Вот это поворот!

Перевертыши — фильмы, в которых режиссер и сценарист играют со зрителем, точнее с его восприятием. Это фильмы, в которых развязка не просто развязка — она меняет сам фильм. Вот вы смотрели один фильм, бац, и вы уже смотрите другой фильм, точнее досматриваете. И это главный признак перевертышей — такие фильмы годны к просмотру как минимум два раза. Два фильма по цене одного, друзья, налетайте!

Американцы называют этот прием Twist. Точнее Plot twist — перевертыш в сюжете, который как правило случается ближе к концу фильма, и это Twist ending.

выделяют много разновидностей и подвидов, вот лишь некоторые:

Томатный сюрприз — зритель весь фильм наблюдает за развитием сюжета от лица главного героя, а в конце неожиданно узнает, что главный герой — помидор!

Томатный сюрприз в зеркале — о том, что главный герой — помидор, он сам не подозревал и узнает это вместе со зрителем, условно посмотрев в зеркало в конце фильма.

Твоя принцесса в другом замке, Марио! — когда казалось бы все закончилось и принцесса спасена, вдруг выясняется, что принцессы в этом замке нет и не было, и все надо начинать сначала

Открой глаза — все происходящее — сон или чьи–то фантазии или чистилище (состояние между жизнью и смертью)

Джон — сам зомби — когда протагонист сам оказывается тем, кому он противостоит весь фильм.

Собака — Высший разум — в развязке выясняется, что все происходящее — воля "Высшего" разума — например собаки, живущей в конуре во дворе у соседа главного героя.

Двойной агент — сюрпризы с двойными и даже тройными агентами.

Пещера Платона — выясняется, что герой весь фильм находится в некой виртуальной реальности, которая создана (техническими средствами или психологическим манипулированием) для того, чтобы контролировать его.

Карма–перевертыш — добро оказывается злом, а зло оказывается добром, или они смешиваются в однородную массу.

Перевертыш — прием довольно распространенный, поэтому в последнее время зачастую это уже ожидаемый перевертыш — зритель знает о том, что в фильме будет перевертыш. Если прием выполен качественно, это не смазывает впечатление, а зачастую даже усиливает. Более того, эффект ожидаемого перевертыша дает режиссеру дополнительные приемы. Например:

Обратный перевертыш — слом сценарных стереотипов и разрыв шаблонов. Весь фильм на стене висит ружье, которое по всем законам жанра должно выстрелить, и в конце оно... таки не выстреливает. То есть не традиционная схема "происходит то, чего не ждешь", а обратная схема "то, чего ждешь — не происходит"

Пере–перевертыш — последние, кого видел убитый — Джон и Кэрол. Джон откровенно плохой, Кэрол откровенно хорошая. Искушенный зритель с ухмылкой понимает, что конечно же, убийца — Кэрол. И в конце выяснется, что убийца все–таки –... Джон.

Один из признаков хорошего перевертыша — это эффект холодильника — когда уже посмотрев фильм, вы идете к холодильнику, открываете его, чтоб достать что–нибудь перекусить, и так и застываете — с открытой дверью, потому что вас настигло озарение относительно какой–то детали или события в фильме, которые до развязки были несущественными или даже странно–неадекватными.