Ой, похоже, у вас включен блокировщик рекламы, который скрывает партнерский пост 😢. Чтобы его увидеть, отключите блокировку

Самозанятость или ИП: разобраться и выбрать за пять минут

2020 год показал, что зарабатывать можно даже в кризис, когда все сидят по домам. Самый простой способ официально начать бизнес — обзавестись статусом ИП или самозанятого. Разница между статусами в налогах и видах деятельности, а еще в сумме дохода и тонкостях найма сотрудников. Проштудировали всю важную информацию — изучайте и не откладывайте свое дело на потом.

Самозанятость или ИП: разобраться и выбрать за пять минут Длиннопост

САМОЗАНЯТОСТЬ


Кто может стать

Любой человек, который работает на себя (продает товары или услуги) и не нанимает сотрудников. Этот налоговой режим появился в начале 2019-го и доступен в большинстве регионов РФ. Если вы делаете товары на заказ, печете пироги и торты, пишете тексты или фотографируете, консультируете или учите других, перевозите мебель или сдаете квартиру, ведете мероприятия или делаете массаж на дому, а ваш доход не превышает 2,4 миллиона рублей в год, вы имеете право на статус самозанятого.


Как стать

Чтобы официально стать самозанятым, достаточно смартфона и 10 минут. Пройдите регистрацию в приложении «Мой налог». Из документов нужен скан паспорта, но если на «Госуслугах» уже подтверждена учетная запись, можно обойтись без него.


Выгоды и обязанности


Деньги от клиентов самозанятый может принимать любыми способами: по безналу, наличными, наложенным платежом. Важно, чтобы все суммы были учтены в налоговой. Всем, кто самостоятельно производит товары или услуги (печет торты, шьет, читает вебинары и тому подобное), касса не нужна, а в налоговую подается сумма выручки, которую определяет сам самозанятый.

В случае ИП онлайн-касса автоматически передает данные в налоговую и отправляет электронные чеки клиентам через оператора фискальных данных (ОФД). Это юрлицо, которое отвечает за прием, обработку и доставку фискальных данных в Федеральную налоговую службу ФНС. Оформление в ОФД иногда входит в готовый пакет.

Налоги придется платить каждый месяц, но бухгалтер не понадобится: налоговая будет сама высчитывать сумму. За услуги, оказанные физлицам, нужно заплатить 4%, за услуги юрлицам и ИП — 6%, зато не надо делать взносы в Пенсионный фонд и платить НДС.


У самозанятого много возможностей для заработка. Услуги не привязаны к месту регистрации или прописки. Так, юрист из Пскова вполне может продавать свои услуги клиентам в соседние города. При регистрации не придется выбирать один город, где собираетесь зарабатывать.


Если работаете репетитором или грузоперевозчиком от случая к случаю (в сезон или во время отпуска) или деятельность приостановилась, а потом возобновилась, можно отменять свой статус и включать вновь.


Самозанятым разрешается нанимать работников по договору подряда или оказания услуг, но на разовые работы. Допустим, автор и ведущий курсов может нанять копирайтера на написание пары текстов для курса, а фотограф — ретушера для обработки некоторых заказов.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Кто может стать

Любой человек, который хочет зарабатывать своим делом. Для ИП не нужен юридический адрес и уставной капитал, при этом с этим статусом можно нанимать сотрудников, продавать и производить разные товары.


Как стать

Чтобы получить статус индивидуального предпринимателя понадобится паспорт, его копия, заполненное заявление по форме №21001 и оплаченная госпошлина. Документы можно подать через МФЦ, с помощью доверенного лица, отправить по почте или на сайте налоговой по месту регистрации (в этом случае не забудьте оформить электронную подпись). Если подавать документы через МФЦ или почту, сэкономите на оплате пошлины 800 рублей. Регистрация занимает три дня, а налоговая самостоятельно подает ваши данные в Пенсионный фонд.


Возможности и обязанности

Индивидуальный предприниматель может получать деньги всеми возможными способами. Максимальный оборот в этом режиме — 150 млн в год. Кроме того, ИП может выбрать самый выгодный вариант налогообложения.


Общая система (ОСНО) предполагает уплату НДФЛ, налога на имущество и добавленную стоимость. Это вариант для тех, у кого больше 100 сотрудников в штате или если на деятельность не действует спецрежим.


УСН (или упрощенка) позволяет платить только один налог и взносы в пенсионный. Упрощенка бывает двух видов. Режим «Доходы» предполагает, что с каждого проданного пирожка в налоговую надо перечислить 6%. Режим «Доходы минус расходы» позволяет платить 15% от прибыли, то есть из цены пирожка сначала надо вычесть стоимость продуктов и оплату работы пекаря. Но сумму расходов придется подтверждать документами.


Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) платится по фиксированной ставке, ее можно высчитать по определенной формуле, для каждого бизнеса она своя. Имейте в виду, что ЕНВД есть не во всех регионах. Например, в Москве такой возможности нет, а еще этот режим будет действовать только до конца 2021 года.


