Самурайские копья

Самурайские копья

Японские копья занимают особое место в истории боевых искусств и в мировом арсенале древкового оружия.
О качестве старинных японских мечей и виртуозном владении ими самураями известно всем, но мало кто знает, что в Японии не меньшей популярностью пользовались и ручные копья. Уже в период Нара (710-794гг.) получило широкое распространение одно из них – «тэбако». Позднее, в эпоху Камакура (1185-1333гг.), в обиход вошла новая разновидность копья– «яри», ставшая традиционным образцом и дошедшая до наших дней. В период Муромати (1333-1573гг.) копья получили ещё большее распространение, что объяснялось многочисленными междоусобными войнами и ростом значимости для боевых действий лёгких пехотинцев («асигару»), вооружённых этим видом холодного оружия. Однако, копья были оружием не только рядовых пехотинцев, но и воинов более высокого ранга – самураев. Воин, мастерски владеющий копьём, пользовался всеобщим уважением. Существовало даже почётное звание – «первое копьё» («итибан-яри-но-комё»), присваиваемое воину, который первым бросался с копьём на врага. Искусство боя на копьях («со-дзюцу») входило в обязательную программу общей подготовки самурая, наравне с рукопашным боем, фехтованием на мечах, стихосложением, изучением придворного этикета и церемониалов.

Не только воины, но и многие синтоистские священники прекрасно владели копьём и в своих странствиях никогда не разлучались с ним. Вот почему термин «осё» можно перевести с японского языка и как «синтоистский священник», и как «мастер копья».
Учитывая многообразие японских копий, целесообразно систематизировать их по основным параметрам.

По длине:

– обычные боевые копья («яри») с общей длиной от двух до четырёх метров;
– копья длиной от четырёх до шести с половиной метров («на ганэ-но-яри»), предназначенные для сдерживания атакующей кавалерии первыми шеренгами боевого порядка пеших воинов;
– копья с укороченным древком, длиной до двух метров («тэ-яри» или тэбоко). Последние предназначались для вооружения как пеших бойцов, так и кавалерии.

По типу боевых наконечников:

– с прямым клинком («су-яри, или «текку-со»), клинок в виде листа бамбука («сасахо»), листа ивы («янаги-гита-су-яри») или с широким клинком и округлённым остриём;
– с одним или несколькими поперечными боевыми отростками «копьё-серп» («кама-яри»);
– с изогнутым и расширяющимся клинком («нагамаки», «бисенто» и «нагината»– буквальный перевод с японского «нож для косьбы».
«Су-яри» в свою очередь подразделялось на:
– с наконечником, у которого клинок ромбовидного сечения («рё-синоги-яри»);
– с клинком трёхгранного сечения («санаку-яри»). При этом если все три стороны клинка одинаковые по ширине– то такой наконечник назывался– собственно «санаку-яри», если же две стороны клинка одинаковые по ширине, но уже третьей, то такое копьё имело название («хира-санаку-яри»);
– «итё-гата-яри»– копьё с наконечником, у которого широкое перо с округлым острием.

По типу крепления наконечника к древку:

– классические «яри», у которых наконечники крепятся к древку при помощи хвостовика («накаго»);
– «фукуро-яри»– копьё с наконечником, который вместо хвостовика имел металлический воронкообразный раструб– тулью, одеваемую на древко.

Перечисленные выше наконечники у копий обычно имели длину от 15 до 40 сантиметров. Но были и копья с длиной наконечника до 0,9 метров. Такие копья, удлинённые за счёт наконечника, назывались– «оми-яри».

Среди «кама-яри» существует несколько разновидностей:

копья «дзюмондзи-яри» или «магари-яри», имеют центральный прямой клинок и два поперечных боковых отростка клинка («эда») одинаковой длины, со слегка загнутыми вверх концами;
копья «катакама-яри», имеют прямой центральный клинок и один или несколько поперечных отростков. Обычно эти боковые отростки имели изгиб вверх. Если же отростки клинка были изогнуты вниз, то такие конструкции приобретали дополнительную приставку к названию– «ситакумо». Например, «ситакумо-катакама-яри» или «ситакумо-дзюмондзи-яри»;
копья «каги-яри», у которых верхний крюк с загнутым вверх концом предназначались для блокирования удара противника и удержания его оружия при единоборстве;
копья «бисямон-яри», снабженные боковыми отростками клинка в форме полумесяца;

У «дзюмондзи-яри» обычно все клинки – обоюдоострые, но были и такие, у которых один из боковых отростков клинков имел одностороннюю заточку.
У «уси-дзуно-дзюмондзи-яри» и«дзюмондзи-яри» боковые отростки клинка напоминают рога быка, а у «цуки-гата-дзюмондзи-яри» боковые клинки имеют вид полумесяца. В отличие от предыдущих, у «кари-гата-дзюмондзи-яри» боковые отростки изогнуты к центральному клинку. «Какэ-хидзуси-дзюмондзи-яри» (весьма редкий вид) и«дзюмондзи-яри», у которого боковые отростки клинка имеют возможность (при необходимости) складываться.
К этой группе относится и экзотический тип японского копья– «тэ-тигаи-дзюмондзи-яри» и «дзюмондзи-яри», у которого центральный клинок изогнут на 90° в сторону боковых отростков.

