[Мнение] Как загибается «ВКонтакте»

10 лет назад о проекте Павла Дурова говорил весь Петербург. Потом о новой соцсети заговорила вся Россия.

Создатель «ВКонтакте» стремительно подключал к сервису новые университеты, добавлял функции, обновлял собственный блог и еще не думал о монетизации.


ВК тех времен был самым резонирующим российским IT-стартапом нулевых – этот сайт действительно объединил людей на несколько лет.

[Мнение] Как загибается «ВКонтакте» ВКонтакте, Загибается, Длиннопост

Пользователи загружали гигантские фотоальбомы («Египет-2008»), наслаждались пиратскими видео (особенно фильмами), рисовали граффити на стенах и рубились в приложения (например, в легендарного «Счастливого фермера»).

Словом, люди не сидели во «ВКонтакте» – они там жили.


Но за последние пять лет ситуация полностью изменилась. Обитатели ВК уже давно перестали проявлять активность, а фразу «Захожу в контакт только ради музыки» можно услышать всё чаще.


По статистике посещений «ВКонтакте» не провалился – визитов по-прежнему полно. Страшно другое: чувствуется, что соцсеть угодила в эпоху застоя, когда мощных и смелых идей уже не осталось.


Ниже – пять симптомов чудовищной стагнации.



Нет философии



Павел Дуров был для «ВКонтакте» примерно тем же, кем Стив Джобс – для Apple: неудивительно, что в апреле 2014-го его тоже выдавили из компании. Основатель соцсети вел себя максимально упрямо, дерзко отстаивал идеалы перед акционерами и отказывался сотрудничать с властью, но это не имело никакого значения.


Суть была в другом: пользователи «ВКонтакте» обожали и верили в человека, ссылка на профиль которого всегда висела внизу страницы.

Дуров активно продвигал собственные принципы – честность, скромность, стремление к самосовершенствованию. Он регулярно писал, как нужно работать над собой, а иногда публиковал комиксы о том, как правильно обустроить Россию.

Павел был настоящим проповедником, капитаном корабля – с ним «ВКонтакте» шел по заданному маршруту, а без него потерял ориентиры.


Тот же Марк Цукерберг каждый год публично ставит перед собой новую цель: например, прочитать 52 книги, выучить новый язык или пробежать 365 миль. Так он мотивирует на полезные действия не только себя, но и многомиллионную аудиторию Facebook, которая следит за основателем этой соцсети.


У «ВКонтакте» такого уже давно нет. Сегодняшний гендиректор соцсети Борис Добродеев – вероятно, талантливый менеджер, но миссионер из него никакой. Куда сейчас движется «ВКонтакте»? Скорее всего, даже у самого Добродеева нет ответа на этот вопрос.


Нет потенциала роста


Facebook, Instagram и Twitter в теории способны завоевать всю планету. У «ВКонтакте» так не выйдет: в России подключены уже все, в СНГ – практически все, а за пределами бывших союзных республик соцсеть никому особенно не нужна.


При этом рост – едва ли не важнейший параметр для развития сервиса. Когда он есть, приходит новая аудитория, и с ней можно экспериментировать. Но когда роста нет, боссы думают лишь о том, как не потерять текущих пользователей.




«ВКонтакте» уже перешла ко второй модели, и что с этим делать – непонятно. Возможно (но далеко не факт), Павел Дуров смог бы продолбить окно в Европу и Штаты, но нынешние руководители на такое точно не способны.



Нет топовых блогеров



«ВКонтакте» очень активно оберегала лидеров мнений и даже создала раздел с рекомендациями профилей, на которые нужно подписываться. Увы, пишущая аудитория все равно выбрала Facebook. Наверное, сработал стереотип: ВК – для школьников, Фб – для солидных деловых людей.


Стоит признать, что в топ-менеджменте «ВКонтакте» долго не мирились с таким раскладом, но выбрали неверную стратегию. На протяжении полутора лет (с 2014-го по 2016-й) отдел маркетинга под руководством Ярослава Андреева занимался одним и тем же: выходил на зарубежных звезд и помогал им создавать страницы во «ВКонтакте».



Селебрити соглашались и писали приветственные посты для поклонников, но после этого все затихало – певцы и актеры сами забывали, где им завели профиль.

В ответ на действия Андреева уже уволенный Павел Дуров дал интервью, в котором раскритиковал схему продвижения через известных людей.


«Сарафанное радио гораздо эффективнее», – заметил основатель «ВКонтакте». С ним трудно поспорить – на раскрутку Telegram до 100 миллионов пользователей он потратил ноль центов.



Нет пиратского контента



В нулевые рунет был свободным: фильмы никто не банил, музыканты рыдали из-за падающих продаж, а торрент-трекеры процветали. «ВКонтакте» очень вовремя стал хабом пиратских файлов: там можно было послушать любой трек и посмотреть любой фильм в неплохом качестве.


Как только добавился раздел с документами, туда тут же залили книги, не спрашивая у правообладателей.


Когда Дуров был студентом, у него имелась странная привычка не платить за маршрутки – по его понятиям, этот транспорт входил в пакет проездного. Если из маршрутки высаживали, он выходил, ждал следующую и садился туда. Естественно, не планируя платить.

Этот принцип он перенес и на «ВКонтакте»: если файл загрузили в интернет, то им может пользоваться каждый, причем обязательно бесплатно. Сейчас бы с таким подходом ВК элементарно не выжил – его бы либо заблокировали, либо закрыли.

Потеряв пиратский контент, соцсеть обрекла себя на две крупные неприятности. Во-первых, отсеялись те, кто заходил туда только за украденным кино. Во-вторых, пришлось заключать договоры с правообладателями.

Чтобы отбить деньги, потраченные на покупку лицензий, в аудиозаписи добавили мерзкую рекламу – она, само собой, заставляет пользователей искать другие стриминговые сервисы.



Нет экспериментов



В 2010 году Павел Дуров заменил привычную стену на микроблог, спровоцировал митинги и протесты, но мужественно отстоял свою позицию – люди смирились с новым форматом. Сейчас близкие ко «ВКонтакте» источники говорят, что внутри компании дико боятся повторения ситуации под названием «Дуров, верни стену».

[Мнение] Как загибается «ВКонтакте» ВКонтакте, Загибается, Длиннопост

Из-за этого боссы соцсети ничего принципиально не меняют – им страшно, что любая реформа приведет к оттоку аудитории. Даже редизайн в прошлом году проводился в два этапа: в руководстве тщательно изучали реакцию пользователей. Теперь сайт выглядит чуть современнее, но ничего нового этот редизайн не привнес.

«ВКонтакте» пытаются развивать так, чтобы никого не обидеть, не расстроить, не задеть и не отпугнуть. На этой почве и появляются проекты вроде Snapster – бездарного клона Instagram, выпущенного на пять лет позже.



Кроме того, недавно в новостной ленте появились «истории», целиком украденные из Instagram и Snapchat. Надо ли уточнять, что Snapster давно в коме, а «историями» с самого начала никто не пользуется?


Трусость, консерватизм и конформизм – на этих трех качествах держится сегодняшний «ВКонтакте». Есть ли надежды, что в ближайшее время что-то улучшится? К сожалению, нет.


Максимум, что может произойти – добавление еще нескольких рекламных блоков: раз аудитория все еще есть, нужно же ее как-то монетизировать.