Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945
Первая часть завершилась на опытном Т-34-85 с 85 мм пушкой ЛБ-1, в которой комиссию не устроил затвор. Поэтому её заменили на С-53 с более компактным казёнником - это позволило поместить внутрь башни ещё одного долгожданного пятого танкиста, чтобы разделить обязанности командира и наводчика. Жизнь заряжающему облегчило расположение боекопмлекта первой очереди в башне, а не под полом (как раньше). У самой башни появился полик, который вращался вместе с башней, что тоже сильно упростило жизнь вечно стоящему заряжающему. Под пушкой появился гильзоулавливатель. Вентиляция была значительно улучшена.
С-53 принималась на вооружение в такой спешке, что полигонные испытания продолжались даже после запуска серийного производства.
И вскоре обнаружились дефекты в противооткатных устройствах. Поэтому пушка была сразу же модернизирована и получила новое обозначение ЗиС-С-53.
Рис.26: Орудийные маски - одна из отличительных особенностей Т-34-85
Помимо новой башни, был переделан и корпус. Изменения вносились и после войны. Установлены расширительные рёбра на корпусе под башней, убрана передняя рейка на стыке ВЛД и НЛД, изменена трансмиссия и ведущее колесо, танк получил гусеницы с новыми грунтозацепами.
Рис.27: Т-34-85 Польской армии
В таком виде танк воевал до конца войны, но на этом его жизнь не остановилась.
Изначально конструкторы хотели вернуться к усилению бронирования ВЛД до 75 мм.
Так появился Т-34-85М в 1944 году.
Рис.28: Т-34-85М (1944)
Внешне он отличался и формой кормы. Это "Жжж" неспроста! Топливные баки были убраны из боевого отделения и собраны сзади в одном месте, что и обуславливает новую форму корпуса. Такая модернизация очень сильно бы повысила выживаемость танков Т-34. Этот образец до последнего пытался конкурировать со всеми, даже с Т-44. От Т-34-85М отказывались со слезами на глазах. А всё из-за одной детской болезни Т-34, о которой я расскажу в конце, после этих самых конкурентов.
Т-34-100 - новые танцы с бубнами. (1945)
Весной 1945 года, не дожидаясь конца войны продолжают появляться проекты увеличения огневой мощи легендарного танка. Да, да. Танк опять получил расширенную башню на увеличенном уже за пределы корпуса башенном погоне и опять получил более мощную пушку.
Рис.30: Т-34-100 с пушкой ЛБ-1 (не путать с 85 мм пушкой ЛБ-1) в серийной башне.
Испытания показали удовлетворительную работу пушки, но тесноту стандартной башни.
Рис.31: Т-34-100 с 100 мм пушкой ЛБ-1 в расширенной башне. (1945)
Видны закругления на бортах и лбу корпуса, чтобы вместить новый башенный погон.
От стрелка-радиста отказались, чтобы хоть как-то сэкономить безобразно возросшую массу.
Рис.32: Т-34-100 с 100 мм пушкой ЛБ-1 в расширенной башне.
Этот танк несколько дней проходил испытания с пушкой ЛБ-1, а потом с пушкой Д-10Т.
Не воевал.
Теперь к зарубежу:
Vozilo A
Рис.33: схема югославской модернизации.
Изменена форма корпуса и башни. Броня корпуса увеличена с 45 до 50 мм. Броня лба башни увеличена с 90 до 100 мм. Пушка родная, но с новым дульным тормозом.
М636
Рис.44: деревянный макет югославского танка М636
Заметны знакомые всем гусеницы и гнездо пулемёта - это всё, что осталось от Т-34.
Бронирование хорошенько усилено, установлена новая 90 мм пушка и новый двигатель.
Не принят на вооружение из-за морального устаревания, относительно Т-54.
Египетские Т-34-100 и Т-34-122
Рис.45: Т-34-100 (слева) и Т-34-122 (справа)
Кустовая модернизация по установке 100 мм пушки БС-3 и 122 мм гаубицы Д-30 (Д-30А) в башню Т-34-85. Да, предварительно из башни удаляются 85 мм пушка, крыша и другое.
Устанавливаются эти пушки гаубицы вместе "со всем мясом".
Рис.46: Т-34-122
Были перестроены египтянами специально для шестидневной войны, в которой и участвовали против еврейских Паттонов.