В Японии принято считать, что это ритуальное копьё обладало божественной силой и ограждало жилище от враждебных сил. С течением времени это оружие перешло в разряд церемониального, проносимого в богато украшенных ножнах с геральдическим узором владельца впереди торжественных процессий с участием высокопоставленных лиц.

Легко заметить, что при всём многообразии японских копий у них имеются и общие элементы.
Классическое японское копьё состоит из двух основных частей: наконечника (клинка)– («хо») и древка («нагаэ»). Наконечник вставлялся хвостовиком («накаго») в центр верхнего торца древка. Клинок укреплялся специальными шайбами («сэппа») и латунной муфтой («хабаки»), расположенной выше гарды («цуба»). Подобная система крепления наконечника обеспечивала прочность верхней оконечности копья. В искусстве фехтования на копьях («со-дзюцу») использовались колющие, рубящие и режущие удары, которые сочетались с разнообразными перехватами и отражением встречных ударов противника.
Наконечники японских копий были многогранными, ребро клинка называлось– «синоги», обух клинка– «мунэ». Само острие называлось– «хо-саки» или «яри-саки».

Все без исключения японские копья снабжались ножнами («сая») и специальными матерчатыми чехлами, защищавшими клинок копья от влажного японского климата. Учитывая многообразие всех форм клинков, можно представить себе, с какими трудностями сталкивались оружейники при изготовлении ножен. На ножны в обязательном порядке наносилась эмблема владельца («яри-дзуруси»), выполненная в виде геральдического значка («мон»). На марше «яри-дзуруси» служили знаком отличия и принадлежности к определённому клану.

Древко копья изготавливалось из дуба или других твёрдых пород дерева. Оно обычно изготавливалось круглым, хотя встречались и восьмигранные древки копий. Верхняя часть древка обматывалась шнуром («сэн-дан-маки») и лакировалась что придавало креплению наконечника дополнительную прочность. На копьё, несколько ниже наконечника, крепились кисти-темляки («тидоме»), изготовленные из конского волоса или пряжи. Раскрашенные в яркие цвета они служили знаками отличия воинов (подобно «яри-дзируси»). Белый «тидоме» имел собственное название – «хагуна». Иногда вместо «тидоме» закреплялся небольшой флажок с изображением герба владельца («соки»). Кроме того, темляки предназначались для впитывания стекающей по наконечнику крови противника, чем предотвращалось скольжение рук бойца в процессе ведения боя. Нижняя часть древка не лакировалась, а полировалась для того, чтобы исключить скольжение копья в руках воина. Для придания древку большей прочности, на его поверхности размещалось несколько стяжных металлических хомутов («сэмагонэ»). Конец древка, как правило, завершался металлическим наконечником («подтоком») – «исудзуки», который одновременно являлся и дополнительным поражающим элементом копья, и его балансировочным устройством.
Копья, как и всё японское оружие, поражают качеством и степенью своей отделки. Копьё «су-хира-санаку-яри» (находится в оружейном фонде ЦВММ) относится к вооружению придворной императорской стражи («тенно»). Его древко изготовлено из дуба, а тёмно-красный цвет оно приобрело в результате тонировки.
Верхняя часть древка украшена кусочками перламутра («авабэ»). Заметим, что копья с красными полированными древками назывались–«акаэ-но-яри», а с древками декорированными жемчугом или перламутром именовались– «аогаи-э-но-яри».
Иногда древко копий расписывались светлым и тёмным лаками так, что возникавший при этом рисунок напоминал структуру черепашьего панциря. Такие копья назывались «таймай яри» (черепашье копьё).

Особого внимания заслуживает «нагината», разновидность копья, которая широко использовалась самураями и мужчинами, и женщинами. Все японки в период Эдо (1603–1868 гг) в обязательном порядке обучались технике боевого использования «нагината». «Нагината» считалась важной деталью девичьего приданного. Богато украшенная женская «нагината» (её иногда называли «ко-нагината»– малая «нагината») занимала почётное место в доме самурая. В истории древней Японии известна прославленная женщина Итагаки, возглавлявшая гарнизон замка Торидзакаяма, численностью 3000 человек, и погибшая в бою с воинами клана Ходзё.
«Нагамаки» в буквальном переводе – длинная обмотка), копьё на котором в отличие от классического «нагината» уже присутствовала обмотка древка. Ещё одно отличие «нагамаки» от «нагината»– более короткое древко, обычно не более 1,3 м (длина древка «нагината» находилась в пределах от 1,5 до 2 м). «Нагамаки-наоси»– «нагамаки» с клинком, изготовленным из полосы меча.

«Бисенто»– предназначенное для блокирования и удержания в единоборстве оружия противника. По своему внешнему виду «бисенто» практически не отличается от китайского большого меча - «да-дао».

loki ©