Устройство Автомобиля. Часть 1. Обзор.

Всем привет.


Общаясь со многими своими друзьями и просто знакомыми (основной возраст 20-30 лет) узнал, что приличная часть современного поколения весьма смутно представляет себе устройство автомобиля, работу его узлов и агрегатов, но когда я рассказываю им об этом, то многим довольно интересно. Возможно, кому-то это будет интересно и здесь, а я внесу свой вклад в наполнение сайта, развлекающего меня уже долгое время.


Этим постом я хотел бы начать рассказ по возможности простым языком об устройстве различных элементов наших железных коней, их принципов работы и назначении (преимущественно касаемо авто с поршневыми ДВС).


И хоть мне хотелось бы написать о двигателях, коробках, турбокомпрессорах, подвеске и крутых технологиях, но я считаю, что следует быть последовательным, что бы все могли быть "на одной волне". И начну я с обзора того, что же заставляет автомобиль ехать.


Сегодня мы рассмотрим в целом и ОЧЕНЬ обобщенно, что же у нас имеется в среднестатистическом автомобиле для приведения его в движение:

Устройство Автомобиля. Часть 1. Обзор. Устройство автомобиля, Моё, Много букв, Познавательно, Авто, Двигатель, Длиннопост

На схеме я в меру своих кривых рук попытался схематично (без соблюдения форм и масштабов) изобразить элементы, приводящие в движение легковой, заднеприводный автомобиль с продольным расположением мотора.

(можно кидать шапки, да)


1) Двигатель - сердце нашего автомобиля, производит механическую работу, приводящую в движение все остальное. Может быть ОЧЕНЬ разнообразным по многим критериям, таким как вид используемого топлива, тип впрыска, компоновка, расположение, наличие различных вариантов компрессоров и многим другим, именно о разных двигателях, их плюсах и недостатках, я хотел бы рассказать в первую очередь в последующих постах.


2) Маховое колесо (Маховик) - закреплен на коленчатом валу двигателя, служит для нескольких целей, одна из основных - он запасает момент, вращаясь по инерции в тот момент, когда в двигателе не происходит полезной работы (этот момент я постараюсь подробно осветить в следующем посте про работу наиболее распространенного в современных автомобилях 4х тактного двигателя), таким образом он сглаживает неравномерность поступления момента. Но так же маховик участвует и в других системах. Он является промежуточным звеном между сцеплением и двигателем, и по сути относится к сцеплению и является "ведущим диском сцепления". Бывает одномассовый (сплошной) и двухмассовый (демпферный). Рассказ о нем оставим на будущее, если конечно будут желающие узнать о них.


3а) Сцепление - применяется при использовании механической трансмиссии и создает возможность "разомкнуть" связь двигателя и трансмиссии, и переключить передачу. В "замкнутом" виде сцепление передает момент с маховика на трансмиссию. В общем случае включает в себя корзину сцепления, диск сцепления и выжимной подшипник, а так же другие элементы для управления сцеплением. Про сцепление будет отдельный пост, так же расскажу про керамические диски сцепления с разным количеством лепестков.


3б) Гидротрансформатор (конвертер крутящего момента) - аналогично сцеплению служит для передачи крутящего момента, но в отличии от сцепления в нем отсутствует механическая связь между валом двигателя и коробки, применяется при использовании автоматической коробки передач, и в том числе его конструкция (которую я рассмотрю позже, скорее всего совместно с АКПП) ведет к тому, что автомобили с одинаковым мотором имеют больший расход и худшую динамику разгона (не всегда) с автоматической трансмиссией.


4) Трансмиссия (Коробка переключения передач) - служит для передачи момента от двигателя на последующие элементы автомобиля, при этом позволяет передавать его с разными передаточными числами, обеспечивая работу двигателя на оптимальных оборотах при различной скорости движения автомобиля. Собственно и необходима она исключительно как следствие того, что ДВС проектируется под работу в заданном интервале оборотов, и конструктивно не может обеспечить движение автомобиля на всем диапазоне скоростей без использования разных передаточных отношений. А например на автомобилях с электродвигателем трансмиссия может отсутствовать, например, на Тесле есть только редуктор от двигателя к мосту. Но и электродвигатели не идеальны, и вызывающая вау-эффект при разгоне от нуля до ста км/ч Тесла начинает терять динамику уже на подходе к 100 км/ч, и чем больше скорость, тем более это заметно. Уже на скорости 140-160 км/ч Теслу сравнивают с овощем, что, впрочем, более чем достаточно для городской эксплуатации. Трансмиссии бывают многих видов, на слуху у всех Механическая КПП и Автоматическая КПП, так же многие слышали про Роботизированную КПП (в том числе печально нашумевшую коробку с двойным сцеплением - DSG) и вариатор (CVT). Виды коробок я бы хотел разобрать после двигателей.


