Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945

Первая часть завершилась на опытном Т-34-85 с 85 мм пушкой ЛБ-1, в которой комиссию не устроил затвор. Поэтому её заменили на С-53 с более компактным казёнником - это позволило поместить внутрь башни ещё одного долгожданного пятого танкиста, чтобы разделить обязанности командира и наводчика. Жизнь заряжающему облегчило расположение боекопмлекта первой очереди в башне, а не под полом (как раньше). У самой башни появился полик, который вращался вместе с башней, что тоже сильно упростило жизнь вечно стоящему заряжающему. Под пушкой появился гильзоулавливатель. Вентиляция была значительно улучшена.
С-53 принималась на вооружение в такой спешке, что полигонные испытания продолжались даже после запуска серийного производства.
И вскоре обнаружились дефекты в противооткатных устройствах. Поэтому пушка была сразу же модернизирована и получила новое обозначение ЗиС-С-53.

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.26: Орудийные маски - одна из отличительных особенностей Т-34-85


Помимо новой башни, был переделан и корпус. Изменения вносились и после войны. Установлены расширительные рёбра на корпусе под башней, убрана передняя рейка на стыке ВЛД и НЛД, изменена трансмиссия и ведущее колесо, танк получил гусеницы с новыми грунтозацепами.

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.27: Т-34-85 Польской армии
В таком виде танк воевал до конца войны, но на этом его жизнь не остановилась.
Изначально конструкторы хотели вернуться к усилению бронирования ВЛД до 75 мм.
Так появился Т-34-85М в 1944 году.

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.28: Т-34-85М (1944)
Внешне он отличался и формой кормы. Это "Жжж" неспроста! Топливные баки были убраны из боевого отделения и собраны сзади в одном месте, что и обуславливает новую форму корпуса. Такая модернизация очень сильно бы повысила выживаемость танков Т-34. Этот образец до последнего пытался конкурировать со всеми, даже с Т-44. От Т-34-85М  отказывались со слезами на глазах. А всё из-за одной детской болезни Т-34, о которой я расскажу в конце, после этих самых конкурентов.


Т-34-100 - новые танцы с бубнами. (1945)

Весной 1945 года, не дожидаясь конца войны продолжают появляться проекты увеличения огневой мощи легендарного танка. Да, да. Танк опять получил расширенную башню на увеличенном уже за пределы корпуса башенном погоне и опять получил более мощную пушку.

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.30: Т-34-100 с пушкой ЛБ-1 (не путать с 85 мм пушкой ЛБ-1) в серийной башне.
Испытания показали удовлетворительную работу пушки, но тесноту стандартной башни.

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.31: Т-34-100 с 100 мм пушкой ЛБ-1 в расширенной башне. (1945)
Видны закругления на бортах и лбу корпуса, чтобы вместить новый башенный погон.
От стрелка-радиста отказались, чтобы хоть как-то сэкономить безобразно возросшую массу.

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.32: Т-34-100 с 100 мм пушкой ЛБ-1 в расширенной башне.
Этот танк несколько дней проходил испытания с пушкой ЛБ-1, а потом с пушкой Д-10Т.
Не воевал.

Теперь к зарубежу:
Vozilo A

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост
Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.33: схема югославской модернизации.
Изменена форма корпуса и башни. Броня корпуса увеличена с 45 до 50 мм. Броня лба башни увеличена с 90 до 100 мм. Пушка родная, но с новым дульным тормозом.

М636

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.44: деревянный макет югославского танка М636
Заметны знакомые всем гусеницы и гнездо пулемёта - это всё, что осталось от Т-34.
Бронирование хорошенько усилено, установлена новая 90 мм пушка и новый двигатель.
Не принят на вооружение из-за морального устаревания, относительно Т-54.

Египетские Т-34-100 и Т-34-122

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.45: Т-34-100 (слева) и Т-34-122 (справа)
Кустовая модернизация по установке 100 мм пушки БС-3 и 122 мм гаубицы Д-30 (Д-30А) в башню Т-34-85. Да, предварительно из башни удаляются 85 мм пушка, крыша и другое.
Устанавливаются эти пушки гаубицы вместе "со всем мясом".

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.46: Т-34-122
Были перестроены египтянами специально для шестидневной войны, в которой и участвовали против еврейских Паттонов.