Т-44 и итоги
Рис.47: Т-44 вид сбоку
Неожиданно найти решение проблемы перегруженной "передницы" удалось в "заднице". Древние пружины наконец-то были заменены на торсионы, Двигатель был поставлен поперёк корпуса - это стало возможно из-за установки новой трансмиссии, как у переднеприводного автомобиля. Моторно-трансмиссионная группа стала кучнее - это позволило освободить место в середине танка и сдвинуть назад башню. Именно сдвиг башни назад разгрузил передние катки и позволил усилить бронирование корпуса с 45 до 90 мм и башни с 90 до 120 мм. Высота корпуса уменьшилась из-за увеличения угла развала блоков цилиндров.
Т-44 стал точкой в истории Т-34.
И всё же, чем после всего этого является Т-34? Мне кажется ,что сейчас уже для большинства из нас "Т-34-85" - это просто слова, за которыми ничего не стоит, кроме силуэта танка. Большинство даже не представляет внутренностей танка, что там сидят люди. Я бы сказал, что это хорошо - не знать войн и орудий убийств.
Но мы живём не в то время, поэтому я констатирую, что мы забываем историю.
Т-34 был инструментом, но он не был боксёрской перчаткой, он не был ножом, он был камнем.
Камнем, который подняли с земли в самый разгар драки. Камень, который причинял боль и атакуемому, и атакующему.
Начиная с 1942 года башня увеличивалась дважды, броню ВЛД пытались утолщить, пушку много раз меняли, нового члена экипажа посадили. И всё равно Т-34 оставался недоработанным и неудобным:
Из-за перегрузки передней части были отменены множество проектов, но танк был уже морально устаревшим, как и PzKpfw IV.
Наспех налаженный в серийное производство в тяжёлом 1941 году, после смерти своего создателя Михаила Кошкина, Т-34 так и оставался без множества "тонкостей": он был с тесной башней, с плохим качеством сборки, с плохой вентиляцией, с боеукладкой под полом башни (!) - заряжающему во время боя приходилось шагать через лежащие стреляные гильзы по открытым ящикам со снарядами, в танковой тесноте нагинаться, брать снаряд, выпрямляться и вставлять его в пушку. Изначальная 4-х ступенчатая КПП была хуже, чем плохой, командирской башенки не было, подвеска до конца оставалась архаичной (изобретённой ещё в 1918 году), расположение топливных баков внутри боевого отделения.
И только в 1944 Т-34 получил базовый набор комфорта - и гильзоулавливатель, и нормальную вентиляцию, и полик башни, и боеукладку в башне, и надёжную трансмиссию.
Только Т-34-85 стал идеальным крейсерским танком второй мировой войны. Идеальным - не значит "без проблем", просто у остальных проблем было ещё больше.
Я хотел бы лишний раз обратить Ваше внимание, дорогой читатель: сколько труда было вложено в танк, как много сил было потрачено на него. Не стоит этого забывать.
В следующий раз могу рассказать о Т-44, Т-44-85, Т-44-100, Т-44-122, о трёх пятьдесят четвёрках и завершающем Т-55.
Либо могу попробовать залезть в семейство Т-50-2, КВ-13 и ИС-1.
Либо могу попробовать обо всех вариантах КВ-1, включая КВ-6, КВ-7, КВ-8, КВ-9, КВ-12
Главное забыл. трудоемкость изготовления Т-34 была в районе 25к человеко-часов без пушки, и постоянно снижалась, даже с переходом на Т-34-85. При этом у противника картина совершенно противоположная, там трудоемкость изготовления с самого начала была выше, и по мере перехода на другие модели росла. В итоге немцы докатились до 300к человеко-часов на Тигре и где-то 150к на Пантере.
Ну а дальше чистая диалектика - переход количества в качество. При одинаковых затратах на производство РККА могла атаковать с танками на 10 направлениях, немцы - на одном. При том что по основной цели любого танка - пехоте в укрытиях - эффективность Т-34-85 и того же Тигра была одинаковая, т.к. калибр и вес фугасов сходный. Пантеры со своими 75мм вообще были хуже.
Vozilo звучит как название оркской баивой машины
Очень хороший обзор. Возможно, стоило бы дать обзор недостатков конструкции, которые были причиной той или иной модернизации и сделать вывод - типа устранили или нет, но в краткую статью всё не впихнёшь, а полная располнеет до объёма монографии.
"Кустовая модернизация" - может, все же кустарная?