5) Раздаточная коробка - опциональный элемент, может быть как совмещена с коробкой передач, так и быть отдельным элементом. Служит для таких целей, как введение "понижающей передачи" и подключения переднего/заднего моста, еще бывает, что через нее реализуют вал отбора мощности. На схеме раздаточная коробка отсутствует (можно представить что она "встроена" в трансмиссию), но по какой-то неведомой причине мне захотелось упомянуть ее здесь. Раздаточную коробку рассмотрим, когда доберемся до различных систем полного привода.


6) Карданный вал - служит для передачи момента далее, от коробки к дифференциалу, применяется преимущественно в авто с задним или полным приводом при переднемоторной компоновке.


7) Дифференциал - переводит вращение одного входящего вала во вращение двух выходящих валов, в случае как на картинке - приводов, соединенных с колесами автомобиля. В случае систем постоянного полного привода дифференциал может быть установлен между двумя валами передающими вращение не переднюю и заднюю ось автомобиля, а так же на любой из осей автомобиля. Имеются различные типы дифференциалов в зависимости от поставленных задач, обеспечивающие различное поведение автомобилей.


Ну, а наиболее массово производимая на сегодняшний день конструкция автомобиля, это переднеприводный автомобиль с поперечным расположением мотора, схематично можно изобразить так:

Устройство Автомобиля. Часть 1. Обзор. Устройство автомобиля, Моё, Много букв, Познавательно, Авто, Двигатель, Длиннопост

Собственно популярна такая конструкция в первую очередь тем, что дешевле в производстве, т.к. имеет меньше довольно дорогостоящих частей, и соответственно применяется на всех бюджетных автомобилях. Возможен такой вариант благодаря ШРУСам - шарнирам равный угловых скоростей, благодаря которым возможно использование одной и той же оси в качестве управляющей и ведущей.


Дальнейшие посты планирую снабжать большим числом графического материала (схемы, фотографии).


Хотелось бы в итоге дойти и до таких систем как рулевое управление (в т.ч. ГУР), различные схемы подвески, технологии изменяемого газораспределения, тормозная система и многие другие, в том числе рассмотреть "тюнинг" (или же просто более производительные/продвинутые версии) этих систем.


Так же уточню, что я не специалист, полноценного образования по этой тематике не имею и вся даваемая мной информация готова к критике и дополнениям, а я в свою очередь открыт к вопросам и предложениям в комментариях.

Если это кому либо интересно - по образованию я геофизик, работаю по специальности и могу немного рассказать и про работу, хотя постов о работе вахтами в отдаленных районах, тут по моему было вполне достаточно.


К дочитавшим до конца есть вопрос - есть мысль выпускать так же эти посты в формате видео, роликами по 5-10 минут, с рисованием процессов. Мне кажется, что так будет доступнее, стоит ли?

Как вариант можно делать обе версии если наберутся желающие и того и другого.

И не слишком ли "сухой" язык используется?

Ну и оставляйте пожелания - про какие технологии вам хотелось бы узнать подробнее.

Так как это мой первый пост на Пикабу - буду рад любой обратной связи :)

Автомобильное сообщество

26.5K поста48.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

45
Автор поста оценил этот комментарий
Лучше текст с гифками, чтобы удобнее на работе читать было.)
раскрыть ветку
18
Автор поста оценил этот комментарий

У вас нормальная, грамотная технически речь на первый взгляд, пишите, интересно :)))

Вот только видео не надо, уж лучше больше графического материала.


Мля, какие же классные были мурзилки на классику, в цвете и с сечениями... я малой как альбом с комиксами рассматривал, читал, и ведь все понятно было... жаль, что сейчас такого нет...

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий
Мне все интересно. Давай гафки,графики,схемы,видео. Главное чтобы было понятным языком. Спасибо,подписался.
раскрыть ветку
22
Автор поста оценил этот комментарий
Это потому что народ перестаёт ездить на отечественных авто...
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Замечание! Называть коробку передач трансмиссией не совсем верно, трансмиссия это совокупность всех элементов соединяющих(передающих вращение) двигатель с движителем.

раскрыть ветку