Т-44 и итоги

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945 Т-34, История, Победа, Танки, Россия, СССР, Длиннопост

Рис.47: Т-44 вид сбоку
Неожиданно найти решение проблемы перегруженной "передницы" удалось в "заднице". Древние пружины наконец-то были заменены на торсионы, Двигатель был поставлен поперёк корпуса - это стало возможно из-за установки новой трансмиссии, как у переднеприводного автомобиля. Моторно-трансмиссионная группа стала кучнее - это позволило освободить место в середине танка и сдвинуть назад башню. Именно сдвиг башни назад разгрузил передние катки и позволил усилить бронирование корпуса с 45 до 90 мм и башни с 90 до 120 мм. Высота корпуса уменьшилась из-за увеличения угла развала блоков цилиндров.
Т-44 стал точкой в истории Т-34.

И всё же, чем после всего этого является Т-34? Мне кажется ,что сейчас уже для большинства из нас "Т-34-85" - это просто слова, за которыми ничего не стоит, кроме силуэта танка. Большинство даже не представляет внутренностей танка, что там сидят люди. Я бы сказал, что это хорошо - не знать войн и орудий убийств.

Но мы живём не в то время, поэтому я констатирую, что мы забываем историю.
Т-34 был инструментом, но он не был боксёрской перчаткой, он не был ножом, он был камнем.
Камнем, который подняли с земли в самый разгар драки. Камень, который причинял боль и атакуемому, и атакующему.

Начиная с 1942 года башня увеличивалась дважды, броню ВЛД пытались утолщить, пушку много раз меняли, нового члена экипажа посадили. И всё равно Т-34 оставался недоработанным и неудобным:


Из-за перегрузки передней части  были отменены множество проектов, но танк был уже морально устаревшим, как и PzKpfw IV.


Наспех налаженный в серийное производство в тяжёлом 1941 году, после смерти своего создателя Михаила Кошкина, Т-34 так и оставался без множества "тонкостей":  он был с тесной башней, с плохим качеством сборки, с плохой вентиляцией, с боеукладкой под полом башни (!) - заряжающему во время боя приходилось шагать через лежащие стреляные гильзы по открытым ящикам со снарядами, в танковой тесноте нагинаться, брать снаряд, выпрямляться и вставлять его в пушку. Изначальная 4-х ступенчатая КПП была хуже, чем плохой, командирской башенки не было, подвеска до конца оставалась архаичной (изобретённой ещё в 1918 году), расположение топливных баков внутри боевого отделения.

И только в 1944 Т-34 получил базовый набор комфорта - и гильзоулавливатель, и нормальную вентиляцию, и полик башни, и боеукладку в башне, и надёжную трансмиссию.
Только Т-34-85 стал идеальным крейсерским танком второй мировой войны. Идеальным - не значит "без проблем", просто у остальных проблем было ещё больше.
Я хотел бы лишний раз обратить Ваше внимание, дорогой читатель: сколько труда было вложено в танк, как много сил было потрачено на него. Не стоит этого забывать.

54
Автор поста оценил этот комментарий

В следующий раз могу рассказать о Т-44, Т-44-85, Т-44-100, Т-44-122, о трёх пятьдесят четвёрках и завершающем Т-55.
Либо могу попробовать залезть в семейство Т-50-2, КВ-13 и ИС-1.
Либо могу попробовать обо всех вариантах КВ-1, включая КВ-6, КВ-7, КВ-8, КВ-9, КВ-12

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Главное забыл. трудоемкость изготовления Т-34 была в районе 25к человеко-часов без пушки, и постоянно снижалась, даже с переходом на Т-34-85. При этом у противника картина совершенно противоположная, там трудоемкость изготовления с самого начала была выше, и по мере перехода на другие модели росла. В итоге немцы докатились до 300к человеко-часов на Тигре и где-то 150к на Пантере.

Ну а дальше чистая диалектика - переход количества в качество. При одинаковых затратах на производство РККА могла атаковать с танками на 10 направлениях, немцы - на одном. При том что по основной цели любого танка - пехоте в укрытиях - эффективность Т-34-85 и того же Тигра была одинаковая, т.к. калибр и вес фугасов сходный. Пантеры со своими 75мм вообще были хуже.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Vozilo звучит как название оркской баивой машины

2
Автор поста оценил этот комментарий

Очень хороший обзор. Возможно, стоило бы дать обзор недостатков конструкции, которые были причиной той или иной модернизации и сделать вывод - типа устранили или нет, но в краткую статью всё не впихнёшь, а полная располнеет до объёма монографии.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

"Кустовая модернизация" - может, все же кустарная?

раскрыть ветку