Есть вариант покупки патента, стоимость которого зависит от вида деятельности и региона. Тогда ИП после покупки патента будет платить лишь страховые взносы.


Теперь самое интересное: виды налогов можно совмещать, если у вас разные направления бизнеса. Еще можно совмещать статус индивидуального предпринимателя и самозанятого.


Из минусов статуса

В случае банкротства отвечать придется собственным имуществом, даже если оно было куплено до регистрации ИП.


ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАТЬ И САМОЗАНЯТЫМ, И ИП

Маркировка товаров

Маркировка товаров обязательна с 2019 года. Это выглядит так: на упаковку товара наносится специальный код, который поступает в единую базу и отображается в каждом чеке. Наличие метки подтверждает, что товар не подделка.


Уже маркируются лекарства, обувь, парфюмерия, шубы и другая одежда, табачная продукция, фототехника, шины. Также в списке молочная продукция, вода, велосипеды и кресла-коляски, но пока в качестве эксперимента. К 2024 году товары без маркировки будут под запретом, а специальный числовой код появится на всем.


Важное замечание. Индивидуальный предприниматель может продавать маркированные товары, а самозанятый — нет. Если вы самозанятый и производите, например, обувь, для ее продажи придется оформить ИП и продавать товар по всем правилам — с маркировкой. Самостоятельно сшитой одежде (пока) не нужна маркировка, и ее можно продавать в статусе самозанятого. Но будьте внимательны: готовую обувь, пусть и пошитую на заказ, без маркировки уже продавать запрещено. Список обязательных для маркировки товаров увеличивается, поэтому, чтобы действовать по закону, регулярно мониторьте изменения.


Как маркировать товары

Надо будет подать заявку на сайте «Честного знака», получить электронную подпись и зарегистрироваться в личном кабинете системы.


Для продажи маркированных товаров обязательно нужно выдать чек покупателю. Это только упростит вашу предпринимательскую жизнь. В чеке будет номер маркировки, который касса после продажи передаст в ОФД, а тот, в свою очередь, в «Честный знак». Это нужно для отчетности, что ваш товар не конфискат или подделка. В общем, у налоговой или других проверяющих органов вопросов не будет.


Кажется, после того как разобрались с маркировкой и выбрали систему налогообложения уже ничего не может испугать. Но есть еще кассовая система.

Самозанятость или ИП: разобраться и выбрать за пять минут Длиннопост

Кассовый аппарат

Сегодня без онлайн-кассы могут работать: 1) ИП без сотрудников, которые производят и/или продают товары собственного производства и оказывают услуги; 2) самозанятые. Все индивидуальные предприниматели обязаны ей обзавестись к 1 июля 2021 года. Впрочем, тут тоже есть исключения. Так, для продажи акций, урожая, газет и билетов в киоске на улице чек покупателю официально можно не выдавать. Правда, в законе много исключений: в одном магазине могут даже продаваться товары, для которых нужен и не нужен чек. Поэтому в каждом конкретном случае советуем внимательно прочитать закон.


Современные кассы похожи на смартфон, но пользы от них в чем-то больше: вы не прокрастинируете, а экономите! Вне зависимости от вида, касса защищает вас от штрафов, берет на себя всю бумажную волокиту, передает данные о продажах в налоговую и принимает платежи онлайн. Например, облачное решение CloudKassir работает с любым платежным сервисом и агрегатором.


Среди касс есть те, что выдают бумажные чеки, и только для онлайн-торговли. Есть терминалы для приема карт и кассы для курьерской доставки. Главное, все современные кассы создают электронную копию чека, имеют фискальный накопитель и отправляют чек по электронной почте или СМС покупателю.


В комплексное решение CloudKassir входит: аренда онлайн-кассы, подключение к ОФД, формирование и отправка чеков. Кассы можно подключить к своему интернет-магазину после быстрой регистрации и оплаты выбранного тарифа (от 2500 до 3500 рублей в месяц). Она совместима со всеми платежными системами, а в личном кабинете появится аналитика по продажам и все чеки. Чтобы зарегистрировать кассу в ФНС, понадобится ваша квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Самозанятость или ИП: разобраться и выбрать за пять минут Длиннопост

А как быть с интернет-магазинами в соцсетях?

CloudKassir совместима с Taplink – это значит, вы можете продавать свои товары в инстаграме и других соцсетях. Помните, как пару лет назад магазины просили писать в директ, чтобы узнать цену? С решением CloudKassir и CloudPayments жизнь будет проще: для покупателя формируется ссылка, в которую «зашита» конкретная сумма. Клиент оплачивает покупку удобным способом, а чек получает на почту. Кроме того, у вас появится личный кабинет со всей аналитикой и информацией по каждому чеку и транзакции.


Специалисты CloudKassir обещают помочь с настройками и балансировкой касс (чтобы вам даже не пришлось разбираться, что это такое), а еще круглосуточно оказывать поддержку. Так что если вдруг грянет зомби-апокалипсис — онлайн-касса продолжит работать и сохранять все чеки в системе.

Текст: Дина Бойко