских картин, которые можно прокатывать за год, свои загоны есть и в Японии и в Германии, но если это расписывать, то получится совсем уж нечитабельное нечто. Я только прошелся по верхам, чтобы люди понимали почему тот или иной фильм могут признать успешным или провалившимся. Если это кому-то интересно, то могу потом рассказать почему некоторые крупные фильмы искусственно делают убыточными, хотя очевидно, что студия на них заработала. Как в 1998 году продюсерам удалось добиться для своего фильма "Влюблённый Шекспир" Оскара за лучший фильм года, когда его конкурентом был "Спасти рядового Райана". Или почему такие актеры как Уилл Смит и Том Круз в определенный период своей карьеры могли остаться без больших ролей, несмотря на то, что большинство фильмов с их участием собирали огромную кассу.

Из ТГ про игры, кино и технологии "Проснись, Нео"

Всё о кино

20.6K поста58.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

276
Автор поста оценил этот комментарий

Благодаря Green Grass на ютубе изучил эту тему вдоль и поперёк)

раскрыть ветку
126
Автор поста оценил этот комментарий
Это если мы считаем, что фильм зарабатывает только с прокатов в кинотеатре. Вот только они ещё получат денег за:
1) рекламу в фильме
2) прокат в онлайн кинотеатрах/стриминговых платформах
3) прокат на ТВ
4) продажа мерча (опционально)
5) (опционально) продажа прав на адаптацию и пересъемку в других странах
раскрыть ветку
282
Автор поста оценил этот комментарий
Если этот комментарий получит много плюсиков, я напишу еще нормальный комментарий для автора со своим мнением о его мнении о фильме
раскрыть ветку
52
Автор поста оценил этот комментарий
Все фильмы про Гарри Поттера и Властелина колец по финансовым документам ушли в минуса, ну это если брать ту информацию какую предоставили студии. А как на самом деле , кто их знает). Если учесть , что режиссеры иногда берут проценты с проката, то уменьшить доход самое то дело
раскрыть ветку
378
Автор поста оценил этот комментарий

Если это кому-то интересно и пост соберет много плюсиков, то могу потом рассказать

"Ну давайте, поуламывайте меня ещё!" Хочешь рассказать -- рассказывай, не хочешь -- не рассказывай.


Нормальный пост был бы без этого попрошайничества.

раскрыть ветку